Российский танкерный и пассажирский флот высоко изношен

Версия для печати

Большая часть судов старше 30 лет, об этом говорится в стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года.

Российский танкерный и пассажирский флот высоко изношен

Российский танкерный флот характеризуется высокой степенью износа, 68% судов старше 30 лет. Пассажирский флот также устарел - 70% судов старше 30 лет, а 18% - старше 60 лет, говорится в актуализированной правительством РФ стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года.

"Структура грузового флота Российской Федерации по грузоподьемности распределена равномерно между танкерами-продуктовозами и сухогрузами. Танкерный флот насчитывает 910 судов, сухогрузный флот - 1 465 судов. Российский танкерный флот характеризуется высокой степенью износа: 68%, или 572 судна старше 30 лет. Наиболее устаревший сегмент - нефтеналивные танкеры, в котором 564 судна относятся к этой возрастной категории", - указывается в документе.

Сухогрузный флот РФ также существенно изношен: 76%, или 1 076 судов старше 30 лет. При этом наиболее устаревший сегмент - суда для генеральных и рефрижераторных грузов в количестве 1 037.

"По состоянию на декабрь 2023 года обеспеченность экспортных перевозок российским флотом находится на низком уровне по всем ключевым грузам. Низкая обеспеченность собственным флотом и его высокий износ формируют риски для обеспечения транспортной и энергетической безопасности Российской Федерации. Для нивелирования указанных рисков необходимо наращивать объемы строительства грузовых судов, особенно для морских перевозок", - отмечается в стратегии.

Что касается пассажирских судов, по состоянию на конец 2023 года в России было зарегистрировано 1 877 пассажирских судов. Из них 1 221 судно (36 %) является экскурсионно-прогулочным, 292 (9%) - скоростными пассажирскими, 225 (7%) - паромами и 143 (4%) - круизными судами.

Пассажирский флот также характеризуется высоким уровнем износа: 1 319 судов из 1 877 (70%) старше 30 лет, из них 336 судов (18%) - старше 60 лет. При этом самый высокий средний возраст относительно других классов судов наблюдается у круизных - 48 лет, из них 39% - старше 60 лет.

Стратегия развития отечественной судостроительной промышленности до 2050 года предполагает, что в ближайшие шесть лет на поддержку производителей и заказчиков судов и комплектующих будет направлено свыше 500 млрд рублей.

Уровень загрузки действующих производств к 2036 году должен вырасти до 61%, а к 2050 году - до 73%. При этом стоит задача обеспечить выполнение гособоронзаказа, увеличить долю гражданского флота собственного производства до 61% к 2036 году и до 64% - к 2050 году. Долю серийных судов, выпускаемых российскими предприятиями, предполагается увеличить с 30% до 50% от общего объема судостроения к 2036 году и до 80% - к 2050 году. 

ТАСС

Показать больше