ГОСТ ФТС России от 01 июня 2022 N б/н
Методические рекомендации по подготовке заявления о принятии решения о классификации товара, перемещаемого с особенностями, определенными статьей 117 ТК ЕАЭС, заявления о внесении изменений в решение о классификации и документов к таким заявлениям, а также заполнение декларации на товары в отношении компонентов товара

1. Общие положения

Решения о классификации товара, перемещаемого через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – Союза) в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени (далее – Решения), принимаются в соответствии со статьями 16, 17 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон).

Формы и порядок заполнения документов, используемых при принятии Решения, при внесении изменений в такое решение, при отказе в рассмотрении заявления и принятии такого решения, а также при прекращении действия такого решения утверждены приказом ФТС России от 06.02.2019 № 194.

Форматы документов, представляемых в электронном виде, а также особенности их формирования, утверждены приказом ФТС России от 24.03.2022 № 194.

Перечень товаров утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.04.2018 № 45 "Об утверждении перечня товаров, в отношении которых таможенными органами принимаются решения о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде".

Особенности таможенного декларирования товара, перемещаемого через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде определены статьей 117 Таможенного кодекса Союза (далее – ТК Союза) и статьей 103 Закона (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26.03.2022 № 74-ФЗ). Иные особенности определены решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (с изменениями от 15.01.2019 № 1).

В случае, если Решение принято до 1 января 2018 года и ввоз первого компонента товара осуществлен до 1 января 2018 года, то после вступления в силу ТК Союза ввоз компонентов товара должен осуществляться с применением заявлений на условный выпуск в соответствии со статьей 215 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Если Решение принято до 1 января 2018 года, но ввоз компонентов товара будет осуществляться после 1 января 2018 года, то такие компоненты товара должны декларироваться в соответствии со статьей 117 ТК Союза с уплатой таможенных пошлин, налогов.

Кроме процедуры принятия Решения Законом предусмотрены процедуры отказа в рассмотрении заявления о принятии Решения (части 9-11 статьи 16 Закона), уведомления о необходимости представления дополнительной информации (часть 12-14 статьи 16 Закона), отказа в принятии Решения (части 15-17 статьи 16 Закона), внесения изменений в Решение (статья 17 Закона), отказа в рассмотрении заявления о внесении изменений в Решение (части 8-9 статьи 17 Закона) и прекращения действия Решения (часть 10 статьи 17 Закона).

2. Принятие Решения

Решение принимает Управление товарной номенклатуры ФТС России.

Решение принимается на основании заявления лица, правомочного выступать в качестве декларанта товара (далее – Заявитель), либо надлежащим образом уполномоченный таким лицом представитель, и прилагаемых к нему документов, в том числе – перечня компонентов товара (раздел 10 настоящих методических рекомендаций).

В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона заявление о принятии Решения подается в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет либо в виде документа на бумажном носителе.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона заявителем при подаче заявления о принятии Решения может выступать лицо, отвечающее условиям, предусмотренным статьей 83 ТК Союза и частью 4 статьи 100 Закона, либо надлежащим образом уполномоченный таким лицом представитель.

Из положений частей 2, 3 статьи 5 Закона следует, что используемые в Законе термины, значения которых не определены регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации и актами, составляющими право Союза, а также Законом, используются в Законе в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.

В Российской Федерации институт представительства регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 ГК РФ полномочия представителя могут быть основаны на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу пункта 1 статьи 185 ГК РФ основанием возникновения полномочий представителя, предполагающим уполномочие одним лицом другого лица или других лиц для представительства перед третьими лицами, является доверенность (по сравнению с возникающим не в силу добровольного волеизъявление представляемого представительством, основанным на указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления).

При этом согласно пункту 4 статьи 185 ГК РФ правила ГК РФ о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений.

Позиция, свидетельствующая о том, что письменное уполномочие может содержаться как в отдельном документе (доверенности), так и в договоре, решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений, находит отражение в разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации (пункт 125 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

В соответствии с приказом ФТС России от 3 июня 2019 г. № 901[1] в АПС "Личный кабинет" предусмотрена возможность наделять других пользователей функциями для осуществления обмена электронными документами и (или) сведениями с таможенными органами от имени и по поручению пользователя посредством АПС "Личный кабинет" с указанием видов электронных документов и (или) сведений.

Данный функционал реализован путем заполнения в АПС "Личный кабинет" необходимых сведений о подтверждении полномочий лица с учетом требований альбома форматов электронных форм документов и необходимости подписания усиленной квалифицированной электронной подписью лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ЮЛ (согласно выписки из ЕГРЮЛ). Для применения данного функционала необходимо авторизоваться с использованием Единой системы идентификации и аутентификации в целях подтверждения статуса руководителя (директора) организации.

