Накануне форума Генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота размышляет о сути процессов, происходящих на вверенной ему территории. <--head-->- Григорий Алексеевич, стремление государств бывшего СССР быть причастным к мировым политическим и экономическим институтам понятно. Киргизия, помнится, самой первой из республик стала членом ВТО, еще в декабре 1998 года. Потом уже вступили страны Прибалтики, Грузия, Молдова. Стать полноправным участником Всемирной торговой организации сейчас стремятся Украина, Россия, Казахстан, Белоруссия и другие страны. Как можно сохранить единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС, если все участники сообщества намерены вступить в ВТО, а цели и задачи Всемирной торговой организации направлены именно на постепенное уничтожение как раз таких небольших региональных объединений. Нет ли в этом процессе противоречий? - Это хороший вопрос. Чтобы на него ответить, не обойтись без краткой предыстории. ЕврАзЭС учреждено на основе того, что раньше называлось Таможенным союзом в составе 5 государств. В 1997 г. главами правительств этих стран было принято решение о том, что участники Таможенного союза вступают в ВТО по отдельности, но на основе предварительно согласованных позиций. Однако в 1998 году Киргизия, потратив на переговоры всего несколько месяцев, вступает в ВТО. Быстро можно стать членом этой организации, если без длительных обсуждений просто принять все ее условия. Это и произошло с Киргизией. В октябре 2000 года образовывается Евразийское экономическое сообщество, где внутри этой организации вводятся более жесткие правила: решения и соглашения считаются принятыми, если они подписываются всеми пятью странами-участницами. В этом принципиальное отличие, скажем, от СНГ. Вопрос, который вы подняли, о вступлении в ВТО и членстве в ЕврАзЭС, обсуждался до 2002 года. Было принято решение о вступлении в ВТО на согласованных позициях, за основу которых берется позиция России. Не потому что Российская Федерация великая держава и должна диктовать свои условия, а потому, что первое: Россия более продвинута в переговорах с ВТО и второе: Россия создает более высокий таможенный барьер для товаров из третьих стран, чем другие государства - участники ЕврАзЭС. Схема такая: для того, чтобы защитить, скажем, российскую авиационную промышленность, мы вводим достаточно высокие импортные барьеры. А в Казахстане, к примеру, нет своей авиационной промышленности, и импортировать самолеты из третьих стран Казахстан вынужден будет на единых с другими членами Сообщества условиях. Так все члены ЕврАзЭС защищают рынок не только свой, но и своих партнеров. В свою очередь, Казахстан вправе претендовать на экономические выгоды от участия в таможенном союзе: это и рост товарооборота, и снижение транспортных тарифов, и приток инвестиций, и многое другое. Вот такой сложный комплекс вопросов возникает при вступлении в ВТО при одновременном создании таможенного союза. А с Киргизией, как с уже действующим членом ВТО, достигнута договоренность о корректировке в будущем условий, на которых она вступала в эту организацию. Это позволит ей оставаться полноправным участником создаваемой единой таможенной территории в рамках ЕврАзЭС. <--head-->- И все же не могут ли страны - участницы ЕврАзЭС обвинить Россию в навязывании им российских интересов в ущерб их собственным, прикрывая политические интересы экономической выгодой? - Таких обвинений я не слышал. Отношения выстраиваются на базе равного партнерства. Другое дело, что объективно Россия имеет больший экономический потенциал. Но когда происходит интеграция на добровольной основе, то одна из главных целей и одно из главных условий успешного сотрудничества - выравнивание экономических показателей. Поэтому сейчас предпринимаются шаги, чтобы усилить инвестиционную деятельность в Киргизии и Таджикистане, содействовать подъему экономики, росту благосостояния людей и тем самым создать более благоприятную среду для взаимодействия. В конечном счете это будет способствовать и стабилизации политической обстановки внутри Сообщества. <--head-->- Буквально несколько лет назад ЦРУ в своих аналитических документах писало о Киргизии: "Бедная горная страна, способная экспортировать в незначительных количествах табак, шерсть и хлопок". Экспорт киргизских товаров был направлен в Россию, в США составлял тогда лишь 6, 7 проц. А уже в начале этого года в прессе появились следующие данные: "За три года прямые зарубежные инвестиции в экономику Киргизии достигли 180 млн. в год. Главные инвесторы: США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Швейцария, потом