Напомню, что в интеграционном объединении союзных государств (Беларусь, Казахстан, Россия) правовой институт УЭО впервые законодательно был введен в 2010 году. Это произошло в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Как известно, на получение статуса УЭО могут претендовать только добросовестные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые соответствуют определенным критериям, установленным таможенным законодательством. В этом случае при помещении товаров под таможенную процедуру компании получают соответствующие упрощения, для них также ускоряется процесс совершения таможенных операций, что позволяет оптимизировать расходы, связанные с перемещением товаров через таможенную границу.
В результате анализа таможенного законодательства ЕАЭС можно сделать вывод о том, что под УЭО понимается юридическое лицо, включенное в Реестр УЭО и получившее разрешение на пользование специальными упрощениями при совершении таможенных операций. В данной статье освещены новые положения Кодекса Союза, касающиеся деятельности уполномоченного экономического оператора. Уточню, что по состоянию на 1 марта 2018 года на территории Северо-Западного федерального округа свою деятельность осуществляют 65 УЭО.
В отличие от ТК ТС союзный Кодекс предусматривает три типа свидетельства и возможность лица одновременно иметь свидетельство нескольких типов. Каждое из трех свидетельств предполагает свой набор упрощений и условия для их получения. Главный смысл такого разделения заключается в предоставлении возможности выбора наиболее приемлемого набора упрощений в зависимости от сферы деятельности участника ВЭД.
Каждому свое
Таким образом, в соответствии с положениями ТК ЕАЭС лицо выбирает наиболее подходящий для него тип свидетельства и получает предусмотренные для него упрощения. Следует отметить, что по сравнению с ТК ТС в новом документе перечень возможных специальных упрощений значительно расширен.
Первый тип свидетельства ориентирован на участников ВЭД, заинтересованных в непредоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей при транзите и дополнительной проверке, выпуске до подачи таможенной декларации и не имеющих собственных площадей для хранения товаров. Участник ВЭД, обладающий свидетельством первого типа, имеет право на такие специальные упрощения, как: выпуск товаров до подачи таможенной декларации, непредоставление обеспечения уплаты таможенных платежей при выпуске товаров до завершения проверки документов, а также до получения результатов таможенной экспертизы и при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Кроме того, для УЭО, имеющего первый тип свидетельства, при перевозке товаров под таможенным контролем предусмотрены такие упрощения, как: признание таможенным органом средств идентификации УЭО, неустановление маршрута перевозки товаров, осуществление без разрешения таможенного органа грузовых операций с товарами и замены транспортного средства международной перевозки.
Второй тип свидетельства предоставляет упрощения участникам ВЭД, которые желают снизить издержки, связанные с хранением товаров и их идентификацией. Данный тип свидетельства предусматривает возможность хранения и совершения таможенных операций на собственных площадках УЭО. Обладатель свидетельства второго типа имеет право пользоваться рядом специальных упрощений.
1. Временно хранить в своих помещениях собственные товары и товары иных лиц, если это предусмотрено законодательством государств - членов Союза. Такая возможность предусмотрена проектом Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Новым положением является обязательное соответствие площадей УЭО установленным Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) требованиям к сооружениям, помещениям и открытым площадкам, а также к транспортным средствам и работникам (решение Коллегии Комиссии от 03.10.2017 № 131 «Об утверждении Требований к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль, к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов»).
Возможность доставки товаров УЭО в созданную на его площадях зону таможенного контроля, размещение их в этой зоне, а также возможность совершения таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита и проведением таможенного контроля на этих площадках.
3. Совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, если такие таможенные органы расположены на территории одного из государств - членов ЕАЭС.
4. Непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин при отсрочке уплаты ввозных таможенных пошлин, если УЭО выступает в качестве декларанта.
Отмечу, что свидетельство второго типа также дает Оператору право пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными и для свидетельства первого типа: проведение в первоочередном порядке таможенного контроля в форме таможенного осмотра или досмотра; применение средств идентификации, используемых таможенными органами; выпуск товаров до подачи декларации на товары (ДТ).
