Создатели зарегистрированной в Лондоне и действующей в России электронной биржи Banana-Exchange намерены побороться за обслуживание 20% импорта бананов. Первые сделки в рамках Banana-Exchange прошли в конце апреля, а уже через месяц ее оборот вырос до нескольких миллионов долларов в неделю. Импортеры бананов полагают, что сделки, заключаемые в рамках биржи, помогут застраховать рынок от внезапных ценовых колебаний. Проект Banana-Exchange принадлежит трем российским совладельцам зарегистрированной в Лондоне фрахтовой компании Newcharter (UK) Ltd и группе бывших менеджеров фруктовой компании "Русагро" (не имеющей отношения к зерновой группе "Русагро"). Стоимость проекта не раскрывается - по словам директора управляющей компании Banana-Exchange (UK) Ltd Павла Бойко, она превышает $200 000. За первый месяц работы биржа продала 600 000 коробов бананов (по 18,4 кг). Ежегодно в Россию поставляется 39 млн коробов c бананами на сумму около $400 млн. Программное обеспечение Banana-Exchange разработано компанией Actis systems. Минимальная партия, с которой могут осуществляться сделки на бирже, установлена в размере 1000 коробов. В отличие от виртуальных аукционов и досок объявлений, Banana-Exchange полностью контролирует процесс торгов и участвует в сделке. Помимо стандартных условий поставок CIF (доставка в порт) и DDP (продавец доставляет товар в порт, растаможивает и продает со склада) предусмотрены условия поставки CIF&DDP, при которых продавец доставляет товар в порт, а уже администрация биржи забирает товар из порта, проводит его таможенную очистку и доставляет на склад. Покупатель в этом случае забирает товар со склада биржи. Основные игроки фруктового рынка позитивно отреагировали на появление новой торговой площадки. "У крупных российских импортеров бананов есть постоянные обязательства по поставкам, они знают, сколько завозят конкуренты и какие цены будут на рынке, - объясняет директор некоммерческого партнерства "Фруктово-овощной альянс" (ФОА) Георгий Чистяков, - в то же время крупные западные компании вроде Chiquita периодически вызывают на рынке сумятицу, сбрасывая излишки в Россию". В результате, утверждает Чистяков, западные поставщики поддерживают высокий уровень цен в Европе, а наши торговцы терпят убытки. "Для российских импортеров лучше иметь такого конкурента [как Banana-Exchange], чем неожиданно приходящие суда с дешевыми бананами", - говорит Георгий Чистяков. Предполагается, что теперь подобные суда будут продавать бананы на бирже еще до захода в порт и импортерам станет проще регулировать цены. Примечательно, что на бирже прошел ряд крупных сделок с бананами от Chiquita. "Когда мы им предложили свои услуги, они с радостью согласились, - говорит Павел Бойко, - мы создали новую систему: продаем только зеленые бананы и только по предоплате, за живые деньги". В то же время российские импортеры продают бананы с большими скидками и нередко отдают товар на реализацию. За месяц через биржу было продано четыре судна с бананами Chiquita premium, а сумма сделок только за последнюю неделю составила $5,7 млн. С каждой проданной коробки Banana-Exchange получает по 10 центов и с продавца, и с покупателя. По словам Павла Бойко, стратегическая задача компании - занять 20% российского рынка. Для этого Banana-Exchange необходимо получить 20 постоянных клиентов, которые будут покупать по 5000 - 7000 коробок в неделю. "Традиционные" импортеры к деятельности Banana-Exchange относятся спокойно. В петербургской компании JFC (поставляет в Россию, по собственным оценкам, 30% бананов) говорят, что знали о создании биржи еще задолго до ее появления и рассматривают ее как естественный шаг к цивилизованному рынку. "Они продают не бананы, а услуги", - считает вице-президент по операциям JFC Андрей Афанасьев. По его признанию, JFC также попыталась выставить свои бананы на продажу в Banana-Exchange, но "наша оценка российского рынка оказалась выше той цены, которую предлагала Chiquita". Между тем Павел Бойко заявил, "Ведомостям" что компания планирует не останавливаться только на бананах и в перспективе запустит аналогичные площадки по оптовой продаже других фруктов, в частности цитрусовых, яблок и груш. <--autor-->Сагдиев Ринат, Ведомости <--autor-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований