Ольга МЕДВЕДЕВА: логистику проверяют на прочность

Ольга МЕДВЕДЕВА: логистику проверяют на прочность - Практикум

Самым негативным результатом введения в отношении нашей страны санкций, из-за событий на Украине, стал логистический кризис, накрывший Россию девятым валом. Он фактически парализовал морские контейнерные перевозки. К этому привел уход с отечественного рынка международных транспортных компаний.

Кроме того, разрушились многие привычные и удобные логистические цепочки, которые складывались десятилетиями. Сейчас происходит перестройка всей грузовой транспортно-логистической системы страны. Отечественные перевозчики вынуждены оперативно искать и выстраивать новые маршруты доставки товаров.

О том, как приходится работать в новых условиях, рассказывает представитель одной из крупнейших российских логистических компаний – Трансбалт. Она уже 25 лет занимается организацией перевозок по всему миру. На вопросы ответила директор предприятия Ольга МЕДВЕДЕВА.

– Ольга Дмитриевна, какие ключевые изменения в осуществлении перевозок вы можете сейчас выделить?

– До недавних пор практически все контейнерные грузы в Россию доставляли иностранные перевозчики, в основном европейские. При этом основная масса товаров также шла к нам через порты Европы. На сегодня из-за известных событий зарубежные транспортные компании покинули наш рынок, а европейские порты перестали принимать и обрабатывать грузы, связанные с Россией.

Пока еще в весьма ограниченных объемах поступают товары, которые успели отгрузить раньше. Правда, прежде чем попасть к нам, они провели недели и даже месяцы в портах Европы, например в Роттердаме или Амстердаме, в ожидании прохождения всех проверок. Также ограничения пока не коснулись импортных продуктов питания и медикаментов. Как результат, на фоне общего падения грузооборота количество судозаходов и сервисов в порту Санкт-Петербурга снизилось в разы. Сегодня доставлять попавшие под санкции товары стало намного сложнее.

В то же время пока еще остается возможность осуществления автомобильных перевозок грузов из Европы. Однако из-за запрета российским и белорусским перевозчикам въезжать на территорию Евросоюза их цена взлетела до небес. В ответ на это ограничение в Беларуси начали активно развивать схемы с перегрузкой и перецепкой транзитных грузов на приграничных терминалах, перечень которых определен руководством страны. Этот пример наглядно демонстрирует: выход можно найти практически из любой ситуации.

– Стоит ли рассчитывать на азиатское направление?

– Да, мы рассматриваем восточные и южные варианты в качестве приоритетных, хотя еще в недавнем прошлом пользовали их не очень активно. Что касается импорта из Азии, то на данный момент проще всего обстоят дела с Китаем. Самый простой способ забрать товар из этой страны – вывезти по железной дороге ускоренными контейнерными поездами, или мультимодальным вариантом, используя наши дальневосточные порты и железную дорогу с такими же экспрессами в Москву, Санкт-Петербург и другие города.

Аналогичным способом можно доставить товар и из других азиатских стран, но этот сервис не столь развит. Конечно, пропускная способность указанных маршрутов весьма ограничена. Отмечу, что сложности здесь были и раньше, но в последнее время восточные порты развиваются, расширяется емкость местных пограничных переходов, что позволяет с определенным оптимизмом смотреть вперед.

В разрезе освоения новых логистических маршрутов и видов транспорта мы также активно смотрим на Иран, страны Каспийского бассейна и Турцию. В новых условиях транспортный потенциал Астрахани и близлежащего региона стал ощущаться намного сильнее. Бизнес в Европе и России сейчас активно ищет возможности для восстановления прерванных связей, но для этого должны возникнуть благоприятные условия, нужны позитивные новости. В любом случае мы обязаны быть готовы к разным вариантам развития событий и иметь возможность выбора маршрутов и видов транспорта для наших клиентов.

– Какие изменения сейчас вы можете отметить в оформлении грузов?

