Психологи спешат на помощь

Версия для печати

В рамках работы по психологическому просвещению и консультированию должностных лиц таможни и членов их семей по инициативе психолога Ольги Талля в Курганской таможне побывали дефектолог, логопед, психолог Л.А. Смолянинова, консультирующая по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, и Т.Г. Крапивина – педагог - психолог одной из городских гимназий

Главная задача просвещения состоит в устранении дефицита психологических знаний, умений и навыков, необходимых как для руководителей, работающих с подчиненными, так и рядовых сотрудников, взаимодействующих с участниками внешнеэкономической деятельности и другими посетителями таможни. Формы этой работы в таможне используют самые разнообразные: лекции, беседы, семинары, тренинги.

Однако очень часто сотрудники таможни, как и работники любой другой сферы деятельности, нуждаются не в общих психологических знаниях, хотя и они не маловажны, а в конкретном совете психолога. Именно психолог подскажет, как себя вести в той или иной ситуации, как справиться с возникающими трудностями, как построить взаимоотношения, как правильно выйти из конфликтной ситуации и постараться не допустить ее в будущем. Сущность психологической консультации состоит в специальных рекомендациях по изменению тех или иных психологических факторов, затрудняющих нормальное функционирование человека в семье, на работе, в коллективе, в повседневных и нестандартных ситуациях, а также в подсказывании человеку различных стратегий его поведения в потенциально травмирующих условиях. Консультация – это своего рода психологическая поддержка сотрудников.

Процесс тоже консультирования представляет собой многообразную работу: просвещение, психологическое образование, психологическое тестирование и информирование обследуемых лиц, научно – практические рекомендации. По форме проведения консультации могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Основным методом, который прижился и чаще всего используется у нас в таможне, является консультационная беседа. Сотрудники таможни обращаются к специалистам в связи с проблемами в семье и на работе, а также по вопросам, связанным с воспитанием детей.

В семейном консультировании вопросы отношений между детьми и родителями являются самыми сложными. Поэтому в нашей таможне прижилась такая форма оказания психологической помощи, как проведение Дня психологического консультирования, когда каждый сотрудник таможни может задать любой вопрос и получить профессиональную помощь психолога – консультанта.

На этот раз консультацию смогли получить 18 должностных лиц таможни. Родителей интересовало и как помочь своему ребенку- первокласснику в учебе, и как правильно реагировать на плохие отметки в школе, и как взаимодействовать и научиться понимать подростка. Поднимались и такие вопросы, как помочь преодолеть детские страхи, что делать, если ребенок плохо кушает, как воспитать в ребенке ответственность, как правильно играть с ребенком и много-много других. Все они не остались без разъяснения и совета психологов, которые учили главному - как научиться по-настоящему любить своих детей, но любить не безрассудно, а правильно и с пользой для только еще формирующейся личности маленького человека.

Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании являются консультирование профессионально – деятельностного характера и работа по разрешению конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах. Руководители от психолога ждут рекомендаций по управлению коллективом, организации воспитательной работы в коллективе, учитывая индивидуальные особенности подчиненных. Для них интересна также информация о социально – психологическом климате во вверенном им подразделении, о внутриколлективных связях и отношениях. В ходе консультации психолог дает рекомендации по достижению высокой продуктивности в развитии и реализации потенциала должностными лицами таможни и на работе, и в повседневной жизни. В ходе консультирования сотрудники получают психологические знания и обучаются методам контроля и саморегуляции своего психоэмоционального состояния.

Например, в 2010 году по служебным вопросам психологом таможни было проведено 39, в 2009 году – 49, в 2011 году - 45 консультаций. По личным проблемам, в основном, это вопросы детского воспитания, профессиональное определение детей, конфликтные ситуации в межличностном взаимодействии, семейные проблемы, проблемы личностного развития, в 2009 году проведено 24 консультации, в 2010 году – 79, в 2011 году - 174. За первые два месяца 2012 года уже 45 человек получили психологическую помощь.

Необходимость психологического просвещения и консультирования вызвана психологическими трудностями, возникающими как в процессе труда, так и в повседневной жизни. Этим нужно заниматься систематически.

<--source-->Пресс-служба УТУ

Показать больше