Минэнерго России совместно с Минтрансом и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) проанализируют возможность возврата приоритетности нефтепродуктов на железной дороге в более высокую группу. Это следует из протокола совещания у вице-премьера Александра Новака о ситуации на внутреннем рынке топлива, прошедшего в феврале (документ есть у РБК, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием).
Согласно протоколу Новак поручил ведомствам «с учетом проведенного анализа логистических рисков» представить в правительство «согласованные предложения по приоритизации поставок нефтепродуктов железнодорожным транспортом на внутренний рынок». Предполагается, что очередность топлива может быть повышена с шестой до третьей. При этом срок исполнения поручения в документе не указан.
О том, что такая опция обсуждается, РБК сообщал в феврале. Тогда источники издания отмечали, что это целесообразно для сохранения цен на стабильном уровне в весенне-летний период, рассказывал один из собеседников. С 1 января нефтепродукты транспортируются в шестой очереди согласно Правилам недискриминационного доступа (ПНД) и ниже, тогда как с марта 2024 года их временно переносили в третью в рамках мер по стабилизации рынка топлива.
Как следует из протокола, вице-премьер также поручил Минэнерго и Минфину проанализировать налоговую нагрузку нефтяных компаний в связи с увеличением ставок акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо. О результатах ведомствам необходимо доложить на очередном совещании, указано в документе.
Также Минэнерго, Минфину и ФАС России поручено предложить меры, направленные на снижение розничных цен на нефтепродукты на территории Дальневосточного федерального округа и в отдельных субъектах, входящих в Сибирский федеральный округ.
Помимо этого, Минэнерго и ФАС проработают вопрос о внесении изменений в приказ о нормативах продаж топлива на бирже. Корректировки должны предусмотреть установление обязательства для компаний реализовывать 1% от объемов производства нефтепродуктов на срочном рынке. Такие сделки предлагается вносить в зачет действующих нормативов биржевых продаж. Согласно «дорожной карте» развития срочного рынка топлива, определить обязательный норматив продаж на срочном рынке планируется в третьем квартале 2025 года. Сейчас он составляет 1% от нормативов в основной секции торгов, но пока носит рекомендательный характер.
Что касается сферы аграриев, которые готовятся вскоре открыть сезон посевной, то Минсельхозу, Минэнерго, ФАС и руководству заинтересованных субъектов Новак поручил проанализировать цены на нефтепродукты для сельхозтоваропроизводителей. Особое внимание при этом должно быть уделено регионам Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Министерство сельского хозяйства и Министерство энергетики также утвердят рекомендуемые объемы поставки дизтоплива и бензина для сельскохозяйственных работ на основании заявок регионов и предложений нефтяников.
РБК обратился за комментарием в секретариат вице-премьера Новака, а также в пресс-службы Минэнерго, Минтранса и РЖД.
Ранее правительство продлило ограничения на экспорт бензина из России для экспортеров, не относящихся к категории производителей, с 1 марта до 31 августа. Решение об этом было принято также на февральском совещании у Новака, сообщали РБК два источника, знакомых с результатами встречи. Производители бензина, соответственно, сохранили исключение из эмбарго и по-прежнему могут осуществлять зарубежные поставки.
Временный запрет на экспорт бензина, который не распространяется на международные соглашения со странами ЕАЭС, изначально был введен для всех с 1 марта по 31 августа. Правительство назвало меру превентивной, на период высокого летнего спроса и посевной. Затем меру приостанавливали для производителей и вновь возобновили в конце лета. С 1 декабря запрет на экспорт бензина для производителей вновь был отменен, но сохранен для остальных.
РБК