1. Рассмотрение обращения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, должно осуществляться в соответствии с порядком, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" в срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения в таможенном органе.
Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России), рассмотрев жалобу АО "М" на бездействие таможни по рассмотрению обращения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, установила следующее.
Декларантом АО "М" с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров - комплектующие для производства медицинского оборудования, на таможенный пост были поданы декларации на товары.
В связи с выдачей Министерством промышленности и торговли Российской Федерации документа о подтверждении целевого назначения сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, и отсутствия их аналогов, которые производятся в Российской Федерации, АО "М" подало в таможню заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 31 января 2017 г.
Указанное заявление возвращено таможенным органом без рассмотрения, а также сообщено, что АО "М" вправе обратиться на таможенный пост за внесением изменений в сведения, указанные в ДТ, а также повторно обратиться с заявлением о возврате денежных средств не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
3 марта 2017 г. АО "М" с целью заявления льготы по уплате НДС подало на таможенный пост обращение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары. Не получив в установленный срок информацию о результатах рассмотрения указанного обращения, АО "М" обжаловало в ФТС России бездействие таможни.
В ходе изучения имеющихся в распоряжении ФТС России документов, установлено, жалоба АО "М" подлежит удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с "пунктом 2 статьи 191" Таможенного кодекса Таможенного союза внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289 (далее - Порядок).
Согласно подпункту "а" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, данные сведения подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств - членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в том числе в случае выявления необходимости внесения дополнений в сведения, указанные в ДТ.
В соответствии с пунктом 12 Порядка внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или документов, указанных в абзаце третьем данного пункта, в случаях, когда обращение декларанта не представляется.
Обращение и документы, указанные в абзаце третьем настоящего пункта, подаются в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ.
В соответствии с пунктами 13 - 15 Порядка внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения, составленного в произвольной форме, с указанием регистрационного номера ДТ, перечня вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснования необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений. К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия. При необходимости внесения изменений и (или) дополнений исключительно в записи (отметки) в графах ДТ, заполняемых должностным лицом, представление КДТ и ее электронной копии не требуется.
В случае внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, а также ДТС при корректировке таможенной стоимости товаров, документы, подтверждающие вносимые изменения и (или) дополнения, в том числе документы, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств - членов.
Согласно пункту 16 Порядка обращение должно быть зарегистрировано в таможенном органе с указанием даты подачи, в том числе с использованием информационных систем таможенного органа.
Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государства - члена в установленный законодательством этого государства - члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения в таможенном органе.
Порядок рассмотрения обращений организаций таможенными органами регламентирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статьей 12 которого установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
Как следует из пункта 17 Порядка, в случае если в ходе проверки документов, представленных в виде электронных документов, выявлена необходимость представления на бумажных носителях документов, подтверждающих изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, декларанту направляется требование о представлении таких документов с использованием информационных систем таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов.
Пунктом 18 Порядка определены основания для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ и установлена обязанность таможенного органа информировать в письменной форме декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
В соответствии с требованиями пункта 19 Порядка при отсутствии оснований для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, предусмотренных пунктом 18 Порядка, должностное лицо в пределах установленного в соответствии с законодательством государств - членов срока для рассмотрения обращения принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ. Такое решение принимается путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера. При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также в ДТС.
Принятие решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, осуществляется должностным лицом в переделах сроков, установленных пунктом 16 Порядка.
Пунктом 20 Порядка установлено, что заверенная таможенным органом копия ДТ с внесенными должностным лицом изменениями и (или) дополнениями в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня внесения изменений и (или) дополнений, вручается декларанту под роспись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Таким образом, положениями приведенных норм установлена прямая обязанность таможенного органа в срок не позднее 30 дней с даты регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, рассмотреть его и по результатам рассмотрения либо отказать во внесении изменений и (или) дополнений сведения, указанные в ДТ, либо при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных пунктом 18 Порядка, принять решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера и внесением соответствующих записей в ДТ и КДТ.
Согласно материалам жалобы обращение АО "М" поступило на таможенный пост 3 марта 2017 г. На основании пункта 6 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров, утвержденной приказом ФТС России от 3 июля 2014 г. N 1286, указанное обращение было направлено в вышестоящий таможенный орган - в таможню и зарегистрировано 6 марта 2017 г. Однако в срок, установленный пунктами 16, 19 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, данное обращение рассмотрено не было, решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, не принято, во внесении таких изменений не отказано.
Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что таможней нарушены требования Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, бездействие таможни является необоснованным.
2. При альтернативных условиях оплаты, определенных внешнеэкономическим договором (контрактом), положения пункта 11.1 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" применены быть не могут, и у таможенного органа при наличии оснований остаются полномочия на проведение дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, несмотря на проведение дополнительной проверки в отношении идентичных товаров, ввезенных в рамках того же контракта.
ФТС России в ходе рассмотрения жалобы ООО "А" на решение таможни о проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров установлено следующее.
На этапе совершения таможенных операций по результатам проведенного контроля таможенной стоимости товара с использованием системы управления рисками таможней выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, ввезенных ООО "А", могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, в связи с чем на основании "статьи 69" Таможенного кодекса Таможенного союза принято решение о проведении дополнительной проверки, у декларанта запрошены дополнительные документы и сведения.
Выпуск товаров был осуществлен в соответствии с требованиями "статьи 196" Таможенного кодекса Таможенного союза при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом согласно "статье 88" Таможенного кодекса Таможенного союза.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом принято решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров.
Оценивая решение таможни о проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров, ФТС России руководствовалась следующим.
В соответствии с пунктом 11 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок контроля таможенной стоимости) признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться следующие обстоятельства:
- выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;
- установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);
- более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;
- более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;
- более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе, сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;
- наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;
- наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).
