Управление цепями поставок из Китая. Часть 1

Версия для печати

Если раньше «китайское качество ассоциировалось с чем-то очень ненадёжным, то сегодня большинство компаний размещает производство именно в этой азиатской стране. Сейчас это дешево, быстро и, самое главное, качественно. При этом абсолютно все твердят о сложностях и «подводных камнях» работы с Китаем. Это естественным образом повлекло за собой появление на рынке ряда компаний, которые готовы взять на себя организацию работы с Китаем и предлагают услугу – производственный аутсорсинг или «управление цепью поставок» Supply Chain Management (SCM)

Я решил разобраться в том, что это значит и насколько сложно самостоятельно организовать весь процесс – от размещения заказа до получения нужного мне товара на складе в Москве.

Для этого я, в качестве клиента, связался с компанией WENS GLOBAL SERVICES и попросил подробно рассказать мне об услуге SCM. Если верить сайту, концепция управления цепью поставок заключается в том, что в неё входят организация всех этапов, которые потребуются для того, чтобы выстроить весь процесс работы с Китаем с нуля. Так сказать, производство и логистика «под ключ».

Помочь мне вызвались Коммерческий директор Виктория Енисейская и Директор Центра Производственного Аутсорсинга Дарья Мушта.

Я хочу начать работать с Китаем, но в интернете пишут о большом количестве подводных камней. Расскажите, пожалуйста, как вы можете мне помочь.

Если вы не имеете опыта работы с Китаем, то вас действительно поджидает много сюрпризов. Именно для таких клиентов как вы, мы и разработали услугу «Управление цепью поставок». В рамках неё мы берём на себя все процессы по взаимодействию с Китайскими производителями и поставщиками, чтобы ваш заказ был исполнен точно в соответствии со всеми требованиями и в срок доставлен на ваш склад.

Мы осуществляем всю коммуникацию - от появления запроса на размещение производства в Китае до получения вами заказа. Со своей стороны, мы считаем заказ выполненным только тогда, когда вы не имеете претензий к полученному товару.

Расскажите, пожалуйста, подробнее обо всей цепочке взаимодействия. С чего начнётся наша работа?

Для начала вам надо дистанционно заполнить бланк. В нем мы просим вас максимально подробно указать свои требования к продукту: описание товара, количество, область применения, целевую стоимость и прочее. Это займет всего 5-10 минут, но поможет нам найти именно то, что вам нужно.

Мне показывают бланк заявки, оформленный в Google-форме. Всего 8 вопросов, которые, однако, действительно могут помочь найти в Китае именно то, что я ищу. Начиная с наименования и области применения, заканчивая техническими характеристиками.

C какими номенклатурами вы работаете? Есть ли ограничения по товарам? Если я, например, захочу возить посуду или костюмы для домашних питомцев – вы сможете это сделать?

Мы работаем с любой номенклатурой, исключения могут составлять специфические поставки, например - рыбная продукция или легковые автомобили. Сейчас, например, у нас в процессе поставка химической продукции, на стадии разработки проект по экспорту из России в Китай продуктов питания, а из Индии отгружается халва. Так что все индивидуально, важно изучить продукт, правильно подготовить пакет документов, оформить необходимые разрешения.

Конечно, наша сильная сторона – сложные технические проекты. Мы довольно долго работаем в производстве, все специалисты нашего отдела говорят по-китайски и имеют большой опыт работы в производственной сфере.

Почему вы специализируетесь именно на технически сложном оборудовании? Ведь возить одежду гораздо проще.

Чтобы это объяснить, придётся углубиться в историю компании. Опыт работы команды WENS с Азиатским регионом начинается c 2001 года, а именно с закупок бурового и сваебойного оборудования, которое мы реализовывали затем в РФ. Данное оборудование очень сложное, стоимость в районе 1 млн долларов. Мы самостоятельно занимались поиском оборудования в странах Азии (Китай, Корея, Япония), и организовывали транспортную и таможенную логистику. Со временем мы нарастили компетенции, изучили китайский бизнес-подход, набили шишек, и учитывая ошибки прошлого, отладили всю систему работы с китайскими партнерами, затем последовало увеличение штата и запуск офисов в морских портах и в странах основных производств.

Осознавая необходимость данных услуг для многих клиентов, мы расширили сферу нашей деятельности и 30 апреля 2014 г вышли на рынок как самостоятельная логистическая консалтинговая компания, с полным комплексом логистических и таможенных услуг, услугами производственного аутсорсинга и управления цепью поставки.
В диалоге с клиентами мы обязательно делаем акцент на том, что у нас большой практический опыт. Мы всё пробовали на своем опыте, смотрели на то, как с нами выстраивали работу логистические компании, какие ошибки совершали и исключили их возможность в своей работе.

Вернёмся к работе. Что происходит после того, как я заполнил бланк?

На основе предоставленных вами данных мы подбираем производителей. Причём, это бесплатная услуга. Результат нашей работы – отчёт по нескольким поставщикам, из которых вы уже сам выбираете, с кем именно заключать контракт. Конечно, мы предоставим максимально выгодные предложения с наиболее лояльными поставщиками и оптимальными условиями работы в разрезе цены и качества. В отчете мы отображаем цену, срок поставки, условия работы, техническое описание запрашиваемого товара или аналога. Конечно, это займёт некоторое время, ведь мы подбираем целый пул поставщиков, проводим первичный этап переговоров, отсеивая недружелюбно настроенных или незаинтересованных в заказе производителей.

Вы говорите, что делаете это бесплатно. В чём смысл? Ведь тогда я могу просто получить от вас нужную информацию и общаться с поставщиками самостоятельно.

