Единое экономическое пространство. Что это такое?

Версия для печати

Уважаемая редакция! В статьях и материалах, посвященных сотрудничеству России и Беларуси, а также в сообщениях о делах в СНГ в целом часто звучит термин "единое экономическое пространство". Стороны то вроде бы договариваются о его создании, то говорят, что путь до него "неблизок". А тут еще то и дело звучит информация о формировании единого экономического пространства России чуть ли не с Европейским союзом. Нельзя ли объяснить, что это за конструкция такая, что она предполагает, какая от нее выгода и действительно ли Россия такое пространство с кем-то строит? Или это только разговоры, которые каждый раз возобновляются к очередной встрече на высшем уровне? Алексей МАТВЕЕВ, г. Смоленск. На вопрос нашего читателя мы попросили ответить доктора экономических наук, профессора МГУ имени Ломоносова Олега ЧЕРКОВЦА. Выступая на пленарном заседании прошедшего недавно в Минске Первого белорусско-российского экономического форума, председатель Высшего Государственного Совета Союзного государства, Президент Республики Беларусь А. Лукашенко подчеркнул, что целью данного мероприятия является рассмотрение проблем формирования единого экономического пространства обоих субъектов Союзного государства. Сегодня о едином экономическом пространстве говорят не только в Минске и не только в связи с вопросами строительства Союзного государства. Читатели наверняка, как минимум, слышали о проблемах, возникающих в процессе формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) четырех государств-членов СНГ - России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Создание действительно полноценного и в полном смысле слова единого экономического пространства (его еще можно назвать общехозяйственным пространством) есть конечный результат длительного экономического и политического взаимодействия суверенных государств, финал очень сложного и тонкого процесса формирования своего рода цепи единых частичных хозяйственных пространств. Постепенно, в ходе восхождения к более высоким ступеням межгосударственного взаимодействия, эти пространства дополняют друг друга и охватывают все больше элементов хозяйственной и социальной жизни интегрирующихся стран. Каждому такому очередному звену в цепочке единых пространств, формируемых на территории интегрирующихся государств, соответствует свой этап, или своя стадия интеграционного сотрудничества, и они хорошо известны как в теории, так и в мировой практике интеграции. Так, например, на стадии зоны свободной торговли страны-участницы постепенно, в согласованные сроки, упраздняют взаимные торговые барьеры, но при этом сохраняют полную свободу действий в своих экономических связях с третьими странами: отменяют или, напротив, вводят новые пошлины либо иные ограничения, заключают любые торгово-экономические договоры и соглашения. По этой причине между странами-участницами зоны свободной торговли сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы, и как бы "отсекающие" от льготного провоза на территории друг друга ту часть товарной массы, которая завезена из третьих стран. Таким образом, частично формируется самое первое из единых пространств - единое торговое пространство, или неполное торговое пространство. Неполное потому, что оно ограничивается, с одной стороны, свободным обменом лишь товарами, с другой - только той частью товарной массы, в отношении которой существует дополнительное подтверждение относительно ее "происхождения". Государства, образующие таможенный союз, идут дальше, договариваясь не только об устранении взаимных торговых барьеров, но и об учреждении единой системы внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению ко всем третьим странам. На этой стадии таможенные службы и органы, действующие на "внутренних" границах стран-участниц такого союза, постепенно упраздняются вообще, передавая свои функции таможенным службам на его внешних границах, которые отныне становятся как бы общими границами единого таможенного пространства, формируемого этими странами. Можно сказать, таким образом, что стадии таможенного союза соответствует следующее полноценное звено в цепи формирования единых частичных пространств - единое таможенное пространство. Сказанное выше вовсе не означает обязательное упразднение таможенных служб на "внутренних" границах немедленно или, тем более, ликвидации национальных таможенных органов как таковых. Просто таможенная территория нескольких государств пусть не сразу, но со временем становится единой, что не может не подразумевать и единой системы ее охраны. При этом очень важно отметить, что именно на стадии таможенного союза начинают реально функционировать региональные институты - то есть межгосударственные наднациональные органы экономической группировки, наделяемые определенными координирующими и распорядительными функциями, а также контрольными правами. Дело в том, что именно на этой стадии интегрирующиеся государства оказываются перед реальной необходимостью проведения "унифицированной" , "согласованной" , "общей" экономической