Согласно пункту 14 Порядка контроля таможенной стоимости таможенный орган при проведении дополнительной проверки запрашивает у декларанта дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых определяется с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
Соответственно, исходя из пунктов 11, 14 Порядка контроля таможенной стоимости, дополнительная проверка заключается в выяснении дополнительных обстоятельств рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, обуславливающих расхождение между величиной таможенной стоимости товара и ценовой информацией, имеющейся в таможенном органе, а также получении от декларанта пояснений относительно выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.
В решении о проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров указаны конкретные обстоятельства, расцененные таможенным органом как признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров. Данные обстоятельства соответствуют признакам, перечисленным в пункте 11 Порядка контроля таможенной стоимости, и в совокупности свидетельствовали о возможной недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости ввозимых товаров.
Таким образом, у таможенного органа имелись основания для проведения дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров.
Довод заявителя о соблюдении условий, предусмотренных пунктом 11.1 Порядка контроля таможенной стоимости при заполнении графы 44 указанной декларации как основания для применения таможенным органом его положений в ходе рассмотрения жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно пункту 11.1 Порядка контроля таможенной стоимости в случае если декларируемые товары ввозятся в рамках внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым ранее ввозились идентичные им товары, обстоятельства, указанные в пункте 11 данного Порядка, не рассматриваются в качестве признаков, указывающих на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, при одновременном соблюдении следующих условий:
- декларируемые товары и ранее ввезенные товары идентичны, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий поставки);
- при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска декларируемых товаров выявлены те же обстоятельства, указанные в пункте 11 Порядка контроля таможенной стоимости, что и при проведении таможенного контроля таможенной стоимости идентичных им товаров;
- в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам:
- таможенная стоимость заявлена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
- проводилась дополнительная проверка, по результатам которой заявленная таможенная стоимость была принята таможенным органом;
- декларация на товары в отношении декларируемых товаров подана в тот же таможенный орган, что и декларация на товары в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам;
- в декларации на товары в отношении декларируемых товаров в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, заявлен регистрационный номер соответствующей декларации на товары в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам;
- срок с даты принятия по результатам дополнительной проверки решения о принятии таможенной стоимости ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам, до даты регистрации декларации на товары в отношении декларируемых товаров не превышает срока, определяемого с применением системы управления рисками, но не более 180 дней.
ФТС России отмечает, что отсутствие сведений о фактической оплате декларируемых товаров, установленное таможней в качестве нового обстоятельства, препятствующего реализации данного пункта, таковым не является, в связи с тем, что приведенный подпункт 2 пункта 11.1 Порядка контроля таможенной стоимости прямо отсылает к пункту 11 Порядка, в котором такое обстоятельство отсутствует.
Таким образом, условие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 11.1 Порядка контроля таможенной стоимости, ООО "А" при подаче ДТ соблюдено. Вместе с тем в ходе рассмотрения жалобы ФТС России установлено следующее.
Условиями внешнеторгового контракта определено, что покупатель оплачивает стоимость партии товаров, указанную в инвойсе, на условиях 100% предоплаты в течение десяти банковских дней с момента получения счета продавца путем перечисления на расчетный счет продавца.
В дополнительном соглашении к контракту указано, что приведенный пункт следует читать в следующей редакции: "покупатель оплачивает стоимость партии товаров, указанную в инвойсе, в течение шестидесяти календарных дней с даты оформления коносамента (транспортной накладной при передаче товара перевозчику) либо на условиях 100% предоплаты или подтвержденными первоклассным международным банком аккредитивами, открываемыми ОАО "Сбербанк России" г. Москва, по поручению покупателя в пользу продавца, на сумму, указанную в инвойсе".
Таким образом, сторонами контракта определены альтернативные условия оплаты поставляемых товаров. При этом, как следует из письма ООО "А" условия оплаты для каждой партии товара отражены в выставляемых инвойсах.
То есть фактически существенные условия сделки, при наличии альтернативных условий оплаты во внешнеторговом контракте, формируются для каждой партии товара в инвойсе и являются изменяемыми.
Согласно материалам жалобы, ООО "А" при декларировании был представлен в формализованном виде инвойс, не содержащий условия оплаты ввозимых товаров, и только в ответ на решение о проведении дополнительной проверки декларантом были даны пояснения относительно представления банковских документов по оплате товара и представлен инвойс на бумажном носителе с указанием конкретных сроков оплаты: "через 60 дней от даты коносамента".
Таким образом, требования, определенные подпунктом 1 пункта 11.1 Порядка контроля таможенной стоимости, согласно которым декларируемые товары и ранее ввезенные товары должны быть идентичны, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий поставки), на момент совершения таможенных операций не соблюдены.
Согласно пункту 4 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, в Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, представляемых таможенному органу одновременно с ДТ и ДТС, включены банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара.
Следовательно, с учетом приведенных норм ФТС России приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации для выяснения всех обстоятельств сделки, обуславливающих расхождении между заявленной величиной таможенной стоимости товара и ее проверочной величиной, а также иных условий, оказывающих влияние на цену товара, таможней обоснованно запрошены указанные в решении о проведении дополнительной проверки документы и сведения в отношении всех товаров, сведения о которых заявлены в ДТ.
Кроме того, необходимо отметить, что стоимость декларируемого товара отличается от стоимости ранее ввезенного идентичного товара. Данный факт также свидетельствует о несоблюдении условий подпункта 1 пункта 11.1 Порядка контроля таможенной стоимости, что в совокупности с вышеуказанными обстоятельствами препятствует применению положений данного пункта в рассматриваемой ситуации.
Учитывая изложенное, решение таможни о проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров является обоснованным.