– События последних месяцев оказали серьезное влияние на систему таможенного оформления в РФ. Они вынудили координирующие институты и контролирующие органы начать выработку срочных мер поддержки участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В частности, были введены изменения, призванные не только упростить процесс таможенного оформления в целом, но и облегчить налоговую нагрузку на импортеров.

Среди прочего приняты решения о снижении ставок ввозных таможенных пошлин по отдельным видам товаров. Также появился шанс вернуть пошлины, которые были оплачены после 28 марта. Огромным послаблением при импорте стало наличие возможности оформления товаров, предназначенных для обращения на территории РФ, без маркировки, предусмотренной обязательными требованиями, с последующим ее нанесением непосредственно перед реализацией. Необходимо отметить и сокращение сроков оформления деклараций на товары.

Отмечу, что система таможенных органов стала более открытой. Раньше контролирующие органы не проводили такое количество совместных с бизнесом совещаний, круглых столов, селекторов, как сейчас. На них приглашают большое количество участников ВЭД. С другой стороны, не стоит считать указанные факты следствием кардинального изменения таможенного администрирования в РФ. Скорее это вынужденные меры, призванные отсрочить наступление негативного эффекта в настоящих условиях.

– Ваша компания осуществляет перевозки всеми видами транспорта. Какие именно логистические пути, на ваш взгляд, сейчас наиболее перспективны?

– В последние месяцы при осуществлении многих перевозок мы практически каждый день сталкиваемся с огромным количеством сложностей. Так, в работе на европейском направлении необходимо досконально изучать возможность отгрузки товаров в разрезе санкций, проверить коды товаров и открытие таможенных документов. При отгрузках из третьих стран постоянно наблюдаются изменения в расписаниях, судозаходах, согласование ADR (опасных) грузов. Следует отметить, что до сих пор свое негативное влияние оказывает и ситуация с Covid-19.

Санкционная политика стран ЕС и наши ответные меры привели к появлению новых гибридных логистических решений на европейском направлении. Речь идет о смене при импортной перевозке тягачей, так называемых перецепах. В этом случае иностранное транспортное средство доставляет прицеп с грузом до одного из приграничных терминалов на территории Беларуси или России. Оттуда дальнейшую перевозку до получателя осуществляет уже транспортное средство, зарегистрированное в указанных странах. Аналогичное также происходит на границе России и Финляндии. Организация такой перевозки требует грамотной координации всех участников процесса.

В связи с разворотом на восток сейчас особенно востребованы все виды организации перевозок из/в данном направлении. Можно констатировать, что одним из самых загруженных логистических направлений на ближайшую перспективу будут прямые железнодорожные и авто перевозки, а также мультимодальные варианты доставки товаров из Юго-Восточной Азии.

– Какой сценарий развития событий для транспортной отрасли на вторую половину этого года вы считаете наиболее реальным?

– На мой взгляд, в существовавших до недавнего времени хорошо налаженных цепях поставок товаров произойдут кардинальные перемены. На смену уходящим с нашего рынка иностранным поставщикам товаров и потребителям продукции российского производства постепенно придут новые зарубежные компании, причем в основной массе они будут не из Европы.

Это повлечет за собой значительное изменение маршрутов доставки грузов, что потребует от транспортных компаний новых компетенций, умения нестандартно подходить к организации каждой перевозке, оперативно находить эффективные решения новых логистических задач.

Если раньше по основным направлениям перевозок у большинства логистических компаний существовали, так сказать, "трафаретные решения", то сейчас каждый новый запрос от клиента нашим специалистам приходится просчитывать индивидуально. При этом приходится знать и учитывать постоянно меняющуюся ситуацию не только в логистике, но и в международной политике в целом. Особое внимание уделяется контролю за изменениями российского и зарубежного законодательства, регулирующего таможенное дело и внешнюю торговлю. Сегодня не только сама по себе международная логистика, но и ее участники проходят проверку на прочность. Уверена, что накопленный за предыдущие годы опыт успешной работы по организации перемещения товаров через таможенную границу позволит нашей компании пройти новые вызовы с минимальными издержками.

 
Top.Mail.Ru