У нас есть два типа поиска производителей - мы можем оказать его бесплатно в том случае, если вы настроены работать с нами в рамках всей цепочки. Тогда контакты поставщика мы не раскрываем до момента подписания контракта. Если же вы хотите работать с поставщиком напрямую, вы можете заказать платный мониторинг, тогда мы предоставим вам минимум 5 коммерческих предложений и детальный отчет с контактами представителей заводов. И вы сможете работать непосредственно с ними. Но, при этом вы рискуете совершить массу ошибок, ведь в работе с Китаем есть своя «китайская специфика».

Допустим, я выбрал поставщика и решаю работать с вами дальше. Какие наши дальнейшие действия?

Дальше мы рекомендуем провести аудит производителя, чтобы исключить возможность неприятных «сюрпризов». Например, у нас бывали ситуации, когда мы получали хорошие условия и цены, а в процессе аудита обнаруживали, что завод вовсе не производит данный продукт и размещает заказ на соседнем предприятии. Кроме того, есть вероятность попасть на завод гаражного типа с низкой культурой производства, или обнаружить, что масштаб завода и его производственные мощности на позволяют справится с объемом заказа. Аудит у нас платный, но, если вы продолжите с нами работать, мы вернём его стоимость в качестве скидки.

Аудит проводится нашими инспекторами, которых мы отправляем в любую точку Китая. Инспектор оперативно составляет детальный отчет с фотоматериалами, в котором отображены максимально подробные данные по данному предприятию: производственные мощности, состояние оборудования, система менеджмента, бизнес-лицензия, сертификаты, наличие системы контроля качества.

После получения отчета вы принимаете решение, будете ли заключать контракт с этим поставщиком или производителем. Наше заключение может не совпадать с вашим мнением. Само собой, оно носит рекомендательный характер. Были ситуации, когда нам приходилось проводить 2-3 аудита, пока мы не находили того поставщика, который удовлетворяет всем требованиям клиента.

Получается, что вы можете зайти на любой завод? А как это осуществляется юридически?

Во-первых, поставщик сам заинтересован в том, чтобы заказ у него разместили, поэтому он охотно идёт нам навстречу. Если же он отказывается, это позволяет нам сделать вывод, что поставщик не является благонадёжным.

Во-вторых, аудит в Китае и аудит в России – это не одно и то же. Мы не получаем непосредственный доступ к бухгалтерским документам и финансовому состоянию предприятия, тем не менее мы проверяем, существует ли такой завод физически, соответствует ли штат рабочих указанному, справится ли оборудование с объемами планируемого заказа. Аудит в данном случае – это анализ данных из открытых источников, выезд на завод и подробный фотоотчет. Благодаря этому у вас отпадает необходимость самостоятельно 9 часов лететь в Китай, вы сможете побывать на заводе дистанционно. Кроме того, мы общаемся с руководством, проверяем все лицензии. По результатам мы делаем своё рекомендательное заключение.

С аудитом всё понятно, что после него?

После аудита начинается ключевой этап всей сделки и повторное согласование всех ранее обозначенных условий. Это важный этап, в процессе которого формируется договор – залог успешного и грамотного сотрудничества с иностранным партнером. Почему-то очень многие российские клиенты упускают контракт из взаимоотношений с китайскими партнерами и пользуются только PI (Проформа инвойса) в качестве документа, регламентирующего поставку. Что касается всех технических моментов, чертежей, ГОСТов, ТУ, - мы фиксируем их в спецификации с обязательным переводом на китайский язык. Когда поставщик подтверждает, что готов выполнить все наши условия, только тогда мы размещаем заказ.

Далее всесторонний контроль от платежей до погрузки в контейнер, в нашей практике клиенты сталкивались с мошенничеством при предоставлении поставщиком реквизитов клиенту, экологическими проверками и внезапной остановкой производства, срывами сроков, несоответствием качеству и техническому заданию, пересортом и прочими проблемами, которых можно было бы избежать, имея надежных представителей в Китае. Мы знаем узкие места и осуществляем слежение по контрольным точкам, чтобы избежать возможных проблем при сотрудничестве с китайским поставщиком. Наши специалисты находятся на связи с заводом, периодически осуществляя выезды на производственные площадки, чтобы быть полностью уверенными в статусе заказа.

А как я могу отслеживать все эти процессы? Буду ли я в курсе всех ваших действий?

Конечно! Наша позиция – полная прозрачность процессов. На всем протяжении работы по управлению цепью поставок за вами закрепляется менеджер, который сопровождает вас на протяжении всего заказа. Мы закрепляем за вами именно того менеджера, который установил контакт с вами при первом обращении. Когда процесс перейдет к исполнению заказа, мы даём прямые контакты исполнителя - специалиста из нашего центра производственного аутсорсинга в г. Вэньчжоу, который обладает всей информацией по заказу и ведет коммуникации с китайским поставщиком, далее после готовности партии товара на заводе – логиста, который организовывает таможенное оформление и доставку груза к вам на склад. Кроме того, мы не скрываем контакты всех топ-менеджеров. Т.е., если вас что-то не устроит, вы всегда можете обратиться напрямую к вышестоящему руководству.

Кроме того, специально для компании WENS была разработана WENS Management System – внутренняя система управления заказами, которая обеспечивает максимальный контроль и автоматизацию всех процессов. Все процессы и статусы заказа отображаются в личном кабинете клиента. Вы в любой момент можете проконтролировать на каком этапе производство, придерживаемся ли мы запланированного графика, отследить точное местонахождение груза. Мы делаем всё, чтобы вам было максимально комфортно.

Наша задача - дать вам возможность сосредоточиться на своей профильной деятельности, не отвлекаясь на вопросы ВЭД, которые могут решить профессионалы.

Продолжение нашего разговора читайте во второй части интервью, которая выйдет совсем скоро.

Материал подготовил Сергей Копцев

Показать больше