Перечень информационных сервисов АПС "Личный кабинет", доступ к которым осуществляется после авторизации через ЕСИА, а также порядок действий пользователя при реализации функционала по наделению правами от имени организации осуществлять действия с использованием данного программного средства указаны в разделе "Справка" АПС "Личный кабинет".

3. Заявление о принятии Решения

Заявление о принятии Решения (далее – Заявление) , составляется на русском языке и включает:

Сведения о Заявителе:

а) наименование организации, юридический адрес, почтовый адрес, по которому должно быть отправлено Решение, контактный телефон, в том числе, электронный адрес, по которому в случае необходимости, может быть направлен запрос о необходимости представления дополнительной информации;

б) основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП);

в) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

В случае если заявление подается представителем, указываются такие же сведения о представителе (в том числе договор о полномочиях представителя в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре).

Сведения о товаре:

а) наименование товара,

б) адрес места фактической сборки, монтажа, установки товара (для ввозимого товара);

Срок поставки товара;

Информация о таможенной процедуре, под которую будет помещен товар[2];

Наименование таможенного органа, где будет осуществляться таможенное декларирование товара, а также его предъявление таможенному органу.

Федеральным законом от 22.12.2020 № 433-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключен пункт 6 статьи 103 Закона, предусматривающий, что каждая отдельная партия товара, перемещаемого с особенностями, определенными статьей 117 ТК ЕАЭС, подлежит предъявлению таможенному органу, в котором будет осуществляться таможенное декларирование, что свидетельствует о возможности декларирования товара на таможенных постах (центрах электронного декларирования), а предъявлении его любому таможенному посту фактического таможенного контроля вне зависимости от региона деятельности таможенного поста (центра электронного декларирования).

Законом предусмотрена подача заявления в электронном виде через сервис "Классификации товаров, перемещаемых в виде компонентов" личного кабинета участника ВЭД на официальном сайте ФТС России (далее – Личный кабинет), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо в виде документа на бумажном носителе.

Подача декларантом Заявления в виде электронного документа с прилагаемым комплектом технической документации, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью, позволит незамедлительно получать информацию о каждом этапе работы с Заявлением, а также значительно сократить временные затраты на получение результата рассмотрения Заявления.

Преимущества подачи документов в электронном виде:

- сокращение времени на рассмотрение документов, прилагаемых к Заявлению, и подготовку проекта Решения;

- минимизация ошибок, допускаемых при подготовке документов (заявление и перечень компонентов проходит проверку на правильность заполнения в соответствии с требованиями, установленными законодательством);

- минимизация запросов о необходимости предоставления дополнительной информации в части формирования перечня компонентов, описания компонентов и пр.;

- исключение отказов в рассмотрении Заявления из-за ненадлежащего заверения документов (заявление и прилагаемые к нему документы, представляемые в электронном виде, заверяются полностью электронной подписью заявителя);

- отсутствие бумажного документооборота.

Файлы документов, прилагаемых к заявлению о принятии решения о классификации товара, перемещаемого в виде компонентов/о внесении изменений в решение о классификации товара, перемещаемого в виде компонентов, а также к ответу на запрос ФТС России о предоставлении дополнительной информации, прилагаются общим объемом до 1 Гб, а для каждого файла – до 50 Мб.

В случае направления заявления о принятии решения о классификации товара через Личный кабинет (сервис "Классификация товаров, перемещаемых в виде компонентов") решение о классификации товара принимается в течение 55 рабочих дней[3].

Форматы документов, представляемых в электронном виде, а также особенности их формирования, установлены приказом ФТС России от 24.03.2022 № 194.

Документы, прилагаемые к Заявлению, поданному через Личный кабинет, должны быть представлены в следующих форматах:

doc, docx, odt, pdf, tif – для документов с текстовым содержанием;

xls, xlsx – для документов в виде таблиц, содержащих числовые значения с возможностью вычислений с использованием формул;

dwg, dwt, cad, nwd – для сборочных (монтажных) чертежей (схем), 3-D моделей;

rar, zip – для комплекта документов, представляемых в различных форматах, указанных в абзацах втором – четвертом.

Данные преимущества и требования также относятся к заявлению о внесении изменений в Решение и прилагаемых к нему документам.

4. Документы, прилагаемые к Заявлению (части 7, 8 статьи 16 Закона)

К заявлению о принятии Решения прилагаются:

Документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки в отношении товара;

Документы, которые могут служить основанием для подтверждения количества поставляемых (указанных в перечне товаров) компонентов, содержащие наименования, количество/вес нетто поставляемых компонентов

Учредительные документы Заявителя или изменения в такие документы, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке в случае ввоза компонентов товара в качестве вклада в уставный (складочный) капитал получателя;

Перечень компонентов товара оформляется по форме, утвержденной приказом ФТС России от 06.02.2019 № 194 "Об утверждении форм и порядков заполнения документов, используемых при принятии решения о классификации товара, перемещаемого через таможенную границу евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени, при внесении изменений в такое решение, при отказе в рассмотрении заявления и принятии такого решения, а также при прекращении действия такого решения" в формате .xls, .xlsx, .ods.