3. Инструкция по применению медицинского изделия является документацией, позволяющей однозначно идентифицировать товар, входит в комплект набора и является его неотъемлемой частью, а не самостоятельным товаром, и в соответствии с основным правилом интерпретации единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 3б) данную инструкцию необходимо классифицировать в товарной позиции, к которой относится медицинское изделие, в связи с чем, отказ в применении ставки НДС в размере 10% является необоснованным.
ФТС России, рассмотрев жалобу ООО "Б" на решения таможенного поста об отказе в выпуске товара, установила следующее.
Декларантом ООО "Б" в графах 36, 47 таможенной декларации на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" заявлена ставка налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 10%.
В качестве документа, подтверждающего право на применение ставки НДС в размере 10%, декларантом представлено регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, выданное на медицинское изделие "Реагенты IN VITRO и расходные материалы для проточной цитометрии".
В графе 31 ДТ заявлены сведения о части декларируемого товара "Печатная инструкция", которая в вышеуказанном регистрационном удостоверении, как обязательная составляющая изделия, не указана.
На основании "части 1 статьи 201" Таможенного кодекса Таможенного союза в связи с несоблюдением условий выпуска товара, а именно, необоснованным заявлением на часть товара ставки НДС в размере 10%, так как комплектность товара не соответствует представленному регистрационному удостоверению, таможенным постом принято решение об отказе в выпуске товара.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2, пунктом 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации обложение НДС по ставке 10% производится при ввозе медицинских изделий, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых, освобождаются от обложения НДС в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Коды видов данной продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством Российской Федерации.
Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688 (далее - Перечень).
В соответствии с примечанием 1 к Перечню коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в Перечне, применяются в отношении медицинских изделий, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.
Согласно пункту 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Регистрация медицинских изделий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий).
Исходя из пункта 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Согласно имеющемуся в материалах жалобы письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, обращение медицинского изделия на территории Российской Федерации допускается в соответствии с регистрационным удостоверением, а также регистрационной документацией на данное изделие.
В данном письме указано, что медицинское изделие зарегистрировано в установленном порядке, на изделие выдано регистрационное удостоверение в связи с чем медицинское изделие разрешено к обращению на территории Российской Федерации.
Кроме того, в регистрационных документах на данное медицинское изделие имеется информация, что реагенты упаковываются вместе с инструкцией по применению.
Инструкция по применению является эксплуатационной документацией производителя, которая согласно пункту 4 Правил государственной регистрации медицинских изделий предназначена для ознакомления потребителя с конструкцией медицинского изделия и регламентирует условия и правила эксплуатации.
Объем обязательной информации о товаре, которая должна доводиться до сведения потребителя маркировкой, на этикетках, в технической документации, прилагаемой к товару, или иным способом, установлен статьей 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров).
Пунктом 15 Правил продажи отдельных видов товаров предусмотрено, что информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
Согласно пункту 6.4 "ГОСТ Р 51088-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Медицинские изделия для диагностики ин витро. Реагенты, наборы реагентов, тест-системы, контрольные материалы, питательные среды. Требования к изделиям и поддерживающей документации", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 8 ноября 2013 г. N 1483-ст, каждое изделие должна сопровождать эксплуатационная документация: инструкция по применению на бумажном/электронном носителе или на указанном сайте изготовителя; паспорт (при необходимости).
Инструкция по применению изделия должна четко идентифицировать изделие, определять предполагаемое применение изделия, включать всю информацию, необходимую для правильного и безопасного применения изделия.
В соответствии с Основным правилом интерпретации ТН ВЭД 3б) (далее - ОПИ) многокомпонентные товары и товары, входящие в наборы для розничной продажи, должны классифицироваться так, как будто они состоят только из материала или компонента, который придает им основное свойство в той степени, в которой применим этот критерий.
Учитывая, что инструкция по применению пробирок входит в комплект набора и является его неотъемлемой частью, в соответствии с ОПИ 3б) данную инструкцию также необходимо классифицировать в товарной позиции 3926 ТН ВЭД ЕАЭС в составе набора пробирок для подсчета абсолютного количества клеток (TruCountTubes).
Таким образом, несмотря на отсутствие указания в регистрационном удостоверении инструкции по применению в составе медицинского изделия, и принимая во внимание, что медицинское изделие должно сопровождаться инструкцией по применению, ФТС России пришла к выводу, что инструкция по применению является не самостоятельным товаром, а документацией, позволяющей однозначно идентифицировать товар. Реагенты in vitro и расходные материалы для проточной цитометрии, поставляемые совместно с инструкцией по применению, рассматриваются как единый товар, зарегистрированный и разрешенный к обращению на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, таможенному органу было предоставлено регистрационное удостоверение, подтверждающее регистрацию ввезенного товара в установленном порядке, в связи с чем, отказ в применении ставки НДС в размере 10% является необоснованным.
Согласно "пункту 1 статьи 195" Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
- 1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с Таможенным "кодексом" Таможенного союза и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
- 2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с Таможенным "кодексом" Таможенного союза;
- 3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с Таможенным "кодексом" Таможенного союза. Принимая во внимание, что декларантом при подаче были соблюдены условия выпуска товара, предусмотренные "пунктом 1 статьи 195" Таможенного кодекса Таможенного союза, решение таможенного поста об отказе в выпуске товара является необоснованным.
4. Обязанность по представлению запрошенных таможенным органом в рамках дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров документов посредством почтовой связи считается исполненной, при условии их отправки до истечения установленного срока, а также информирования таможенного органа декларирования с использованием специализированного программного средства путем направления автоматизированного сообщения, содержащего сопроводительное письмо, опись направленных документов и сведения, подтверждающие их отправку по почте.
