реклама

За рубежом начнут работать российские "цифровые атташе"

Минцифры начало подбор специалистов для работы "цифровыми атташе". В их задачу будет входить поддержка экспорта российских ИТ-продуктов, объем которого по итогам 2021 года мог превысить $10 млрд

О том, что Минцифры начало создание службы "цифровых атташе" в торговых представительствах России за рубежом, РБК рассказал представитель министерства. Главной задачей этой службы будет продвижение российских ИТ-продуктов за рубежом.

По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, в 2022 году "цифровые атташе" начнут работу в 16 странах, а в 2024 году география их присутствия расширится до 28 стран. В числе первых — Бразилия, Вьетнам, Германия, Египет, Индия, Иран, Казахстан, Узбекистан, Куба, Малайзия, ОАЭ, Сингапур, Таиланд, Турция, ЮАР и Южная Корея.

В понедельник, 7 февраля, Минцифры планирует объявить конкурс на замещение должностей "цифровых атташе". Среди базовых требований к кандидатам — высшее образование не ниже специалитета или магистратуры и знание языка страны пребывания. "Цифровые атташе" должны хорошо ориентироваться в российских и зарубежных программных продуктах и при этом понимать конкурентные преимущества отечественных решений. Важно знание российского и международного законодательства в сфере торговли", — отметил замглавы Минцифры Максим Паршин.

Кто такие "цифровые атташе"

Идея создания в России института "цифровых амбассадоров", или атташе, впервые прозвучала в 2019 году. В сентябре 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин утвердил так называемый второй пакет мер поддержки ИТ, в котором среди прочего упоминалось создание службы "цифровых атташе". Среди ее целей — поддержка российских ИТ-компаний, выходящих на зарубежные рынки, и стимулирование иностранных ИТ-компаний переходить в российскую юрисдикцию. Атташе должны оказывать консультационную, информационно-аналитическую, юридическую и организационную поддержку российским ИТ-компаниям в странах присутствия. Ответственными за создание службы являются Минцифры, Минпромторг и Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ).

Какая поддержка нужна экспортерам ИТ-решений

По словам главы РФРИТ Александра Павлова, есть запрос от российских разработчиков ИТ-решений "на поддержку в позиционировании и продвижении продуктов и сервисов на зарубежных рынках". Он отметил, что фонд организует обучение и адаптацию кадров для службы "цифровых атташе".

По оценке объединения отечественных разработчиков программного обеспечения "Руссофт", в 2020 году (последние доступные данные) объем экспорта ИТ-продукции из России достиг $7 млрд, а с учетом продаж зарубежных офисов российских компаний за границей — $8,6 млрд. Этот показатель вырос на 4,3% по сравнению с 2019 годом, а в 2021 году рост может составить приблизительно 20%, рассказал РБК президент "Руссофта" Валентин Макаров. "Потребности в ИТ в мире в целом выросли, а наши услуги и продукты из-за девальвации рубля стали более выгодными. Наиболее высокий рост платежеспособного спроса наблюдается в арабских странах, где ищут альтернативы, чтобы снизить зависимость от решений какого-то одного поставщика, в Юго-Восточной Азии, растет интерес в Африке и Латинской Америке", — говорит Макаров. При этом наиболее крупными рынками для российских решений, по его словам, несмотря на геополитику, остаются США и Европа. Среди наиболее востребованных продуктов — решения в области цифровой трансформации, видео-конференц-связи, технологий безопасности.

Президент "Руссофта" поддерживает идею создания "цифровых атташе" и считает, что эта служба будет способствовать росту объема экспорта, но не более чем на 2–3% в год. "Чтобы увеличить этот показатель, необходимо, чтобы функции атташе выполняли не сотрудники торгпредства, а представители бизнеса, работающие по контрактам с ассоциациями и имеющие помимо зарплаты стимул в виде процента с продаж российских ИТ-продуктов за рубежом. Представители различных ассоциаций сейчас обсуждают с Минцифры подобный формат", — отметил он.

Бывший глава Минцифры Константин Носков, который сейчас является гендиректором компании "РусХайтекЭкспорт", считает, что важной задачей будущих "цифровых атташе" должен стать нетворкинг на локальных рынках, наращивание контактов и взаимоотношений в высокотехнологичной сфере. "Это будет большим плюсом при выходе российских ИТ-компаний на внешние рынки. Также "цифровые атташе" могут отслеживать цифровые инициативы разных стран, в которых могут участвовать российские игроки", — рассуждает Носков. По его мнению, введение таких атташе будет актуально не только там, где есть торгпредства, но также в посольствах в тех странах, где Россия видит потенциал с точки зрения развития сотрудничества в сфере информационных технологий.

 
реклама
Top.Mail.Ru