Примерные перечни компонентов по наиболее часто заявляемым товарам (инкубаторы; теплицы; линия для производства строительных материалов; оборудование горнодобывающей отрасли промышленности) приведены в Приложениях 1 – 4.

Сведения о товаре:

а) для товаров, классифицируемых в товарных позициях 7308 или 7309 00 ТН ВЭД ЕАЭС:

- техническое описание (в том числе, иллюстрированный документ (например, инструкции, проспекты, лист из каталога, фотографии), содержащий описание, назначение и основные характеристики) металлоконструкции, например, опор, стоек, кронштейнов для оборудования, в том числе входящие в состав металлоконструкции перил, лестниц, переходных мостиков, и т.д.;

- описание компонентов металлоконструкции, приведенных в перечне компонентов товара, с указанием назначения, выполняемых функций, принципа работы, материала, из которого они изготовлены;

- описание способа монтажа (сборки) металлоконструкции, способа крепления и конкретных мест креплений металлоконструкций к элементам секций линии, полу, стенам здания и т.д.;

- сборочный (монтажный) чертеж (схема) с указанием попозиционного расположения функциональных блоков и отдельных компонентов с привязкой к перечню компонентов товара и техническому описанию металлоконструкции;

б) для товаров, классифицируемых в товарных позициях 8701, 8702, 8704 10, 8705, 8709, 9301 и группах 84 - 86, 88 - 90 ТН ВЭД ЕАЭС:

- общий сборочный (монтажный) чертеж/технологическая схема оборудования (машины) в масштабе, позволяющем читать надписи на нем, с указанием попозиционного расположения функциональных блоков и отдельных компонентов с привязкой перечню компонентов товара и техническому описанию оборудования;

- для печей и аналогичных товаров - сборочный (монтажный) чертеж/3-D модель печи (в различных проекциях) с указанием на нем попозиционного расположения функциональных блоков, отдельных компонентов и материалов, из которых изготовлена печь (огнеупорных, теплоизоляционных, керамических материалов и т.д., а также металлических элементов структуры печи), выделенных различными цветами, а также информацию об их назначении и выполняемых функциях;

- подробное поэтапное описание технологического процесса с указанием взаимодействия всех компонентов, входящих в состав оборудования, наличия/отсутствия единой системы управления, взаимосвязи компонентов, производимых ими операций, с привязкой к перечню компонентов и со ссылками на общий сборочный (монтажный) чертеж (технологическую схему) и перечень компонентов;

- описание способа перемещения изделий (товара) между компонентами (функциональными блоками, участками) линии (с привязкой к перечню компонентов) с указанием каким образом (в автоматическом режиме, с помощью локальных пультов управления, вручную и т.п.) и с помощью каких механизмов (транспортеров, цеховых кранов, тележек и пр.) перемещается товар, а также техническое описание данных механизмов;

- схемы системы управления с указанием на них основных функциональных блоков и управляющих устройств, с указанием на них схемы распределения электрических и управляющих сигналов;

- техническое описание "систем", объединяющих технологические участки в единый комплекс, содержащее сведения, каким образом "системы" взаимодействуют между собой и со всеми участками комплекса, каким образом осуществляется управление данными "системами" (например, локальными системами управления, общей системой управления комплекса, входят ли системы (система) управления в поставку оборудования);

- описание компонентов, указанных в перечне компонентов как "система", "модуль" и т.п., содержащее перечень элементов, входящих в состав "системы", с указанием их количества, назначения, взаимодействия и выполняемых функций в составе линии, места и способа крепления элементов;

- техническое описание отдельных компонентов оборудования (с привязкой к перечню компонентов) с указанием их функционального назначения, принципа действия, основных технических характеристик и комплектации (состава), способа и мест установки и применения в оборудовании, их внешний вид (фотографии, чертежи, рекламные проспекты, 3-D модели), материала, из которого они изготовлены;

- для металлоконструкций, входящих в состав оборудования - сборочный (монтажный) чертеж оборудования в масштабе, позволяющем читать надписи на нем, с указанием попозиционного расположения функциональных блоков и отдельных компонентов на секциях несущих металлоконструкций, с указанием способа крепления (с помощью болтовых, крепежных соединений, сварки и т.д.) и конкретных мест креплений металлоконструкций, в том числе перил, лестниц, переходных мостиков, стоек (например, к элементам секций линии, полу, стенам здания и т.д.).

