ФАС обязала "Яндекс" прекратить дискриминацию конкурентов "колдунщиками"

Версия для печати

В ФАС утверждают, что "Яндекс" понижает конкурирующие компании в поисковой выдаче с помощью "колдунщиков". Компания должна покончить с этой практикой, в противном случае против нее может быть возбуждено дело

Федеральная антимонопольная служба вынесла предупреждение "Яндексу" и потребовала в течение месяца прекратить дискриминировать в поисковой выдаче ссылки на компании, не входящие в его цифровую экосистему. Об этом говорится в сообщении ведомства.

Как установила ФАС, "Яндекс" в своей поисковой выдаче предоставляет преимущество собственным сервисам. В их числе "Яндекс.Вертикали" (объединяет "Авто.ру", "Яндекс.Недвижимость" и "Яндекс.Работу"), "Яндекс.Маркет", "Яндекс.Медиасервисы" и "Кинопоиск". Они появлялись в "колдунщиках", — так называются интерактивные виджеты, которые появляются на странице с результатами поиска сразу после рекламы и перед органической выдачей (прогноз погоды, картинка, перевод слова).

Как считают в ФАС, у сервисов, не принадлежащих "Яндексу", возможность попасть в "колдунщики" ограничивалась. В ведомстве сочли это нарушением антимонопольного законодательства.

ФАС выставила несколько требований к "Яндексу":

  • Компания должна прекратить предоставлять преимущество своим сервисам в поисковой выдаче.
  • "Яндекс" должен полностью раскрыть для всех компаний свой механизм продвижения ссылок и привлечения внимания пользователей, в том числе с помощью "колдунщиков". Сторонним компаниям должна быть предоставлена возможность пользоваться такими механизмами.
  • Поисковая выдача должна формироваться по единым правилам ранжирования, "на равных условиях, не допуская преимущественной демонстрации сервисов, входящих в ООО "Яндекс".

Все эти требования должны быть исполнены в течение месяца. На протяжении этого срока "Яндекс" должен каждые десять дней информировать ФАС о ходе их выполнения. Если компания не примет меры в соответствии с предупреждением, против нее может быть возбуждено дело.

В "Яндексе" заявили РБК, что не согласны с предупреждением ФАС. "Некоторые требования предписания уже реализованы в поиске, однако отдельные важные его части мы считаем неправильными. Исполнение всех перечисленных требований ухудшат качество поиска для пользователя, а значит — положение поиска "Яндекса" на рынке по сравнению с конкурентами", — считают в компании.

В комментарии пресс-служба "Яндекса" указала, что "специальные ответы сервисов — это мировая практика всех поисковых систем и всех платформ, в том числе маркетплейсов". Несправедливым предписание ФАС в компании считают и из-за того, что оно направлено только против "Яндекса". "При этом поисковая доля "Яндекса", например, на iOS меньше 50%", — отметили в пресс-службе.

Согласно отчету компании за четвертый квартал 2020 года, опубликованному на прошлой неделе, доля компании на поисковом рынке в России, включая мобильные устройства, составляет 59,7%. Доля поисковых запросов к "Яндексу" на устройствах на базе Android составила 58,6%.

"Никакой сервис "Яндекса" или другой компании не имеет никаких приоритетов, показ основан на конкретной и прозрачной метрике полезности для пользователя. Мы готовы ее аудировать и открыто про нее рассказывать. Пользователи могут видеть интерактивные расширенные ответы, не связанные с сервисами "Яндекса", например, из "Википедии", "Амедиатеки" или сервиса Youla. На текущий момент интерактивные ответы показываются для более чем 70 тыс. сайтов в поисковой выдаче "Яндекса", среди которых интернет-магазины, новостные ресурсы и другие", — утверждают в "Яндексе".

На занижение ссылок в поисковой выдаче "Яндекса" еще в 2019 году жаловались пять компаний: сервис объявлений Avito, поисковик недвижимости ЦИАН, картографический сервис 2ГИС, онлайн-кинотеатр ivi и портал для поиска специалистов Profi.ru. По их версии, "Яндекс" отдавал преимущество в поиске собственным сервисам, например, ссылки на ivi занижались в выдаче по сравнению с "Кинопоиском". ЦИАН пожаловался на такую же ситуацию с "Яндекс.Недвижимость.", profi.ru — с "Яндекс.Услугами", 2ГИС — с "Яндекс.Картами". Собственные сервисы, как указывали в 2019 году жалобщики, "Яндекс" ставил в "колдунщики", например, в ответ на запрос "купить авто" выдавались "колдунщики" с контентом auto.ru.

В августе 2020 года компании-конкуренты сервисов российского поисковика вновь пожаловались на дискриминацию в выдаче и злоупотребление доминирующим положением "Яндекса". Помимо тех компаний, которые уже обращались в ФАС в 2019 году, к жалобе присоединились "Туту.ру", Drom.ru и Zoon.

Глава "Яндекса" Тигран Худавердян в интервью РБК в ноябре 2020 года, отвечая на претензии, заявил, что алгоритм с "колдунщиком" позволяет поисковику успешно конкурировать с другими поисковыми системами, например Google. "Можно было бы предписать поисковым системам — "Яндексу", например, чтобы все результаты были одинаковыми, просто ссылки и заголовок на странице. Но потеряет потребитель, потому что такая "стерилизация" приведет к ухудшению продукта", — пояснил он.

Механизм работы "колдунщиков" "Яндекс" описывал в июле 2019 года, в связи с первой жалобой конкурентов. В компании указали, на то что "колдунщики" не зафиксированы в верхней позиции и появляются в результатах выдачи. "Яндекс" также обвинил жалобщиков в том, что они сами дискриминировали сервисы конкурентов на своих площадках. "Мы надеемся, что ссылки на сервисы "Яндекса" смогут появиться, например, на выдаче "Авито" ("Авто.ру" и "Яндекс.Недвижимость"), на 2ГИС ("Навигатор" и "Справочник"), на ivi ("Кинопоиск"), на "Кассир.ру" и т.д.", — заявляли в пресс-службе.

РБК

Показать больше