ФТС России, рассмотрев жалобу ООО "Б" на решение таможни о корректировке таможенной стоимости товаров и требование об уплате таможенных платежей и пеней, установила следующее.
ООО "Б", действующим в качестве таможенного представителя от имени и по поручению ООО "А", в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров "резисторы постоянные мощностью до 20 ВТ, ..." на таможенный пост подана декларация на товары.
Таможенная стоимость указанных товаров определена в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации, от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение от 25 января 2008 г.) по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
На этапе совершения таможенных операций по результатам контроля таможенной стоимости данных товаров таможенным органом с использованием системы управления рисками выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, в связи с чем таможенным органом на основании "статьи 69" Таможенного кодекса Таможенного союза принято решение о проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости указанных товаров, и в срок до 28 мая 2017 г. запрошены дополнительные документы.
Из материалов жалобы следует, 27 мая 2017 г. декларант письмом от 26 мая 2017 г. направил запрошенные документы, однако в установленный срок они в таможенный орган не поступили. Контроль таможенной стоимости рассматриваемых товаров осуществлен таможенным органом без их учета, по результатам которого 30 мая 2017 г. принято решение о корректировке таможенной стоимости указанных товаров.
Комплект документов, запрашиваемый в рамках дополнительной проверки, получен таможенным органом 31 мая 2017 г., то есть после принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров.
В связи с тем, что в установленном порядке корректировка таможенной стоимости товаров обществом не произведена, таможенным органом самостоятельно осуществлена корректировка таможенной стоимости указанных товаров, заполнены формы декларации таможенной стоимости (ДТС-2) и КДТ.
Таможенная стоимость товаров определена в соответствии со статьей 10 Соглашения от 25 января 2008 г. (метод 6), на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами.
На основании решения о корректировке таможенной стоимости товаров таможней выставлено и направлено в адрес заявителя требование об уплате таможенных платежей и пеней (аналогичное требование направлено в адрес декларанта).
Согласно доводам жалобы в соответствии с положениями пункта 15 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, обязанность по направлению дополнительно запрошенных документов декларантом исполнена, поскольку документы направлены посредством почтовой связи до истечения установленного срока.
Данный довод заявителя является несостоятельным в связи со следующим.
Из положений "пункта 1 статьи 69" Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган принимает решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.
"Пунктом 3 статьи 69" Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного "статьей 170" Таможенного кодекса Таможенного союза. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.
Пунктом 15 Порядка контроля таможенной стоимости товаров определено, что дополнительные документы, сведения и пояснения, должны быть представлены декларантом (таможенным представителем) в таможенный орган одним комплектом (не частями) до истечения срока их представления. Днем исполнения декларантом (таможенным представителем) обязанности по представлению дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений считается дата их регистрации в таможенном органе в порядке, установленном законодательством государства - члена Союза, если документы были представлены декларантом (таможенным представителем) непосредственно в таможенный орган, либо дата отправки на почтовом штемпеле при представлении документов по почте.
"Пунктом 4 статьи 69" Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении.
Пунктом 21 Порядка контроля таможенной стоимости установлено, что решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается должностным лицом в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока представления декларантом (таможенным представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений, пояснений, в случае их непредставления.
В соответствии с пунктом 21 Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденного приказом ФТС России от 17 сентября 2013 г. N 1761 и зарегистрированного в Минюсте России (N 31465 от 28 февраля 2014 г.) (далее - Порядок использования ЕАИС) в случаях принятия таможенным органом декларирования решения о проведении дополнительной проверки ("статья 69" Таможенного кодекса Таможенного союза) должностное лицо с использованием штатного программного средства направляет декларанту авторизованное сообщение, содержащее мотивированный запрос дополнительных документов и сведений (далее - мотивированный запрос).
Согласно пункту 22 Порядка использования ЕАИС декларант в ответ на мотивированный запрос направляет в таможенный орган декларирования с использованием специализированных программных средств в электронной форме подписанные электронной подписью дополнительно запрошенные таможенным органом документы и сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость. В случае отправки указанных документов и сведений посредством почтовой связи на бумажных носителях декларант с использованием специализированного программного средства направляет в таможенный орган декларирования автоматизированное сообщение, содержащее сопроводительное письмо и опись направленных в таможенный орган документов, а также сведения, подтверждающие отправку указанных документов по почте.
Учитывая, что срок представления документов - 28 мая 2017 г., решение о корректировке таможенной стоимости должно было быть принято не позднее 31 мая 2017 г. Рассматриваемое решение принято таможней 30 мая 2017 г. и направлено в адрес декларанта на бумажном носителе 31 мая 2017 г., то есть в установленный Пунктом 21 Порядка контроля таможенной стоимости срок.
Таким образом, принятие решения о корректировке таможенной стоимости товаров 30 мая 2017 г. в отсутствие дополнительно запрошенных у декларанта документов соответствуют требованиям права ЕАЭС и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.
5. Отказ в выпуске товаров в связи несоблюдением декларантом условий, установленных "подпунктом 3 пункта 1 статьи 195" Таможенного кодекса Таможенного союза, без информирования лица о выявлении таможенным органом неверной классификации товаров и необходимости уплаты таможенных пошлин является неправомерным.
ИП "У" при таможенном декларировании товаров в графе 33 ДТ заявлен классификационный код товара 8453 20 000 0 по ТН ВЭД ЕАЭС. По результатам контроля правильности классификации товара таможенным органом принято решение о классификации товара иным кодом, нежели заявленном декларантом. В тот же день на основании "пункта 2 статьи 201" Таможенного кодекса Таможенного союза таможенным постом принято решение об отказе в выпуске указанного товара.