- в случае поставки " металлоконструкции" в разобранном виде необходимо представить информацию, позволяющую ее идентифицировать (документы поставщика, содержащие перечень элементов, входящих в состав компонента, с указанием идентификационных признаков (размеров), количества или веса нетто каждого элемента);

- техническое описание "защитных кожухов оборудования, ограждений и т.п." с указанием их идентификационных признаков, мест и способа крепления к оборудованию, наличие электрических элементов для взаимодействия с оборудованием, фотографии, чертежи, изображения 3-D модели "кожухов" (отдельно от оборудования и в смонтированном виде);

- техническая документация поставщика (производителя) оборудования, содержащая обоснование/расчет количества комплектующих, таких как трубопроводы, кабели, КИПиА, соединительные, крепежные, уплотнительные материалы (фитинги, фланцы, винты, болты, гайки, прокладки, клеммы) и пр. в шт., м. или в кг., которые входят в состав оборудования и используются непосредственно в его работе;

- для целей идентификации таких компонентов как трубопровод, кабель, профили, цепи, ленты, и т.п., в случае если в перечне компонентов они указаны в единицах измерения "шт.", необходимо в графе № 2 "Наименование" перечня компонентов указать их идентификационные признаки и размеры (например, длина в метрах, диаметр и пр.), а также подтвердить указанные идентификационные сведения технической документацией;

- список элементов, входящих в состав компонентов "крепеж", "монтажные элементы", такие как винты, болты, гайки, прокладки, клеммы, фитинги, фланцы и пр., "принадлежности и инструменты для сборки, запуска, тестовых испытаний и эксплуатации", включающий их наименования, идентификационные признаки, количество (или вес) каждого элемента, а также их техническое описание (назначение, выполняемые функции, способ установки и применения в оборудовании, их внешний вид (фотографии, чертежи, рекламные проспекты и т.п.));

- техническая документация производителя/ поставщика оборудования, подтверждающая указанное в заявлении количество технологических жидкостей (технические паспорта установок, в которых используется технологическая жидкость, с указанием объемов жидкости для первоначального заполнения; расчетная документация, содержащая сведения о количестве технологической жидкости, предназначенного для заполнения трубопроводов, участвующих в технологическом процессе, и т.п.);

- документацию производителя оборудования (машины), содержащую сведения о его технических характеристиках, являющихся классификационными признаками (паспорт оборудования, чертежи заверенные производителем и т.д.), с указанием марки (модели, артикула) машины;

- документацию производителя оборудования (машины), содержащую сведения о его технических характеристиках, являющихся классификационными признаками, т.е. от которых зависит код товара (паспорт оборудования, чертежи заверенные производителем, руководство пользователя, инструкция по эксплуатации), с указанием марки (модели, артикула) машины;

в) для товаров, классифицируемых в товарной позиции 9406 00 (за исключением мобильных домов подсубпозиции 9406 00 110 0) ТН ВЭД ЕАЭС:

- техническое описание оснащения сборной строительной конструкции с указанием наименования функциональных блоков, обеспечивающих систем и иного встроенного или предназначенного для встраивания оборудования, назначения сборной строительной конструкции, выполняемых функций, принципа работы, используемых материалов;

- описание материалов, используемых для изготовления конструкционных элементов сборной строительной конструкции;

- размеры основных конструкционных элементов сборной строительной конструкции и габаритные размеры самой конструкции;

- сборочный (монтажный) чертеж (схема) с указанием попозиционного расположения функциональных блоков и отдельных компонентов с привязкой к перечню компонентов товара и техническому описанию строительной конструкции

В случае если в объём поставки товара (оборудования/ металлоконструкции/ сборной строительной конструкции) входят не все компоненты, предназначенные для его сборки (монтажа), например, не входят компоненты, закупаемые на внутреннем рынке (по программе импортозамещения), поставляются сторонней организацией, или товар поставляется для модернизации уже существующего оборудования, необходимо представить схему/общий сборочный чертеж (чертежи отдельных функциональных блоков/участков) товара с указанием расположения поставляемых компонентов и компонентов, которые не входят в поставку, но участвуют в технологическом процессе/будут смонтированы с поставляемыми конструкциями (с выделением их разными цветами на схеме/чертеже), в масштабе, позволяющем читать надписи, а также перечень функциональных блоков, устройств и элементов, которые не будут поставляться рамках решения о классификации, и их техническое описание, содержащее информацию об их назначении и выполняемых функций во взаимосвязи с компонентами, входящими в объём поставки товара.

В соответствии с частью 12 статьи 16 Закона в случае, если представленные заявителем документы и сведения, указанные в частях 6 и 7 статьи 16 Закона, содержат противоречивую информацию и (или) представлены не в полном объеме, необходимом для принятия Решения, уполномоченный таможенный орган (в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет) уведомляет заявителя в течение 20 календарных дней со дня регистрации указанного заявления о необходимости представления дополнительной информации. В запросе дополнительной информации у заявителя содержится обоснование дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, влияющих на принятие Решения.