уже идут Иран и Турция, в-третьих: КНР. На четвертом месте - Россия и Казахстан". На примере Киргизии угадывается определенная тенденция. Как можно это объяснить? - Если взять период с 1990 года, то, к сожалению, Россия до недавнего времени не могла похвастать бурным ростом экономической активности в Киргизии или Таджикистане. Объяснение этому простое. Когда распался Советский Союз, все государства имели в качестве приоритетных задач выстраивание собственного суверенитета: границы, армия, спецслужбы, правительство, МИД, президент, гимн, флаг. И что бы мы ни говорили о вечной любви и дружбе, но каждый был занят собственными проблемами. Выстраивание отношений с соседом тогда ни у одной из стран СНГ не было первоочередной задачей. Кроме того реформы сопровождались резким ухудшением экономической ситуации в каждой из стран. Поэтому тогда было не до инвестиций за рубеж, в экономику соседей. Третий фактор относится к категории политически-психологической: рассчитывали на западную помощь. А вот когда все поняли, что их суверенитету уже ничто не угрожает, когда ощутили реальные масштабы помощи от "дальнего зарубежья", тогда взоры обратились друг к другу. Лозунг "заграница нам поможет" стал постепенно меняться на призыв к соседним государствам: "ребята, давайте жить дружно! " У кого-то сохранились высокие технологии, у кого-то гидроэнергетические ресурсы, прекрасные сельскохозяйственные товары, у кого-то - совершенно необъятный потенциал для транзитных перевозок. Кстати, о транзите. Представьте, товарооборот между странами Азии и Европы, по разным оценкам, сегодня составляет примерно от 500 до 650 млрд. долларов. А знаете, какой процент от этих поставок идет через наши страны? Вы не поверите - меньше одного процента. А при хорошо развитом наземном транспорте какую выгоду все страны СНГ могли бы получать только на транзите товаров из Западной Европы в Восточную Азию и наоборот - по территории не только стран ЕврАзЭС, но Украины и Закавказья. Для этого, конечно, требуются дополнительные капиталовложения, но это "живые" деньги для страны, по территории которой проложены рельсы и автомобильные трассы. Огромный потенциал используется пока в объеме менее 1 процента! <--head-->- Это все из области отнюдь не слишком близкого будущего.В той же Киргизии сегодня безработица, по официальным данным, достигла 80 тыс. человек (неофициально безработных киргизов - 200 тыс. человек) при населении страны около 5 млн. человек. Внешний долг - 90 % от ВВП (2, 5 млрд. долл.). Россия имеет здесь собственность в виде одного молочного комбината, Токтогульской ГЭС, электролампового завода и предприятия по переработке сахара. А не слишком ли тяжкая ноша? - Сегодня мы говорим о равном партнерстве, а вовсе не о безвозмездной помощи, как в былые времена. Разве мы что-то отрываем от россиянина, чтобы отдать киргизу или таджику? <--head-->- Однако даже если взглянуть на улицы Москвы, то снег чистят "лица таджикской национальности", дороги мостят бригады киргизов. По официальным данным, в России работают более 500 тысяч киргизов, а на свою родину они привозят ежегодно около 200 миллионов долларов. Это те деньги, которые могли бы заработать россияне. - Ну, во-первых, ничто не мешает русскому человеку взяться за лопату и чистить снег у себя во дворе за те деньги, которые мы платим трудовому мигранту. Но прежде чем говорить о выходцах из Центральной Азии, которым мы должны быть благодарны за то, что они убирают мусор с улиц нашей столицы, давайте посмотрим на проблему более масштабно. Нужна ли России Киргизия, нужен ли Таджикистан с геополитической точки зрения? Обывателю, в хорошем смысле этого слова, геополитика, извините, "до фонаря", но лишь до тех пор, пока в соседнем с нами государстве что-нибудь не рванет. Политики, если они здравомыслящие люди, стараются создать благоприятную среду вокруг своего государства - спокойствие и стабильность в приграничных странах. Никто не заинтересован иметь под боком конфликтные ситуации, войны. Потому что война - это беженцы, террористы, бандиты. Подход в данном случае весьма прагматичный. Если, скажем, что-то произойдет в Южной Америке или Австралии - это в общегуманитарном смысле печально, но россиян это напрямую не затронет. Их в первую очередь должна беспокоить обстановка в своей стране и у соседей. А чтобы обеспечить стабильность и спокойствие в соседней стране, надо помочь ликвидировать нищету как дестабилизирующий политический и социальный фактор. Повторюсь, речь не идет о безвозмездной помощи. В Киргизии и Таджикистане, к примеру, сосредоточено