политики - пока что в отношении торговых связей с внешним миром, в связи с чем на повестке дня неизбежно встает вопрос о той институциональной и организационной структуре, которая будет отвечать за реализацию такой политики. Иными словами, коль скоро на каком-то этапе территория нескольких интегрирующихся государств становится хотя бы по некоторым позициям в экономическом смысле единой, то и регулировать хозяйственные процессы, происходящие на этой территории, также должны единые для этих государств органы, специально формируемые для этой цели. Реально подобная необходимость, как мы уже выяснили, возникает на стадии таможенного союза - постольку, поскольку именно здесь впервые встает вопрос о принципиальной однотипности методов государственной экономической политики, которая должна быть реализована на территории всего интегрирующегося пространства. Речь, таким образом, идет не о желании или нежелании отдельных лиц создать очередные бюрократические структуры, а об объективной необходимости формирования действенных структур управления в интересах всех участников интеграционного процесса. Экономическая интеграция, подчеркнем здесь еще раз, является делом абсолютно добровольным и равноправным, в которое вступают суверенные и абсолютно вольные в своем выборе государства. Поэтому делегирование государствами некоторой части своих суверенных полномочий специально созданным межгосударственным структурам в интересах лучшей координации именно в деле продвижения интеграционных процессов есть акция сугубо добровольная. Однако если страны (или какая-то одна страна) по тем или иным объективным либо субъективным причинам, принципиально либо временно не готовы к такому шагу, это необходимо отразить в соответствующих документах, поскольку данный факт означает, что интегрирующиеся стороны (либо часть из них) не ставят перед собой целью выход на стадию таможенного союза и желают, скажем, ограничиться сотрудничеством на условиях зоны свободной торговли. Как говорится, или - или. В этой связи необходимо напомнить, что в свое время именно теоретическая слабость послесталинского руководства КПСС и Советского Союза, неспособность разрешить с союзниками по Совету Экономической Взаимопомощи проблему сочетания национального суверенитета и межнациональных интересов во имя ускорения взаимного экономического сотрудничества во многом способствовали нарастанию общей неэффективности работы этой поначалу мощной и перспективной интеграционной организации. С дальнейшим развитием интеграционного процесса, по мере перехода к следующим, более высоким его стадиям значение наднациональных органов только возрастает. Но это - уже совершенно иная стадия межгосударственной интеграции и иной этап формирования единого экономического пространства, который получил название общего рынка.Это такая стадия интеграционного взаимодействия, когда вступающие в нее государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы уже не только товаров, но и всех других факторов производства (услуг, капиталов, рабочей силы и информации). Тем самым формируется общее рыночное пространство или, если применить предложенную выше схему, завершается создание полного (целостного) торгового пространства. Дело в том, что, например, торговля услугами и переток рабочей силы, а также передача информации являются крайне "чувствительными" сферами международного обмена, поскольку затрагивают наиболее важные вопросы государственного суверенитета, национальной безопасности и т. д. Перевести взаимоотношения в этих сферах в стадию свободного обмена могут лишь государства, не только уже создавшие единое торговое (частично) и таможенное пространство, но и отличающиеся большой степенью взаимного политического доверия. Что же касается свободного перетока капиталов, то эта часть международного обмена вообще является едва ли не наиболее контролируемой со стороны национальных государств, поскольку финансы, как все знают, являются своего рода кровеносной системой любой национальной экономики, и ни одно даже самое "рыночное" , самое "либеральное" государство не разрешает ни свободного допуска чужого капитала на собственный рынок, ни бесконтрольного оттока за рубеж капитала отечественного. Так вот, лишь достигнув очень высокой стадии взаимного экономического сотрудничества и политического доверия, государства позволяют себе открыть границы для взаимного движения капиталов, рабочей силы и обмена услугами, в том числе информационно-технологического характера. В качестве примера реально функционирующего общего рынка можно назвать Европейский союз, до этого успешно прошедший в своем развитии стадию таможенного союза, а в настоящее время фактически находящийся в процессе перехода от стадии общего рынка к следующей - самой высокой стадии интеграционного взаимодействия, которая называется экономическим и валютным союзом. Вот с переходом к этой стадии, строго говоря, и можно говорить о формировании единого экономического пространства. <--source-->Черковец Олег, Труд <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

Показать больше