Существенным преимуществом порта Усть–Луга является также его географическое расположение, которое дает морским линиям ряд преимуществ, особенно существенных в период навигации в зимних условиях. Короткая ледовая проводка, большие глубины, короткие подходные каналы, отсутствие траффика пассажирских судов и необходимости ожидания при входе в канал позволяет судам сократить транзитное время.
Согласно статистике, в 2011 году (январь – сентябрь) объем перевалки грузов в морском порту Усть-Луга увеличился до 15 740 999,613 тонн, что на 87,6% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Количество обрабатываемых грузов на Автомобильно-железнодорожном паромном комплексе (АЖПК) в морском порту Усть-Луга возросло на 176,5%. На Многопрофильном перегрузочном комплексе "Юг-2" (МПК Юг-2) этот показатель возрос на 213,2% соответственно.
Предстоящее открытие в Усть-Луге контейнерного терминала (ноябрь 2011 г.), мощностью в 440 тыс.TEUs значительно повысит конкурентоспособность порта. Всего терминал будет переваливать 3 млн. TEUs. Новый терминал сможет принять суда контейнерных линий, заходящих в настоящий момент на причалы порта Санкт-Петербург, а также привлечь часть контейнерного грузопотока, идущего на данный момент в Россию через порты Прибалтики и Финляндии.
Привлекательность порта Усть-Луга уже оценена рядом грузовладельцев, и автомобильных дилеров, которые перевели в Усть –Лугу часть грузопотока новых импортных автомобилей из финских и эстонских портов. Как отмечают эксперты, сейчас происходит дальнейшее перенаправление грузопотока акцизных грузов, которые ранее поступали в порт Санкт-Петербург, что напрямую связано с наличием в Усть–Лужском порту подразделения Центральной акцизной таможни.
В настоящий момент таможенный контроль грузов, поступающих на терминалы порта Усть -Луга осуществляет Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни, подразделение Центральной энергетической таможни, а также новое подразделение Центральной акцизной таможни - пост ОТО и ТК№6 Северо-Западного Акцизного Таможенного поста (специализированный). Наличие в Усть-Луге этого подразделения таможни оказывает существенное влияние на номенклатуру грузов, поступающих в порт, и позволит в дальнейшем существенно увеличить поток подакцизных грузов, переваливаемых на терминалах порта.
Услуги по таможенному оформлению грузов в порту оказывают ООО "Усть-Лужское таможенное агентство" (УЛТА), ЗАО "Ростэк Северо-Запад", ООО "Лугатекс" и ООО "Константа". Таможенную очистку основной доли товаров, пребывающих в МПК Юг-2 и АЖПК, осуществляет УЛТА. С февраля по ноябрь 2011 г. компанией было оформлено более 150 000 новых импортных автомобилей (МПК "Юг-2"), а также более 90% грузов, пришедших в АЖПК, включая новую грузовую и колесную технику.
Дальнейшие перспективы развития морского порта Усть-Луга напрямую зависят от динамики развития его транспортной инфраструктуры. В настоящий момент при поддержке ОАО "РЖД" осуществляется реконструкция внешних железнодорожных подходов к порту. Одновременно с этим идет ремонт и дальнейшее развитие сети автомобильных дорог на походах к порту.
ООО "Усть-Лужское таможенное агентство"
ООО "Усть-Лужское таможенное агентство"