За неделю до вступления в Евросоюз 10 новых членов Россия согласовала с европейцами последние проблемы, которые ей сулит расширение ЕС. Главной из них был транзит грузов в Калининград. России пришлось смириться с тем, что он будет осуществляться по правилам ЕС, хотя перевозчикам обещано ускоренное оформление грузов. Итоги переговоров по остальным вопросам российские чиновники тоже оценивают лишь как некоторую "минимизацию ущерба", который Россия неизбежно понесет после присоединения к Евросоюзу стран Восточной Европы и Прибалтики. Вчера в Москву приехали практически все высшие еврочиновники. Романо Проди сопровождали семь комиссаров ЕС, в том числе Лойола де Паласио, курирующая вопросы энергетики и транспорта, отвечающий за внешние связи Крис Паттен, а также комиссар по вопросам торговли Паскаль Лами. Для начала переговоры провели глава МЭРТ Герман Греф и Паскаль Лами. Главная проблема, которую предстояло решить, - как доставлять грузы из Калининграда в другие регионы России: двойное пересечение границы Литвы, которая с 1 мая станет границей ЕС, требует времени на оформление документов и увеличивает стоимость перевозок. Россия изначально настаивала на том, что перевозка грузов в Калининград должна совершаться по тем же правилам, что и в любой другой российский регион; ЕС уверял, что в этом случае нарушается суверенитет Литвы. После двухчасового общения Греф и Лами заверили прессу, что компромисс найден, однако подробности сообщать отказались. Во второй половине дня события переместились в Белый дом, где фактически прошло совместное заседание российского правительства и европейской комиссии. Ясности после него не добавилось. Условия компромисса решил назвать сам Владимир Путин. Для завершающего раунда переговоров Проди и комиссары переехали в президентскую резиденцию в Ново-Огарево. После приветствий Путин перешел к главному, и сразу стало ясно, что многого добиться не удалось: "Вопрос транзита принципиально решен. Еврокомиссия принимает решение о распространении общеевропейских таможенных процедур на движение наших грузов". Так что везти грузы в Калининград российским перевозчикам придется все же как "за границу". ЕС особо позаботился о престиже своего нового члена - Литвы. "Невозможна постановка вопроса о каком-либо изменении позиции, связанной с суверенитетом Литвы", - подчеркнул Проди на переговорах с Путиным. Впрочем, российским грузовикам обещаны некоторые технические удобства при пересечении границы. "Еще есть детали, которые нужно обговорить, но таможенники России уже начали проводить тренировки с литовскими партнерами, - заявил Путин и добавил: - Надеюсь, что механизм заработает". Вчера наблюдать за работой "механизма" в Калининград прибыл глава таможенного ведомства Михаил Ванин. Ему продемонстрировали возможности установленной на местной таможне электронной системы "Калининградский транзит". Она позволяет пересылать таможенные декларации на пересекающие границу Литвы российские грузы в электронном виде сразу в Вильнюс. Там они заверяются, возвращаются на таможенный пункт, распечатываются и выдаются перевозчику. Вся процедура согласования должна занять примерно 10 минут. Но, похоже, калининградские власти не ждут многого от достигнутых договоренностей. Вчера губернатор Калининградской области Владимир Егоров попросил правительство ускорить начало строительства железнодорожного комплекса грузопассажирской паромной переправы от Балтийска до расположенной в Ленинградской области Усть-Луги. Впрочем, российским переговорщикам вряд ли стоило рассчитывать на большие уступки европейцев. Москва не может помешать расширению Евросоюза, а ЕС при этом не обязан учитывать экономические интересы России, потому и остальные договоренности с ЕС можно лишь с большой натяжкой считать выгодными для нашей страны. Например, нашим переговорщикам удалось добиться того, что вступающие в ЕС страны получат из бюджета Евросоюза лишь 1,5 млрд. долларов на поддержку сельского хозяйства. Как рассказал Газете министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, цифра должна была быть больше в четыре раза, но благодаря переговорам удалось добиться ее снижения. И все равно эта поддержка примерно на 100 млн. долларов больше, чем тратится на эти цели в России. Так что с расширением ЕС мы получим новых сильных конкурентов для наших сельхозпроизводителей. При этом в Минсельхозе обращают внимание на то, что если в ЕС уровень господдержки сельского хозяйства в 40 раз выше, чем в России, то защитные пошлины больше в пять раз. В результате Европа закрыта для многих российских товаров. Например, хотя в Финляндии цена на хлеб в 8 раз выше, чем в Петербурге, до сих пор российским производителям не удалось завезти в Финляндию ни одного батона. Теперь с подобными ограничениями мы столкнемся и на рынках новых членов ЕС. <--autor-->Литвинов Андрей, Газета <--autor-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований