За 8 месяцев 2014 года через таможни Дальневосточного региона было экспортировано более пяти миллионов куб. м лесоматериалов

Версия для печати

На долю Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) в общероссийском объеме экспорта древесины в абсолютном выражении приходится около 33 % лесоматериалов необработанных и 9 % древесины обработанной. По итогам 8 месяцев 2014 года показатели объёма экспорта через таможни ДВТУ лесоматериалов необработанных достигли 4,1 млн куб. м и обработанных 1 млн куб. м

Вместе с тем в структуре экспорта древесины наблюдается тенденция смещения экспорта в сторону превалирования лесоматериалов необработанных при сокращении доли лесоматериалов обработанных. Сегодня в экспорте древесины доля лесоматериалов необработанных достигает 76%, тогда как доля лесоматериалов, обработанных на территории России, – около 18%. Доля экспорта прочих лесоматериалов (древесины топливной, строительных изделий из древесины, прочих деревянных изделий) незначительна и составляет 6%.

Экспорт лесоматериалов представлен традиционно заготавливаемыми на Дальнем Востоке хвойными породами древесины: сосна, лиственница, ель. Среди лиственных пород основу экспорта составляют осина, берёза, а также ценные породы: ясень и дуб.

Основными потребителями российских лесоматериалов на Дальнем Востоке остаются Китайская Народная Республика, Республика Корея и Япония. Кроме того, в 2014 году незначительные партии лесоматериалов экспортировались в КНДР, Гонконг, Вьетнам, страны Евросоюза.

Главными направлениями в работе таможенных органов региона в области регулирования экспорта лесоматериалов остаются повышение достоверности таможенного декларирования и эффективности таможенного контроля, в том числе фактического таможенного контроля, противодействие преступлениям и административным правонарушениям.

Обеспечение достоверности таможенного декларирования древесины является основной функцией таможенных органов и механизм ее реализации полностью регламентирован таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Сегодня применяемые таможенными органами программные продукты позволяют в автоматическом режиме оперативно контролировать 100% декларационного массива, своевременно выявлять и принимать необходимые меры по минимизации рисков в соответствии с разработанными профилями рисков. Система управления рисками остаётся самой действенной мерой контроля за фактическими объемами перемещаемых лесоматериалов, обеспечением достоверности декларирования при экспорте леса. О результативности таможенного контроля свидетельствует статистика возбуждения дел об административных правонарушениях (АП) и уголовных дел. За 8 месяцев 2014 года по фактам незаконного перемещения лесоматериалов таможенными органами ДВТУ было возбуждено 200 дел об АП. Общая стоимость предметов правонарушения по всем статьям составила 410,1 млн рублей, сумма назначенного наказания (таможенным органом и судом) - 217,3 млн рублей. Лидирующую позицию по количеству возбужденных дел об административных правонарушениях по статьям 16.1 и 16.2 КоАП России занимает Уссурийская таможня (96 дел об АП), по статье 15.25 КоАП России – Благовещенская таможня (51 дел АП).

Также за истекший период 2014 года таможнями региона по фактам перемещения лесоматериалов через таможенную границу Таможенного союза возбуждено 22 уголовных дела. Наибольшее количество уголовных дел (20) возбуждено по фактам контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов (часть 1 статьи 226.1 УК России). Количество предметов преступления составило 5, 8 тыс. куб. м. стоимостью 43,1 млн руб.

Развитие электронного декларирования стало фундаментом для внедрения технологии удалённого выпуска товаров, в том числе лесоматериалов. За 8 месяцев 2014 года количество деклараций на товары, выпущенных в отношении лесоматериалов с применением технологии удалённого выпуска, достигло 2 365, что составляет около 10% декларационного массива. Как показала практика, применение технологии удалённого выпуска позволяет декларантам лесоматериалов, даже при их нахождении в отдалённых от таможенных органов местах отгрузки, подавать декларацию на товары в электронной форме любому уполномоченному таможенному органу, что существенно сокращает материальные и временные издержки участников ВЭД.

Применение технологии удалённого выпуска ставит перед таможенным органами задачу дальнейшей оптимизации таможенного декларирования без снижения эффективности таможенного контроля, строгого соблюдения установленных законодательством сроков совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля. Решением данного вопроса может стать перемещение фактического таможенного контроля за вывозимыми лесоматериалами в места их убытия с территории Российской Федерации.

Мероприятия по оптимизации мест убытия лесоматериалов с таможенной территории Таможенного союза будут стимулировать оснащение пунктов пропуска техническими средствами контроля, позволяющими проводить эффективный таможенный контроль товаров, что в перспективе и приведёт к переносу фактического контроля лесоматериалов из мест отгрузки в места их убытия.

Dvtu.customs.ru

Показать больше