Если дополнительно представленная информация содержит не все запрошенные документы и сведения, необходимые для классификации товара, таможенный орган в соответствии с частью 12.1 статьи 16 Закона[4] вправе их запросить в пределах 60 календарных дней со дня уведомления заявителя (ч. 13 ст. 16 Закона).

5. Внесение изменений в Решение (статья 17 Закона)

Решение о внесении изменений в ранее выданное Решение принимается в случаях (часть 2 статьи 17 Закона):

- изменения условий внешнеэкономической сделки, если такое изменение относится к товару или его отдельным компонентам, в отношении которых принято Решение (в том числе, когда компонент изначально заявляется и вносится в Решение единым, а затем из-за транспортных, логистических, габаритных или других проблем не может быть поставлен единовременно или целиком);

- при обнаружении ошибок или опечаток, допущенных при принятии Решения или при подготовке документов заявителем;

- принятие Евразийской экономической комиссией или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, обязательного для исполнения таможенными органами решения или разъяснения о классификации отдельных видов товаров, влияющих на классификацию товара, в отношение которого принято Решение;

- внесение соответствующих изменений в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

- изменений сведений о заявителе и (или) таможенном органе, в котором будет осуществляться таможенное декларирование товара;

- представление декларантом заявления об отказе от дальнейших поставок компонентов товара, если условно выпущенные или вывезенные компоненты товара образуют товар, классифицируемый по коду, указанному в Решении;

- изменение таможенной процедуры, под которую будет помещен товар[5].

Управление товарной номенклатуры ФТС России принимает решение о внесении изменений в Решение на основании заявления Заявителя, поданного в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через Личный кабинет либо в виде документа на бумажном носителе.

Решение о внесении изменений в Решение принимается таможенным органом, принявшим Решение, в течение 30 календарных дней со дня регистрации таким таможенным органом заявления о внесении изменений в Решение.

6. Заявление о внесении изменений в Решение и прилагаемые документы (статья 17 Закона)

В целях сокращения времени на рассмотрение заявления о внесении изменений необходимо формировать и направлять с заявлением документы в электронной форме в определенных приказом ФТС России от 24.03.2022 № 194 форматах через Личный кабинет (форматы документов описаны в разделе 3).

Заявление о внесении изменений в Решение должно содержать:

Сведения о заявителе (наименование, организационно-правовую форму, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, почтовый адрес);

Регистрационный номер и дату принятия Решения;

Причины, по которым необходимо внести изменения;

Перечень компонентов товара оформляется по форме, утвержденной приказом ФТС России от 06.02.2019 № 194 "Об утверждении форм и порядков заполнения документов, используемых при принятии решения о классификации товара, перемещаемого через таможенную границу евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени, при внесении изменений в такое решение, при отказе в рассмотрении заявления и принятии такого решения, а также при прекращении действия такого решения" в формате .xls, .xlsx.

Изменяемые, исключаемые, дополняемые компоненты товара формируются отдельными перечнями.

Документы, подтверждающие внесение изменений в Решение.

Такими документами могут быть: изменения или дополнения к внешнеторговому контракту/договору, документы об изменении названия или организационно-правовой формы заявителя, документы, указывающие на ошибки, опечатки, допущенные при принятии Решения или при подготовке документов заявителем и т.д.

В случае подачи Заявления о внесении изменений в Решение на бумажном носителе рекомендуется прикладывать заверенные надлежащим образом:

копию Решения, в которое вносится изменение,

если в Решение ранее вносились изменения, то копии ранее внесенных в это Решение изменений.

ФТС России доработаны программные средства, позволяющие вести в электронном виде базу принятых Решений. В связи с чем, все Решения, принятые с 01.01.2021, хранятся в базе в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, а также передаются в Личный кабинет. В случае, если Заявление было направлено ранее на бумажном носителе и решение принято тоже на бумажном носителе, то участник ВЭД вправе получить Решение в электронном виде, зарегистрировавшись в Личном кабинете.

Если Решение принято после 1 января 2021 г. декларант имеет возможность формировать и направлять заявление о внесение изменений в Решение через Личный кабинет при возникновении сложностей при заполнении Заявления или формировании документов к нему рекомендуем обращаться в техническую поддержку Личного кабинета.

Подача через Личный кабинет заявления о внесении изменений в Решение позволяет декларанту формировать перечень компонентов товара к такому заявлению на основании перечня компонентов товара к Решению с учетом всех внесенных до этого изменений.

При обращении с заявлением о внесении изменений в Решение в отношении нескольких компонентов, в случае отсутствия необходимой информации по некоторым компонентам, допускается внесение изменений в Решении в отношении части компонентов (документация по котором представлена в полном объеме).

По остальной части компонентов заявителю направляется отказ в рассмотрении заявления о внесении изменений в Решение, в котором подробно разъясняются причины отказа, а также указывается какие документы и сведения необходимо представить для повторного рассмотрения вопроса о внесении изменений в Решение.

