ЕАЭС планирует упростить процедуру подтверждения происхождения импортных товаров

Версия для печати

Страны ЕАЭС планируют упростить процедуру подтверждения происхождения товаров из-за сложностей, вызванных санкциями. По информации "Ведомостей", импортеры смогут ограничиться одним сертификатом вместо двух.

ЕАЭС планирует упростить процедуру подтверждения происхождения импортных товаров

Страны ЕАЭС обсуждают меры по упрощению подтверждения происхождения импортируемых товаров. Это связано с тем, что российские компании сталкиваются с трудностями при доказательстве, что их продукция поступает из дружественных государств, а не из стран, попавших под санкции. Инициативу разрабатывает ЕЭК, регулирующий орган ЕАЭС, в который входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

В настоящее время импортеры обязаны предоставлять два вида сертификатов происхождения товаров. Первый — преференциальный, который позволяет получить льготы в рамках соглашений о свободной торговле. Второй — непреференциальный, используемый для определения антидемпинговых пошлин и других защитных мер. Однако, по словам Кирилла Павлюченкова, начальника отдела правил происхождения ЕЭК, планируется оставить только преференциальный сертификат, если критерии определения происхождения в стране-поставщике совпадают с требованиями ЕАЭС.

Кроме того, ЕЭК рассматривает возможность увеличения стоимостного порога, при котором вместо сертификата можно предоставлять декларацию. Сейчас это допускается только для партий товаров стоимостью до 1500 евро. Также обсуждается более широкое использование электронных сертификатов, что ускорит таможенные процедуры.

Для российских компаний вопрос подтверждения происхождения товаров особенно актуален из-за введенных санкций. В марте 2022 года правительство РФ утвердило список недружественных стран, товары из которых облагаются повышенными пошлинами (25–50% вместо стандартных 3–5%). Если импортер не может доказать, что продукция поступила из «дружественной» страны, таможня автоматически применяет завышенные ставки.

В связи с этим власти ищут способы упростить процедуры для бизнеса. Один из вариантов — наделение Торгово-промышленной палаты (ТПП) правом выдавать так называемые заменные сертификаты. Это поможет в случаях, когда товары сначала ввозятся в одну из стран ЕАЭС (например, Казахстан), а затем переправляются в Россию. ТПП сможет проверять документы и выдавать собственные сертификаты происхождения, что снизит риски дополнительных таможенных платежей.

По данным ФТС, в 2024 году сумма доначисленных таможенных платежей выросла на 58% по сравнению с 2023 годом — до 56,4 млрд рублей. Это связано как с ужесточением контроля, так и с трудностями подтверждения происхождения товаров. Бизнес жалуется на избыточные требования, особенно когда таможня отказывается признавать сертификаты из-за формальных несоответствий.

Эксперты отмечают, что действующие правила устарели в условиях новых логистических цепочек. Раньше товары ввозились напрямую, а теперь часто проходят через третьи страны, что усложняет документальное подтверждение их происхождения. Юристы предлагают внести изменения в Постановление Правительства РФ от 07.12.2022 N 2240 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации", регулирующее повышенные пошлины, и разрешить использование альтернативных форм подтверждения, как это сделано в механизме параллельного импорта.

Если инициативы ЕЭК получат поддержку всех стран-участниц, необходимые поправки могут быть рассмотрены Советом ЕЭК уже в конце 2025 года. Это позволит бизнесу снизить административную нагрузку и избежать необоснованных таможенных доначислений.

Тем временем Минэкономразвития, Минпромторг и ФТС продолжают обсуждать дополнительные меры поддержки импортеров, включая развитие системы электронного документооборота и упрощение получения предварительных таможенных решений.

ТКС.РУ

Показать больше