Не согласившись с данными решениями, ИП "У" обратился с жалобой в региональное таможенное управление, по результатам рассмотрения которой таможенным органом принято о признании решений таможенного поста по классификации по ТН ВЭД ЕАЭС и об отказе в выпуске вышеуказанного товара правомерными и отказе в удовлетворении жалобы.
В ходе рассмотрения жалобы ФТС России было установлено, что решение таможенного поста об отказе в выпуске товара является неправомерным в связи со следующим.
Как следует из материалов жалобы, срок предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и выпуска указанного товара истекал 15 октября 2016 г., после принятия вышеуказанного решения по классификации товара иной срок для уплаты дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов таможенным органом не устанавливался. Вместе с тем 10 октября 2016 г. таможенным постом на основании "пункта 2 статьи 201" Таможенного кодекса Таможенного союза принято решение об отказе в выпуске товара в связи с выявлением в ходе таможенного контроля нарушений, которые, по мнению таможенного органа, в соответствии с "пунктом 1 статьи 191" Таможенного кодекса Таможенного союза не могут быть устранены.
Исходя из положений "статьи 179" Таможенного кодекса Таможенного союза, при пересечении товарами таможенной границы Таможенного союза у декларанта либо таможенного представителя возникает обязанность по помещению товаров под выбранную таможенную процедуру, совершаемому путем таможенного декларирования товаров.
Фактом помещения товаров под выбранную таможенную процедуру является осуществление таможенным органом выпуска задекларированных товаров в установленные сроки. При этом в соответствии с положениями "статьи 201" Таможенного кодекса Таможенного союза отказ в выпуске товаров возможен только при несоблюдении условий выпуска, установленных Таможенным "кодексом" Таможенного союза. В качестве одного из условий (оснований) выпуска товаров согласно "подпункту 3 пункта 1 статьи 195" Таможенного кодекса Таможенного союза является уплата таможенных пошлин, налогов либо предоставление обеспечения такой уплаты.
В силу "пункта 1 статьи 196" Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным "кодексом" Таможенного союза.
Согласно "пункту 4" данной статьи сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным "кодексом" Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 220 Федерального закона о таможенном регулировании, в указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.
Пунктом 3 части 2 статьи 220 Федерального закона о таможенном регулировании определены исключительные случаи продления на основании "пункта 4 статьи 196" Таможенного кодекса Таможенного союза сроков выпуска товаров в пределах десяти рабочих дней, в том числе проведение дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с частями 9 и 10 статьи 106 Федерального закона о таможенном регулировании - до окончания проверки.
В соответствии со "статьей 52" Таможенного кодекса Таможенного союза, товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. При этом в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза.
Основные положения, определяющие порядок классификации товаров в случае выявления неверной классификации, в том числе регламентирующие выпуск товаров при принятии решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС содержатся в статье 106 Федерального закона о таможенном регулировании.
Так, товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Федеральным законом о таможенном регулировании требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона о таможенном регулировании при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по их классификации.
Согласно части 6 статьи 106 Федерального закона о таможенном регулировании при принятии таможенным органом решения по классификации товаров до их выпуска такое решение доводится до сведения декларанта в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Если принятое таможенным органом решение по классификации товаров влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, выпуск товаров не осуществляется до уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа по классификации товаров.
В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в полном объеме в сроки, определенные "статьей 196" Таможенного кодекса Таможенного союза для выпуска товара, таможенный орган отказывает в выпуске товара в соответствии с "пунктом 1 статьи 201" Таможенного кодекса Таможенного союза.
Классификация товара по ТН ВЭД ЕАЭС формализуется решением таможенного органа по классификации товара, принимаемым на основании "пункта 3 статьи 52" Таможенного кодекса Таможенного союза, части 3 статьи 106 Федерального закона о таможенном регулировании, при этом, если такое решение таможенного органа влечет дополнительное начисление таможенных пошлин, налогов, таможенный орган должен довести до сведения декларанта информацию об их сумме с целью предоставления декларанту возможности уплатить таможенные платежи для выпуска товара.
Анализ указанных положений позволяет сделать вывод, что в специальной норме, регулирующей порядок принятия решений таможенным органом в случае выявления неверной классификации товара и устранения выявленных нарушений, законодателем четко определено единственное основание для отказа в выпуске товара, установленное "пунктом 1 статьи 201" Таможенного кодекса Таможенного союза, а именно, неуплата таможенных платежей, а не основание, предусмотренное пунктом 2 данной статьи, примененное таможенным постом в связи с выявлением в ходе таможенного контроля нарушений, которые, по его мнению, в соответствии с "пунктом 1 статьи 191" Таможенного кодекса Таможенного союза не могут быть устранены.
Кроме того, "пунктом 2 статьи 201" Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, за исключением случаев, если выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены.
Данные положения свидетельствуют о том, что декларанту предоставлено право устранить выявленные таможенным органом нарушения до принятия такого решения. Иное понимание данной нормы фактически лишает декларанта возможности устранить допущенные нарушения.
Исходя из положений части 6 статьи 106 Федерального закона о таможенном регулировании, после принятия данного решения таможенному органу надлежало уведомить декларанта о выявленном нарушении и необходимости уплаты для выпуска товара дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов. И только в случае неуплаты указанных платежей в полном объеме в сроки, определенные "статьей 196" Таможенного кодекса Таможенного союза для выпуска товара, таможенный орган мог принять на основании "пункта 1 статьи 201" Таможенного кодекса Таможенного союза решение об отказе в выпуске товара.
6. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза у лиц, приобретших такие товары на территории Таможенного союза, возникает только в случае, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения.
ФТС России рассмотрена жалоба ООО "М" на решение таможни по результатам таможенной проверки и требование таможни об уплате таможенных платежей.
