Помимо стандартных маршрутов морем через порты Санкт-Петербурга, Новороссийска, Дальнего Востока, а также прямых железнодорожных перевозок в фокусе сейчас - развитие альтернативных маршрутов, таких как Северный морской путь (СМП) и международный транспортный коридор "Север - Юг". Они постепенно превращают Россию в ключевого игрока евразийских перевозок и могут сделать страну главным координатором товаропотоков в регионе.
Все большее значение приобретает СМП, маршрут которого проходит преимущественно по территории РФ. Это не только исключает логистические риски, но и позволяет не допускать недружественные государства к контролю над навигацией судов. Кроме того, для северных районов Китая, Японии и Кореи путь через Арктику гораздо короче, дешевле и безопаснее, чем через Суэцкий канал.
Однако маршрут пока остается сезонным - с июля по ноябрь - и сталкивается с дисбалансом грузовой базы: на каждый контейнер из Китая в Европу приходится только треть в обратную сторону.
Но есть свежие инициативы, которые помогут загрузить Северный морской путь. Например, использование северных рек для подвоза грузов: в частности, транспортировка зерна из Сибири с заходом в Арктику через Окскую губу. Это упростит логистику инертных и сельскохозяйственных грузов, особенно с учетом удаленности северных территорий.
Будущее Северного морского пути зависит от социально-экономического развития российских регионов, расширения флота и инфраструктуры. Важную роль играют и ресурсы Арктики - запасы нефти, газа, минерального сырья требуют быстрой и выгодной транспортировки.
Другим стратегическим направлением становится международный транспортный коридор "Север - Юг". Он связывает Россию с Ираном, Индией, странами Персидского залива и АСЕАН, сокращая расстояние и сроки доставки в сравнении с тем же Суэцким каналом.
Большая часть грузов идет через Азербайджан и Каспий. Южные регионы, такие как Астраханская область и Республика Дагестан, становятся ключевыми логистическими узлами России на Каспийском море.
Важным направлением остается и железнодорожная связь с Ираном через Казахстан и Туркмению. В Индии уже открыто представительство ГТК "Русмарин", что говорит о серьезных планах по развитию двусторонней торговли.
Однако у этого коридора есть и слабые места: недостаток развитых портов и железнодорожной инфраструктуры, необходимость перегрузки контейнеров и смены платформ из-за разной ширины колеи в странах транзита.
Российская газета
Важно, что смена логистической парадигмы дает Российской Федерации шанс выстроить новую модель транспортных цепочек. СМП и коридор "Север - Юг" уже стали площадками для тестирования этого подхода, а их развитие не только расширит экспортные возможности страны, но и станет стимулом для экономического роста в регионах.
Российская газета