Три в одном
Особенность третьего типа свидетельства в том, что он позволяет использовать все упрощения, предусмотренные для двух первых типов. При этом ТК ЕАЭС предусматривает новые условия получения статуса УЭО, а перечень условий включения лица в Реестр УЭО зависит от типа свидетельства и от статуса лица, которое хочет получить свидетельство УЭО.
Таковым может стать лицо, осуществляющее ВЭД или деятельность в сфере таможенного дела, - таможенный перевозчик, владелец СВХ, таможенный представитель. В ТК ЕАЭС содержатся общие условия присвоения статуса УЭО и условия, которые необходимо выполнить для получения свидетельства того или иного типа.
Единым условием для всех кандидатов на получение статуса УЭО является осуществление ВЭД не менее трех лет. Для таможенного перевозчика минимальный стаж - два года. При этом учитываются количественные показатели деятельности претендента на включение в Реестр УЭО: количество поданных ДТ; суммарная стоимость перемещаемых через таможенную границу товаров, заявленных в поданных декларациях (для таможенного представителя) или находившихся на хранении (для владельца СВХ).
Важно, что в ТК ЕАЭС установлены лишь минимальные количественные показатели осуществления ВЭД или деятельности в сфере таможенного дела, а их точные значения закрепляет законодательство государств ЕАЭС. В таблице представлены показатели, установленные ТК ЕАЭС и проектом новой редакции ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Юридическое лицо | ТК ЕАЭС | Проект ФЗ «О таможенном регулировании» |
Лицо, осуществляющее ВЭД | 10 ДТ/год | 20 ДТ/год |
Таможенный перевозчик | 250 ТД/год | - |
Таможенный представитель | 200 ДТ/год / 500 тыс. евро | 300 ДТ/год / 1 млн евро |
Владелец СВХ/ТС | 500 тыс. евро/год | 8 млн евро/год |
Общим условием присвоения статуса УЭО является отсутствие у претендента неисполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, задолженности в соответствии с налоговым законодательством; фактов привлечения к ответственности по делам об административных правонарушениях. Следует обратить внимание, что по ТК ЕАЭС учитывается отсутствие фактов привлечения к административной ответственности и отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей во всех государствах ЕАЭС.
Согласно ТК Союза, обязательным для всех типов свидетельства УЭО является отсутствие фактов привлечения руководителя юрлица и его сотрудников к уголовной ответственности за уголовные преступления или правонарушения, производство по которым отнесено к ведению таможенных и иных государственных органов, привлечение к ответственности за которые определено национальным законодательством в качестве основания для отказа во включении в Реестр УЭО.
ТК ЕАЭС также расширил перечень лиц, привлечение которых к уголовной ответственности является основанием для отказа во включении в реестр. Так, не допускается наличие фактов привлечения к уголовной ответственности акционеров, имеющих 10 и более процентов акций юридического лица, его учредителей, главного бухгалтера. Еще одно общее условие присвоения лицу статуса УЭО – необходимость наличия системы учета товаров, отвечающей требованиям, установленным законодательством государства ЕАЭС.
Плюс обеспечение
При соответствии вышеуказанным условиям, а также при внесении обеспечения исполнения обязанностей Оператором на сумму не менее 1 млн евро таможенный орган выдает лицу свидетельство первого типа. Важно, что предоставлять обеспечение исполнения обязанностей УЭО необходимо только для получения свидетельства первого типа. Однако ТК ЕАЭС предусмотрена возможность снижения суммы указанного обеспечения в зависимости от непрерывного (то есть без приостановления) срока действия свидетельства. Так, через 2 года она уменьшается до 700 тыс. евро, через 4 года – до 500 тыс. евро, через 5 лет - до 300 тыс. евро, через 6 лет – до 150 тыс. евро.Второй тип свидетельства выдается таможенным органом при соблюдении юридическим лицом общих условий включения в Реестр УЭО, установленных для свидетельства первого типа, и при соблюдении дополнительных условий. К таковым относится соответствие финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на получение свидетельства второго типа, значению, определяемому ЕЭК и законодательством государств - членов ЕАЭС.