В рамках камеральной таможенной проверки установлено, что под видом оборудования для изготовления микрокрепированной бумаги по ДТ фактически ввезено оборудование для центробежного разделения жидких неоднородных систем типа Decanter.
Поставка осуществлена на очистные сооружения в адрес конечного клиента - ООО "М". При этом установлено, что номера транспортных средств, весовые характеристики и серийные номера поставляемого на очистные сооружения оборудования, указанные в CMR, совпадают с представленными сведениями об автотранспортных средствах и весовых характеристиках оборудования при таможенном декларировании.
В свою очередь в 2013 году ООО "М" (Заказчик) заключило договор подряда с ООО "И" (Подрядчик), согласно которому Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ по реконструкции сооружений механического обезвоживания осадка очистных сооружений ООО "М" с установкой декантеров (центрифуг).
Для выполнения условий договора подряда ООО "И" (Покупатель) заключило договор с ЗАО "П-Л" (Продавец), согласно которому Продавец обязуется поставить и передать в собственность Покупателю установки для центробежного разделения жидких неоднородных систем Decanter с комплектующими изделиями, производителем которых является фирма "F", Германия.
Оборудование было доставлено на очистные сооружения ООО "М" и ООО "Ф.М" (представительство компании "F" (Германия) осуществляло его монтаж, пуско-наладочные работы и обучение персонала ООО "М").
При этом таможенный орган пришел к выводу, что ООО "М" после проведенных в 2012 году испытаний, задолго до заключения договора подряда с ООО "И" намеревалось приобрести оборудование для очистных сооружений. В связи с чем у ООО "М" возникает солидарная обязанность с декларантом по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.
В ходе изучения имеющихся в распоряжении ФТС России документов установлено следующее.
Уплата таможенных платежей - необходимое условие для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, оно представляет собой, по существу, публично-правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары. По общему правилу именно декларант как лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, является ответственным за уплату таможенных платежей. Однако в случае выявления в установленном законом порядке фактов незаконного перемещения товаров через таможенную границу допускается отступление от указанного общего правила. Так, при ввозе таких товаров на таможенную территорию Таможенного союза обязанность по уплате таможенных платежей возникает солидарно у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза ("пункт 2 статьи 81" Таможенного кодекса Таможенного союза).
При этом лица, которые на момент приобретения незаконного перемещенного товара не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, не могут рассматриваться как обязанные по уплате таможенных платежей.
Анализ материалов жалобы показал, что таможней факт осведомленности ООО "М" о незаконности перемещения установки для центробежного разделения жидких неоднородных систем Decanter документально не подтвержден.
Так, в результате камеральной проверки установлено, что до ввоза на таможенную территорию Таможенного союза оборудования ООО "М" производил его поиск и тестирование. Вместе с тем следует отметить, что предварительный поиск и тестирование технически сложного оборудования и последующий заказ данного оборудования по техническим параметрам на основании открытого конкурса не может свидетельствовать об осведомленности заявителя о факте незаконного перемещения установки.
Кроме того, из материалов проверки также следует, что ООО "М" в перемещении указанного оборудования участия не принимал, и ООО "М" является его третьим покупателем на территории Таможенного союза.
Следовательно, в данном случае у ООО "М" отсутствует обязанность по уплате таможенных платежей.
С учетом вышеуказанных норм, документов, имеющихся в распоряжении таможенного органа, в их совокупности и взаимосвязи ФТС России в ходе рассмотрения жалобы установлено, что решение таможни по результатам таможенной проверки и требование таможни об уплате таможенных платежей являются необоснованными.
7. Подача в таможенный орган заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заверенного в нотариальном порядке, соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 122 и пункта 4 части 2 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", и не требует представления иных документов, подтверждающих полномочия заявителя.
ФТС России, рассмотрев жалобу ООО "Б" на решение таможни о возврате без рассмотрения заявления общества о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, установила следующее.
ООО "Б" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения таможенного поста о корректировке таможенной стоимости товаров.
На основании решения Арбитражного суда города Москвы таможенным постом оформлена корректировка декларации на товары.
17 июля 2017 г. в таможню поступило заявление ООО "Б" о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Таможня установила, что в нарушение статьи 122 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании) в комплекте документов к заявлению ООО "Б" отсутствуют:
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа. К комплекту документов приложено свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г.;
- документы, подтверждающие полномочия генерального директора ООО "Б" в 2017 г. К комплекту документов приложен приказ о вступлении в должность генерального директора; документы, подтверждающие срок полномочий генерального директора по состоянию на 17 июля 2017 г. не представлены.
Учитывая изложенное, заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств возвращено заявителю письмом таможни без рассмотрения.
Не согласившись с данным с решением, ООО "Б" подало жалобу в ФТС России. Согласно доводам жалобы решение таможни является неправомерным, а выводы таможенного органа, изложенные в нем, необоснованными, так как к заявлению были приложены все документы, необходимые для возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Анализ представленных заявителем и таможней материалов показал, что данная жалоба подлежит удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно "статье 90" Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу, которому представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов определен статьей 147 Федерального закона о таможенном регулировании, в соответствии с которой такие суммы подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
- платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
- документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
- документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
- документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Федерального закона о таможенном регулировании, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
- окумент, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
- иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Федерального закона о таможенном регулировании, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.
Форма заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств утверждена приказом ФТС России от 22 декабря 2010 г. N 2520 (зарегистрирован в Минюсте России 15 февраля 2011 г. N 19839) "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога".
В соответствии с частью 4 статьи 122 Федерального закона о таможенном регулировании, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с заявлением о возврате авансовых платежей предоставляют:
- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
- копию свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
- образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;
- копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа.
В соответствии с частью 4 статьи 147 Федерального закона о таможенном регулировании при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 указанной статьи.