7. Ошибки заявителей

Наиболее частые ошибки, которые приводят к отказам заявлений, являются:

1) в документах отсутствуют ссылки на прилагаемые чертежи, а на чертежах не обозначены компоненты товара, что не позволяет однозначно установить функциональное взаимодействие компонентов оборудования друг с другом, выполняемые ими функции с целью определения основной функции товара;

2) перечень компонентов товара не соответствует спецификациям к договору/контракту по наименованию и количеству заявляемых компонентов;

3) из-за мелкого масштаба или качества печати чертежи нечитаемые;

4) в случаях поставки компонентов товара в разобранном виде, не прилагаются документы о детализации компонентов, например, чертежи и спецификации к чертежам, согласованные с поставщиком товара (имеется в виду случай, когда компонент изначально заявляется и вносится в Решение единым, а затем из-за транспортных, логистических, габаритных или других проблем не может быть поставлен единовременно или целиком), и в Решение не внесены соответствующие изменения;

5) наличие в комплектах документов на иностранном языке без приложения перевода;

6) документы не заверены в соответствии с установленными требованиями.

8. Основные требования к оформлению Заявления о принятии Решения, и иных документов, несоблюдение которых приводит к отказам в рассмотрении документов (ч.8 ст. 16 Закона)

8.1. Для юридического лица или организации, не являющейся юридическим лицом.

Заявление, поданное на бумажном носителе, и прилагаемые к нему документы юридического лица или организации, не являющейся юридическим лицом, должны быть подписаны руководителем (заместителем руководителя) с указанием должности, фамилии и инициалов, заверены оттиском печати организации.

Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть подписаны уполномоченным лицом организации при наличии документа, подтверждающего совершение действий от имени руководителя организации (оригинала или нотариально его удостоверенной копии).

Заявление и прилагаемые к нему документы, должны быть пронумерованы (кроме сброшюрованного приложения), подписаны руководителем (заместителем руководителя) организации, заверены оттиском печати организации либо заверены на каждой странице.

Полномочия всех лиц, подписавших любые документы, представленные таможенному органу, должны быть подтверждены документально.

ВНИМАНИЕ!

К заявлению о внесении изменений, а также любой дополнительной информации, предоставляемой таможенному органу, как по его запросу, так и инициативно, предъявляются аналогичные требования.

Заявление, направленное в электронном виде через Личный кабинет, а также прилагаемый к нему комплект документов, заверяются автоматически усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, что позволяет минимизировать получения формального отказа в рассмотрении заявления о принятии решения о классификации товара (часть 9 статьи 16 Закона), если некоторые документы не заверены в установленном порядке.

8.2. Заявление о принятии Решения и прилагаемые к нему документы физического лица

Заявление и прилагаемые к нему документы, заявление о внесении изменений, а также любая дополнительная информация, поступающие от физического лица, должны быть подписаны указанным лицом.

Заявление и прилагаемые к нему документы, должны быть пронумерованы (кроме сброшюрованного приложения), подписаны физическим лицом, либо подписаны физическим лицом на каждой странице.

9. Изменение количества и исключение компонентов по инициативе таможенного органа в процессе рассмотрения Заявления

При принятии Решений товар классифицируется в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее – ОПИ), Примечаниями к разделам и группам ТН ВЭД ЕАЭС, которые содержат положения, определяющие классификацию многокомпонентного товара (оборудования в разобранном виде) единым кодом ТН ВЭД ЕАЭС.

Классификация того или иного компонента в составе оборудования определяется вышеуказанными положениями при условии, что в комплекте документов приложенном к заявлению, имеется достаточно информации о непосредственном участии этого компонента в технологическом процессе и/или принадлежности к конструкции оборудования, а также идентифицирующих признаках.

Исходя из практики принятия решений о классификации многокомпонентного оборудования, можно выделить следующие компоненты, которые не включаются в перечень, прилагаемый к решению о классификации, в силу того, что они не удовлетворяют вышеуказанным положениям:

- запасные, сменные, расходные, резервные компоненты, так как они не используются при сборке оборудования, а применяются в дальнейшем при его эксплуатации;

- компоненты, которые не участвуют в технологическом процессе и технологически (или физически) не связаны с основными функциональными блоками оборудования;

- строения и сборные строительные или металлоконструкции, технологически (или физически) не связанные с оборудованием (например, ангары, контейнеры, внутри которых размещается оборудование, но никак с ними не соприкасающееся и не связанное ни электрическими кабелями ни трубопроводами; защитные ограждения, смонтированные к полу вокруг оборудования; и т.п.);

- мобильные/переносные приборы для диагностики и обслуживания оборудования;

- компоненты, которые не представляется возможным идентифицировать по количеству;

- инструменты для сборки и обслуживания оборудования, которые не являются ручными инструментами, например, гидравлические домкраты, электроинструмент и т.п., включаются только такие инструменты как отвертки, гаечные ключи, и т.п. в количестве, необходимом для сборки или обслуживания соответствующей машины. Если инструменты идентичны, то в перечень включаются только те, которые должны использоваться одновременно. Если они разные, то допускается всего один инструмент каждого типа.