Финансовая устойчивость – это значение ликвидности чистых активов в баллах, которые организация должна поддерживать в течение года (50 баллов). Для определения соответствия лица используются данные его финансового отчета. Также дополнительными условиями являются: требование о нахождении в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений и открытых площадок, предназначенных для временного хранения товаров; соблюдение требований, установленных ЕЭК, к их обустройству в случае, если на их территории будет завершаться таможенная процедура таможенного транзита. ЕЭК также устанавливает требования к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в Реестр УЭО.
Третий тип свидетельства выдается таможенным органом при условии, что юридическое лицо ранее не менее двух лет имело свидетельство первого или второго типа, а также при соблюдении всех условий для выдачи свидетельства второго типа.
Будем работать по-новому
Уточню, что ТК ЕАЭС установил для УЭО ряд нововведений. Среди них соблюдение условий включения в реестр; обеспечение исполнений обязанностей УЭО; информирование таможенного органа, включившего юридическое лицо в реестр, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр, и представление документов, подтверждающих эти изменения, в течение 14 календарных дней со дня изменения таких сведений или со дня, когда ему стало известно о них; исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Неисполнение перечисленных обязанностей является основанием для приостановления действия свидетельства, а неисполнение обязанностей 2 раза и более в течение календарного года влечет исключение лица из Реестра УЭО (пункты 1 и 5 статьи 435 ТК ЕАЭС). Кодексом Союза предусмотрены переходные положения, касающиеся деятельности УЭО. Юридические лица, которым данный статус был присвоен в соответствии с ТК ТС, сохраняют его в течение двух лет со дня вступления в силу ТК ЕАЭС.
В течение этого срока внесение изменений в свидетельство о включении в Реестр УЭО, приостановление действия свидетельства и его отзыв осуществляются в соответствии с законодательством РФ, которое будет действовать на день вступления в силу ТК ЕАЭС. В течение двух лет лицо должно подать заявление и получить новое свидетельство на условиях, установленных ТК Союза.
В переходный период российский УЭО, действующий по ТК ТС, вправе пользоваться на территории РФ специальными упрощениями, установленными ТК ЕАЭС. Таковых пять:
- непредставление при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, декларантом которых выступает УЭО, обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей;
- выпуск товаров до подачи ДТ;
- временное хранение товаров в сооружениях, помещениях, на открытых площадках УЭО;
- доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях, на открытых площадках УЭО, их размещение в такой зоне таможенного контроля, проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита, в таких сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок);
- проведение таможенного контроля в сооружениях, помещениях, на открытых площадках УЭО.
Если УЭО применяет упрощения, связанные с использованием сооружений, помещений, открытых площадок, к ним применяются требования ТК ТС, которые действовали на момент вступления в силу ТК ЕАЭС. В течение всего переходного периода действующий УЭО должен иметь обеспечение в размере, эквивалентном 1 млн евро.
Действующие российские УЭО имеют право подать заявление о включении в Реестр с выдачей свидетельства третьего типа при соблюдении следующих условий: нахождение в Реестре УЭО (по ТК ТС) не менее двух лет; соответствие условиям выдачи свидетельства третьего типа.
При включении юридического лица в Реестр УЭО с выдачей свидетельства первого типа обеспечение исполнения обязанностей УЭО предоставляется в размере 700 тыс. евро при условии, что свидетельство УЭО (по ТК ТС) не приостанавливалось в течение двух лет.
Ольга КРЕТОВА, главный государственный таможенный инспектор отдела таможенных процедур и таможенного контроля Службы организации таможенного контроля СЗТУ
«Таможенные новости»