Белорусский транзит

Россельхознадзор ужесточил правила транзита продуктов питания из Белорусии по территории России. Отныне транзитные грузы из братской республики будут проверяться так же основательно, как и любой импорт. На это решение в Минске пока никак не отреагировали. Скандал, однако, может разгореться нешуточный. Лукашенко уже многократно жаловался на то, что российская сторона не соблюдает условия, предусмотренные соглашением о Таможенном Союзе

Проверки  Россельхознадзора, в свою очередь, показали, что около 20% всего продовольствия, поступающего из Белоруссии, на деле представляют собой "псевдоэкспорт", который теперь пытаются заменить "транзитом".

Вот только один пример такой схемы, приведенный представителем Россельхознадзора Алексеем Алексеенко. Белоруссия покупала польские яблоки по 20 евроцентов за кило, затем оформляла их как собственные и отправляла в РФ. А когда Россия стала предъявлять претензии по поводу такого "экспорта", белорусы начали оформлять грузы как следующие в Казахстан транзитом. По факту же яблоки в итоге попадали в российские магазины по оптовой цене по 40-50 рублей за килограмм.

По словам директора по развитию ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрия Вострикова, из стран, продукция которых попала под российское эмбарго, через Белоруссию ввозятся в основном овощи, фрукты, мясо, молочные изделия и рыба.

Бизнес у белорусов получается масштабным. Экспорт сельхозпродукции должен принести Белоруссии в 2014 году не менее $6 млрд, в 2015 году ставится задача по увеличению выручки до $7 млрд, заявил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия братской республики Василий Седин.

"У белорусского сельского хозяйства появились блестящие возможности. Можно существенно увеличить свою долю на российском рынке продовольствия", — радовался еще совсем недавно декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев.

Экономист Леонид Злотников, однако, указывает на то, что на самом деле у Белоруссии нет физической возможности существенно наращивать объемы экспорта продуктов питания, потому что они и до этого были едва ли максимальными. "Что касается молока, то последние полтора года правительство не может повысить объемы его производства, несмотря на строительство ферм. Мы отстали с качеством кормов… По свинине и по говядине также нет темпов роста производства в этом году. Повлияла африканская чума", — говорит он.

Рост поставок собственных продуктов, по мнению Злотникова мог составить не более 5-10%, но результат по некоторым позициям получился совершенно неожиданным для всех экспертов. По данным Национального статистического комитета Беларуси, за девять месяцев экспорт форели в РФ вырос в 541 раз, мороженых тушек индейки — в 300, а креветок и моллюсков — почти в 200 раз! Удивительным образом пропорционально подрос и белорусский импорт этой продукции из Европы. По оценке белорусских экономистов, на переупаковке европейских продуктов для российского рынка страна уже заработала порядка $600-700 млн.

Явно за счет появившихся "новых возможностей" Белоруссии впервые за несколько лет удалось вывести в плюс внешнеторговое сальдо: за девять месяцев 2014 года оно составило $871,6 млн против отрицательного в размере $1058,6 млн за аналогичный период 2013 года. Такие цифры приводит белорусский Нацбанк.

Казалось бы — все понятно, и Батьку пора призвать к порядку, но Кремлю, вероятно, все же придется искать какие-то компромиссы. И не только по политическим причинам, чтобы не лишиться едва ли не единственного союзника. Дело в том, что Минск также взял на себя функцию посредника и в торговле промышленной продукцией между Украиной и Россией, в том числе и связанной с производством вооружений.

Экономисты говорят, что на этой схеме белорусы заработали уже около $200 млн. Например, поставки запчастей к железнодорожным вагонам из Украины в Белоруссию увеличились в 2014 году в денежном выражении более чем на треть, а по отдельным позициям — более чем в пять раз. Отгрузки этой же продукции из Белоруссии в Россию при этом выросли на 40%.

Увеличивают поставки в Белоруссию и ряд предприятий концерна "Укроборонпром". "Мотор Сич" даже стал развивать свое дочернее белорусское предприятие — Ор­шан­ский авиаремонтный завод. Белорусские СМИ пишут о том, что украинцы готовы пятикратно нарастить объем производства на завод.

Так что у Лукашенко, возможно, найдутся аргументы, чтобы в очередной раз уговорить Москву не слишком широко открывать глаза на в общем-то очевидные вещи.

 

Материалы партнёров

Белорусский транзит - Новости таможни

Не пропустите

Top.Mail.Ru
;