Исходя из приведенных норм, с заявлением в таможенный орган должна быть представлена копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, засвидетельствованная в нотариальном порядке либо заверенная таможенным органом при предъявлении оригинала документа.
Как следует из материалов жалобы, в перечне прилагаемых документов (нотариальные копии), содержащемся в заявлении ООО "Б", поданном в таможню, указано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
В комплекте документов, поданных с данным заявлением, также имеется нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет общества в налоговом органе.
Таким образом, довод таможни об отсутствии в представленном обществом комплекте документов нотариально заверенной копии свидетельства о постановке на учет, послуживший одним из оснований для принятия решения о возврате заявления без рассмотрения, не нашел своего подтверждения.
В качестве основания принятого решения таможней также указано на отсутствие документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате платежей, засвидетельствованного в нотариальном порядке либо заверенного таможенным органом при предъявлении оригинала документа.
Как следует из письма таможни, к комплекту документов приложен приказ о вступлении в должность генерального директора, документы, подтверждающие срок полномочий генерального директора не представлены.
Согласно доводам жалобы к заявлению было приложено решение единственного участника о продлении срока полномочий генерального директора сроком на два года и приказ о продлении полномочий директора на вышеуказанный срок.
ФТС России установлено, что указанные решение и приказ в перечне документов, содержащемся в заявлении о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств ООО "Б" не указаны, факт их представления материалами жалобы не подтверждается, в связи с чем, подтвердить или опровергнуть довод заявителя в ходе рассмотрения жалобы не представляется возможным.
Вместе с тем на заявлении о возврате в соответствии со статьями 35, 43, 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 313 "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 декабря 2016 г. N 45046) проставлена удостоверительная надпись нотариуса.
Согласно данной удостоверительной надписи нотариусом засвидетельствована подлинность подписи генерального директора, установлена его личность и проверены полномочия.
Таким образом, при подаче в таможню заявления ООО "Б" о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств полномочия лица, подписавшего заявление, подтверждены.
Принимая во внимание, что заявление о возврате содержит требуемые сведения, необходимые документы, установленные статьями 122, 147 Федерального закона о таможенном регулировании, представлены, объяснение таможни причин невозможности рассмотрения указанного заявления является немотивированным.
С учетом вышеуказанных норм, документов, имеющихся в распоряжении таможенного органа, в их совокупности и взаимосвязи ФТС России в ходе рассмотрения жалобы установлено, что решение таможни о возврате без рассмотрения заявления ООО "Б" о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, является необоснованным.
8. Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя возложен непосредственно на само юридическое лицо.
ФТС России рассмотрена жалоба на решение таможенного поста по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, а также на решение таможни по жалобе заявителя от 3 августа 2015 г., и решение таможенного управления об отказе в рассмотрении жалобы заявителя по существу.
ООО "Н" обратилось с жалобой в таможню. По результатам рассмотрения данной жалобы таможней принято решение о признании обжалуемого решения таможенного поста правомерным и отказе в удовлетворении жалобы. Копия решения по жалобе направлена по адресу ООО "Н", указанному в жалобе, письмом от 4 сентября 2015 г.
В связи с обращением ООО "Н" копия решения по жалобе повторно направлена заявителю по адресу, указанному в обращении, письмом от 18 ноября 2016 г.
15 декабря 2016 г. в таможенное управление поступила жалоба ООО "Н" на решение таможенного поста по классификации по ТН ВЭД ЕАЭС товара, решение таможни по жалобе ООО "Н".
Таможенным управлением на основании пункта 1 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании в связи с несоблюдением заявителем сроков обжалования принято решение об отказе в рассмотрении по существу жалобы заявителя.
Согласно доводам жалобы, поступившей в ФТС России, в решении таможенного управления об отказе в рассмотрении жалобы со ссылкой на официальный сайт "Почта России" указано, что письмо таможни от 4 сентября 2016 г. "О направлении копии решения по жалобе" было доставлено по адресу заявителя 8 сентября 2015 г.
Однако из текста решения таможенного управления не следует, что именно произошло с письмом после доставки, не указано на какой именно адрес было доставлено письмо, кому вручено и является ли лицо, получившее письмо, работником ООО "НК", предъявляло ли оно документы на право получения письма.
Заявителем указано, что решение таможни от 3 сентября 2015 г. по жалобе было направлено в адрес ООО "Н" письмом от 18 ноября 2016 г., после чего впервые было получено подателем жалобы.
В результате изучения представленных документов ФТС России установлено, что жалоба ООО "Н" не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Порядок подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в таможенные органы Российской Федерации жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в области таможенного дела определяется главой 3 Федерального закона о таможенном регулировании.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона о таможенном регулировании любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Согласно требованиям статьи 40 Федерального закона о таможенном регулировании жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:
- со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
- со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного актом таможенного законодательства Таможенного союза, актом законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо иным правовым актом Российской Федерации в области таможенного дела.
Как следует из документов, имеющихся в распоряжении ФТС России, 4 сентября 2015 г. письмом таможни "О направлении копии решения по жалобе" в адрес заявителя, указанный в жалобе и в едином государственном реестре юридических лиц (на дату обращения с жалобой в таможню), направлена копия решения таможни от 3 сентября 2015 г., принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Н".
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации адрес юридического лица указывается в едином государственном реестре юридических лиц. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, законодательством установлено, что риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя возложен непосредственно на само юридическое лицо.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте "Почта России" www.russianpost.ru, письмо таможни от 4 сентября 2016 г. "О направлении копии решения по жалобе" было доставлено по адресу заявителя 8 сентября 2015 г.
