Курс на современные таможенные технологии

Версия для печати

Финский морской контейнерный перевозчик Сontainerships с первых дней работы в России выразил готовность к взаимодействию с таможенными органами Российской федерации, в том числе в плане разработки и продвижения новых технологий, направленных на повышение качества услуг и повышение уровня таможенного контроля перевозимых грузов

Одним из таких направлений в 2012 году стало участие в эксперименте по тестированию технологии предварительного информирования на морских пунктах пропуска Балтийской таможни. С этого времени компания еще до подхода своих судов в Большой порт Санкт-Петербурга на постоянной основе по электронным каналам связи передает данные, необходимые таможне. Тогда же все свои судозаходы линия стала оформлять на Кронштадтском таможенном посту с использованием технологии предварительного информирования (ПИ).

Впоследствии на смену системе ПИ пришел новый продукт - Комплекс программных средств (КПС) «Портал Морской порт». Он разработан с учетом уже более широкого спектра задач и призван существенно облегчить документооборот, причем для всех участников логистической цепочки: отправителя, брокера, перевозчика, стивидора и государственных контролирующих органов (ГКО). Основной задачей КПС «Портал Морской порт» является документальное оформление транспортных средств и товаров, перемещаемых водными судами через таможенную границу Евразийского экономического союза на основе электронного документооборота. Портал реализует технологию «Единое окно» и обеспечивает информационное взаимодействие между участниками трансграничных перевозок товаров, портовыми службами, таможенными и иными государственными контрольными органами.

Сontainerships снова стала первым и единственным участником полномасштабного эксперимента по выпуску товаров в свободное обращение до выгрузки с борта судна, который проводится на Кронштадтском таможенном посту. Технологии, применяемые в КПС «Портал Морской порт» позволяют собрать все данные, необходимые для принятия инспектором таможни решения о выпуске, причем до прихода судна. В результате уже на момент начала грузовых операций часть контейнеров может иметь статус «выпущенных в свободное обращение» в соответствии с ранее заявленной таможенной процедурой и сразу доставляться получателям.

На сегодняшний день все суда линии оформляются по принципу «единого окна», документы в которое передаются в электронном виде. Судовое дело так же формируется электронном виде. С другой стороны, участники ВЭД подают предварительные декларации на товары через портал ФТС России. В результате у таможенного инспектора на руках, точнее не экране монитора, появляются сразу все документы. При необходимости он запрашивает дополнительные документы на товар у участника ВЭД. это происходит также посредством технических средств. По итогам нескольких месяцев эксперимента до выгрузки с судна уже успешно выпущено значительное число деклараций, что существенно сократило и сроки доставок, и издержки участников ВЭД.

Однако в данном эксперименте, к сожалению, до сих пор существует ряд нерешенных проблем. Одной из основных по-прежнему является узкий круг участников со стороны бизнеса (получателей товаров и брокеров) и ограниченная номенклатура грузов, попадающих под эксперимент. Указанное обстоятельство во многом сопряжено с особенностями проведения данного эксперимента. Он предполагает наличие предварительной декларации на товары (ПДТ), которая позволяет таможенному органу заблаговременно провести всесторонний анализа каждой товарной партии на предмет необходимости применения мер фактического таможенного контроля. По информации Балтийской таможни, на сегодня доля ПДТ едва достигает 6%.

Кроме того, в рамках эксперимента отсутствует необходимость в применении мер фактического таможенного контроля. Отметим, что доля товарных партий, в отношении которых должностными лицами Балтийской таможни приняты меры фактического контроля, составляет порядка 6–7%. В этих условиях, по мнению специалистов линии, дальнейшее развитие эксперимента позволило бы значительно расширить опыт работы с порталом как участников бизнеса, так и ГКО, а также помогло научиться работать со всеми видами грузов без задержек. В любом случае в ближайшем будущем эти рамки придется расширять. Напомним, что правительство планирует в 2018 году сделать использование портала обязательным для всех, кто занят в морских перевозках.

Ввиду несовершенства программных средств, эксплуатируемых таможенными органами, не до конца решен вопрос обмена информацией между таможней и стивидором. Из-за этого последний не сразу видит, что груз уже выпущен. Поэтому пока приходится дублировать данную информацию со стороны таможни посредством других средств связи. По той же причине не до конца проработаны и механизмы информирования стивидора о необходимости выставления на досмотр контейнеров, по которым принято решение о дополнительных мерах контроля. Отметим, что не смотря на успешные результаты эксперимент пока осуществляется Балтийской таможней на базе лишь одного из терминалов.

Процесс оформления электронного судового дела тоже пока остановился лишь на импортной части. То есть сейчас в КПС «Портал Морской порт» фактически оформляется только приход судна, а отход по-прежнему в бумажном виде. Линия уже неоднократно подтвердила свое желание и готовность работать по экспорту. В Балтийской таможне пока только проявляют интерес к этому направлению.

По мнению специалистов линии, проведение эксперимента по формированию электронного судового дела на убытие исключительно в электронном виде во многом сопряжено с существующими недоработками программного средства КПС «Портал Морской порт», а именно длительной обработкой поручений на погрузку экспортных товаров, особенно в случае их большого количества и широкой номенклатуры.

Напомним, что в конце сентября этого года между Балтийской таможней и линией Containerships было подписано соглашение об информационном взаимодействии, в рамках которого сейчас проходит информационный обмен данными. Соглашением предусмотрено, что линия до подхода судна представляет карго-план на выгрузку, на основании которого таможенные органы проводят работу по оценке рисков. В результате значительно сокращено время проведения данной процедуры. Стоит отметить, что таможенные органы смогли настроить работу и принимать сообщения в международном формате EDIFACT.

Несмотря на негативные отзывы некоторых игроков рынка Containerships считает, что представление карго-планов в таможенные органы приносит больше позитивных моментов, чем предполагавшихся ранее негативных. Все, в том числе и таможня, понимают, что вес VGM, используемый в карго-плане может отличаться от фактически декларируемого веса в коносаменте. Это происходит по ряду причин, например, из-за погрешности измерений на средствах взвешивания в разных портах и т. п. Поэтому данный вес и не принимается за абсолютный, а используется таможней только для оценки степени расхождения. В то же время был выявлен ряд случаев со значительным отклонением веса, за пределами допустимых погрешностей, что показало эффективность данной деятельности по оценке рисков. В этом случае честные клиенты получают преференции в виде ускорения таможенных процедур, а нечестные то, что им и следует ожидать в любом случае.

Отметим, что Сontainerships в будущем планирует продолжать свое участие в подобного рода экспериментах с целью развития бизнеса и упрощения процедур по оформлению судов и грузов в порту города на Неве. Это, несомненно, положительно сказывается и на качестве и уровне сервиса, предлагаемого линией своим клиентам. Сегодня линия призывает всех потенциальных клиентов и участников эксперимента: «Добро пожаловать на борт»!

"Таможенные новости"

Показать больше