В случае, если имеющаяся информация не позволяет сделать однозначный вывод о классификации компонента в составе оборудования, а его отсутствие не влияет на классификацию оборудования в целом (т.к. выполняются требования ОПИ 2а) и оборудование в некомплектном виде классифицируется единым кодом), то этот компонент не включается в перечень компонентов товара при принятии Решения.

В целях сокращения времени принятия Решения дополнительные сведения могут не запрашиваться и Решение принимается без включения в него компонентов, сведения о которых представлены не в полном объеме.

При этом заявитель после получения решения о классификации товара вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в Решение в части дополнения его компонентами, не включенными при принятии Решения, либо включенными в меньшем по сравнению с заявлением количестве, инициативно, предоставив при этом дополнительную документально подтвержденную разъясняющую информацию в отношении первоначально не включенного (сокращенного количества) компонента товара.

При условии соблюдения положений ОПИ и Примечаний к ТН ВЭД ЕАЭС, а так же при достаточности сведений в представленной документации, принимается решение о внесении изменений в Решение в части его дополнения, не включенным ранее компонентом (количеством компонента) в соответствии с п. 5 ч. 2 статьи 17 Закона.

Если в заявлении о принятии Решения или заявлении о внесении изменений в Решение указан адрес электронной почты, скан запроса о необходимости представления дополнительной информации, решения об отказе в рассмотрении заявления о принятии Решения, решения об отказе в принятии Решения, решения о внесении изменений в Решение и решения об отказе в рассмотрении заявления о внесении изменений в Решение Управление делами ФТС России также направляет на указанный адрес (если количество страниц документа не превышает 10 листов). При этом электронный образ данных решений также можно получить в Личном кабинете участника ВЭД, так как все решения с 1 января 2021 года (независимо от того как подано заявление, в электронном виде или на бумажном носителе, есть ли на момент принятия решений Личный кабинет у участника ВЭД или нет) направляются в базу данных Личного кабинета.

10. Перечень компонентов товара

Перечень компонентов товара оформляется по форме, утвержденной приказом ФТС России от 06.02.2019 № 194 "Об утверждении форм и порядков заполнения документов, используемых при принятии решения о классификации товара, перемещаемого через таможенную границу евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени, при внесении изменений в такое решение, при отказе в рассмотрении заявления и принятии такого решения, а также при прекращении действия такого решения" в формате .xls, .xlsx.

В соответствии с пунктом 1 статьи 117 ТК Союза под компонентом товара понимается составная часть товара в комплектном или завершенном виде, которая указана в качестве такой части в Решении, принимаемом в соответствии с пунктом 3 статьи 21 ТК Союза.

Таблица

ВНИМАНИЕ: Описание товара в графе 2 "Наименование компонента" должно позволить идентифицировать товар при таможенном оформлении.

Правила заполнения перечня компонентов товара

В графе 1 указывается номер компонента по порядку. Если компонент поставляется в виде отдельных частей, данные части нумеруются по порядку внутри нумерации компонента.

В графе 2 указывается наименование компонента. Наименование компонента указывается соответственно фактически представленному товару и формируется исходя из документов, прилагаемых к заявлению.

В графе 3 только для основных компонентов указывается при необходимости классификационный код товара (на уровне товарной позиции) в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (данные коды носят справочный характер).

В графе 4 указывается количество поставляемых компонентов товара и их частей.

В графе 5 указываются единицы измерения поставляемых компонентов товара (штуки, литры, метры, килограммы и пр.), применяемые в ТН ВЭД.

В случае когда поставка компонентов предполагается в единице измерения "комплект", в графе 2 перечня "Наименование компонента товара" необходимо указать слово "комплект", а также указать в графе 4 перечня вес нетто в килограммах или детализировать компонент на отдельные элементы, входящие в его состав (выделить в отдельные строки перечня), с указанием наименований (идентификационных признаков), количества каждого элемента, дополнительных единиц измерения ("кг."), при этом, представив также документацию поставщика (производителя) оборудования, подтверждающую указанное в перечне количество каждого элемента.

Графа 6 перечня компонентов используется для Решений, принятых до 1 января 2021 г. и декларирование которых еще не завершено.

При формировании перечня компонентов товара необходимо учитывать, что для целей идентификации и контроля количества компонентов не допускается декларирование отдельными частями в разных декларациях на товары (далее – ДТ) компонентов, которые представляют собой комплектный или завершенный товар (например, конвейер – 1 шт.).