Учитывая изложенное, руководствуясь вышеприведенными нормами, а также позицией Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30 июля 2013 г. N 61, от 23 июня 2015 г. N 25, от 27 сентября 2016 г. N 36, таможенное управление пришло к верному выводу о том, что сопроводительное письмо таможни от 4 сентября 2016 г. считается полученным адресатом 8 сентября 2015 г.
Таможенный орган, исходя из положений статей 44 и 46 Федерального закона о таможенном регулировании, принимает жалобу к рассмотрению в случае наличия у него правомочий по рассмотрению поступившей жалобы и отсутствия оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу. Основания для отказа в рассмотрении жалобы по существу установлены статьей 44 Федерального закона о таможенном регулировании.
Несоблюдение установленных сроков обжалования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании является основанием для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу.
Как следует из представленных таможенным управлением документов, жалоба ООО "Н" от 13 декабря 2016 г., направленная заявителем 14 декабря 2016 г., поступила в таможенное управление 15 декабря 2016 г., то есть по истечении срока подачи жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, предусмотренного статьей 40 Федерального закона о таможенном регулировании.
Срок для обжалования решения, действия (бездействия) таможенного органа в соответствии со статьей 41 Федерального закона о таможенном регулировании восстанавливается по заявлению лица, обратившегося с жалобой, в случае наличия уважительных причин. В качестве оснований для восстановления пропущенного срока могут служить обстоятельства, затруднившие своевременное получение информации об обжалуемых решениях, действиях (бездействии) либо обстоятельства, ставшие препятствием для обращения с жалобой в пределах установленного срока.
В рассматриваемой ситуации заявление лица о восстановлении пропущенного срока для обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица в таможенное управление не поступало.
Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что у таможенного управления отсутствовали основания для восстановления срока на обжалование решения таможенного поста по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, и решения таможни по жалобе заявителя, решение таможенного управления об отказе в рассмотрении жалобы заявителя по существу является обоснованным.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия заявления лица о восстановлении пропущенного срока для обжалования, и в соответствии с приведенными нормами, у ФТС России также отсутствуют основания для рассмотрения по существу жалобы ООО "Н" в части, касающейся обжалования решения таможенного поста по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, и решения таможни по жалобе заявителя.
9. Чек, подтверждающий уплату денежных средств с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, прилагаемый к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, при условии поступления денежных средств на счет Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, свидетельствует об исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, и подлежит рассмотрению таможенными органами в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств.
В таможню поступило заявление ООО "Р" о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по ДТ. К вышеназванному заявлению были приложены, в том числе, заверенные печатью организации копии чеков, подтверждающих уплату денежных средств с использованием электронных терминалов.
Письмом таможня возвратила без рассмотрения данное заявление на основании части 4 стать 147 Федерального закона о таможенном регулировании, а именно в связи с отсутствием в комплекте документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, платежного документа, подтверждающего уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
Оценивая решение таможни о возврате без рассмотрения заявления общества о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, формализованное в письме, ФТС России руководствовалось следующим.
Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств определен главой 17 Федерального закона о таможенном регулировании.
Согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 148 Федерального закона о таможенном регулировании возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру.
Частью 2 статьи 147 Федерального закона о таможенном регулировании предусмотрен перечень документов, которые прилагаются к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 4 статьи 147 Федерального закона о таможенном регулировании при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган.
Исходя из положений части 14 статьи 116 Федерального закона о таможенном регулировании уплата таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов в соответствии с Федеральным законом о таможенном регулировании может осуществляться с применением устройств, предназначенных для совершения операций с использованием электронных средств платежа, без возможности приема (выдачи) наличных денежных средств (далее - электронные терминалы), а также через платежные терминалы или банкоматы.
В соответствии с частью 15 статьи 116 Федерального закона о таможенном регулировании при уплате таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов информационный обмен между участниками расчетов осуществляют юридические лица, ответственные за поступление на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, денежных средств, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, а также обеспечивающие надлежащее исполнение принимаемых на себя обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации путем предоставления банковских гарантий и (или) внесения денежных средств (денег) на счет Федерального казначейства.
Согласно части 2 статьи 117 Федерального закона о таможенном регулировании для целей выпуска товаров при уплате таможенных пошлин, налогов в безналичном порядке подтверждением исполнения обязанности плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов является поступление сумм таможенных пошлин, налогов на счета, указанные в статье 116 Федерального закона о таможенном регулировании, а при уплате таможенных пошлин, налогов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов или банкоматов в соответствии с частью 15 статьи 116 Федерального закона о таможенном регулировании таким подтверждением является документ, сформированный электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, в том числе в электронном виде, подтверждающий осуществление перевода денежных средств на счета, указанные в статье 116 Федерального закона о таможенном регулировании. С момента формирования указанного документа перевод денежных средств, осуществляемый в целях уплаты таможенных пошлин, налогов, становится безотзывным.
Согласно информации, имеющейся в базе данных комплекса программных средств ведения лицевых счетов участников внешнеэкономической деятельности, уплата таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, сведения о которых заявлены в рассматриваемых ДТ, производилась с применением микропроцессорной пластиковой карты, что подтверждается приложенными заявителем чеками.
Таким образом, из анализа представленных документов и сведений о поступлении денежных средств на счет Межрегионального операционного управления Федерального казначейства "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" по платежным поручениям, копии чеков подтверждают факт исполнения обязанности ООО "Р" по уплате таможенных пошлин, налогов для целей выпуска товаров по ДТ, и могут прилагаться к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств.
Принимая во внимание, что у таможенного органа имелись в распоряжении все документы и сведения, предусмотренные частью 2 статьи 147 Федерального закона о таможенном регулировании, необходимые для принятия решения по заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по ДТ, решение таможни о возврате без рассмотрения заявления общества о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, является необоснованным.
Пресс-служба ФТС