Однако данные требования не относятся к комплектному и завершенному товару, указанному в приложении к Решению в количестве более 1 шт. Такие компоненты допускается декларировать с подачей отдельных ДТ, при условии, что общее количество задекларированных компонентов не превысит количество, указанное в Решении.

Аналогичные особенности декларирования относятся и к таким компонентам как кабели, трубопроводы, крепежный материал и т.п., количество которых указывается в перечне компонентов в метрах, килограммах и пр.

Допускается декларирование данных компонентов отдельными ДТ в количестве, которое не превышает указанное в Решении. Например, если в Решении указан компонент в количестве 100 шт., то допускается его декларирование отдельными ДТ (10 шт., 20 шт., 30 шт., 40 шт.).

Если в Решении указано "конвейер 5 шт.", то его декларирование допускается осуществлять, например, следующим образом:

ДТ № 1 – Конвейер 1шт;

ДТ № 2 – Конвейер 2 шт.;

ДТ № 3 – Конвейер 2 шт.,

или если в Решении указано "трубопровод 100 м", то его декларирование допускается осуществлять, например, следующим образом:

ДТ № 1 – трубопровод 50 м;

ДТ № 2 – трубопровод 30 м;

ДТ № 3 – трубопровод 20 м.

В случае если компонент, например, "Конвейер 1 шт." предполагается поставлять отдельными частями разными товарными партиями, то декларант (уполномоченный представитель) вправе обратиться в ФТС России с заявлением о внесении изменений в Решение с просьбой детализировать (разбить) компонент на отдельные части с указанием количества этих частей, представив подтверждающую его состав документацию.

При использовании положений частей 15 и 16 статьи 103 Закона[6] необходимо учитывать следующее.

В соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза под компонентом товара понимается составная часть товара в комплектном или завершенном виде, которая указана в качестве такой части в решении о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде[7].

Исходя из понятия компонента положения частей 15 и 16 статьи 103 Закона обеспечивают регулирование вопросов, связанных с декларированием товаров, представляющих собой отдельные части (элементы, комплектующие, контрольно-измерительные приборы и т.п.) компонента, не указанные в перечне компонентов к выданному решению о классификации товара и поставляемые одновременно с ним в рамках одной товарной партии (далее – Комплектующие).

Комплектующие допускается декларировать в составе компонента, частью или принадлежностью которого они являются, без внесения изменений в решение о классификации товара (без указания Комплектующих в отдельных строках перечня компонентов).

Также частью 16 статьи 103 Закона предусмотрена обязанность лица, получившего решение о классификации товара, после ввоза Комплектующих представлять в ФТС России документы, позволяющие определить возможность классификации Комплектующих кодом единой ТН ВЭД ЕАЭС совместно с оборудованием, указанным в решении о классификации товара.

Документы необходимо направлять в ФТС России до 1 марта 2023 года с учетом сроков, предусмотренных законодательством для принятия решения о внесении изменений в решение о классификации товара, а также с учетом сроков подачи декларации на товары в отношении последнего компонента товара.

По результатам рассмотрения представленных документов (в том числе содержащих перечень ввезенных Комплектующих) ФТС России будут приниматься решения о внесении изменений в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании[8].

В случае если по результатам рассмотрения представленных в ФТС России документов будет установлено, что ввезенные Комплектующие:

не могут быть включены в решение о классификации товара, так как превышают количество, необходимое для сборки и монтажа оборудования, следовательно, не удовлетворяют положениям Основного правила интерпретации 2а) ТН ВЭД и/или положениям примечаний 3 и 4 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, то данные Комплектующие подлежат классификации в собственных товарных позициях ТН ВЭД ЕАЭС отдельно от оборудования, указанного в решении о классификации;

изменяют состав оборудования таким образом, что это повлияет на его классификацию единым кодом ТН ВЭД ЕАЭС, указанным в решении о классификации товара, то данное обстоятельство в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 17 Закона будет являться основанием для рассмотрения вопроса о прекращении действия ранее принятого классификации товара.

[1] Приказ ФТС России от 3 июня 2019 г. № 901 "Об утверждении Порядка использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также Порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету".

[2] В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона Решение принимается в отношении товаров, которые помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенную процедуру экспорта, таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру свободной таможенной зоны, таможенную процедуру свободного склада, таможенную процедуру реэкспорта и таможенную процедуру реимпорта.

[3] Федеральный закон от 26.03.2022 № 74-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26.03.2022).

[4] Федеральный закон от 26.03.2022 № 74-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26.03.2022)".

[5] Федеральный закон от 26.03.2022 № 74-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26.03.2022).

[6] Федеральный закон от 26.03.2022 № 74-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26 марта 2022 года);

[7] Пункт 1 статьи 117 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

[8] Статья 17 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

 
< Ранее  
Top.Mail.Ru