свыше 90 процентов гидроэнергоресурсов всей Центральной Азии. Там вырабатывается один из самых дешевых видов энергии и в рамках ЕврАзЭС уже два года существует мост для перетока электроэнергии в южные районы Сибири и Приуралья. Это только один пример взаимовыгодного сотрудничества. Проблема мигрантов, которые так раздражают некоторую часть российской публики? Да если бы они не были России нужны, им бы перестали бы платить, и они поехали бы искать лучшей доли в другие страны. Но ведь хорошо известно, что в России падает число трудоспособного населения, много деградированного элемента. Из Азии к нам приезжают люди с очень мощной мотивацией. Там у них зарплата меньше 30 долларов в месяц, а у нас они могут заработать гораздо больше. Да, заработанные мигрантами деньги уходят к ним на родину. Но ведь заработанные! К тому же мы платим за то, что сами не хотим делать. Но так живут весь мир, вся Западная Европа, США. Другое дело, что этот процесс должен быть упорядочен. Передвижение больших масс народа всегда связано с криминалом. Ежегодно из России в Таджикистан, к примеру, вывозят до 600 гробов с гастарбайтерами, и из них лишь 30 процентов умерших ненасильственной смертью. То есть от криминала прежде всего страдают мигранты. И в их среде, конечно же, есть преступники, от которых страдают россияне. Эти проблемы надо решать, но не разжигая ненависть к мигрантам вообще, а создавая обстановку нетерпимости к преступникам. Нужны цивилизованные методы. Работодатели должны платить налоги, необходимо вводить систему социального страхования, чтобы и рабочий из того же Таджикистана мог рассчитывать на медицинскую помощь, а российская система здравоохранения не несла при этом финансовых издержек. Об этом, в частности, будет идти речь на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС в Астане. Проблем много, и их решать надо, повторю, цивилизованно. Вернемся к вашему вопросу со ссылкой на данные ЦРУ о плачевном состоянии экономики Киргизии и Таджикистана, что якобы делает экономическое сотрудничество с ними бесперспективным. А как это согласуется с тем, что англичане, к примеру, давно уже ведут разработки золотых приисков в Таджикистане? А канадцы добывают золото в Киргизии на высоте 4 тысяч метров? А российского бизнеса там практически нет. Сейчас, правда, ситуация меняется - очень активно входят в этот регион "РУСАЛ", РАО "ЕЭС России", фирмы, занятые в разработке редкоземельных металлов. К сожалению, мы вообще мало знаем, чем живут наши соседи. Наши знания об Украине ограничивались Веркой Сердючкой (не в обиду будет сказано талантливому актеру) до тех пор, пока на площади Независимости в Киеве не собрались люди, и тогда россияне узнали о способности украинцев резко менять политическую ориентацию собственного государства. Про Киргизию мы слышали только тогда, когда происходил обвал в горах или селевой поток смывал жилые постройки. Это поразительно! Мы не знаем людей, с которыми живем по соседству, - отсюда стереотипы мышления. Возмущаемся засильем азербайджанцев на рынках российских городов, но никто не возмущается российскими чиновниками, которые им эти рынки продали. Кстати, Азербайджан всегда был огородом Советского Союза. Азербайджанцы специализируются на этом, знают, как вырастить овощи и фрукты, как их сохранить, как довезти до покупателя. Очень тревожно видеть разгул ксенофобии - это, на мой взгляд, один из самых больших пороков. Он непростителен для "простого человека", а тем более для политика. <--head-->- Очень важный, на мой взгляд, вопрос - личностный фактор в становлении государственности, расширении внешнеполитических связей. Если посмотреть на ЕврАзЭС, то, за исключением России, президентский состав не менялся достаточно давно: Назарбаев у власти с 1991 года, Акаев - с 1990 г., Лукашенко и Рахмонов - с 1994 г. Не рухнут ли наработанные в рамках Сообщества связи после замены руководства в отдельно взятой стране путем демократических выборов? - Иными словами, приобрел ли процесс интеграции необратимый характер? Личностный фактор, или назовем это точнее - политические факторы могут, конечно же, влиять на темпы интеграции. Но повернуть вспять, я думаю, уже не могут. На это есть очень мощные объективные причины. Будет ли заинтересовано любое новое руководство той же, к примеру, Киргизии в возвращении из России полумиллионной армии трудовых мигрантов? Конечно же, нет - резкий рост безработицы и сопутствующий ей скачок преступности, нагрузка на экономику, социальные проблемы. А немалые деньги, которые ежегодно привозят мигранты домой, идут в национальную экономику. Это ли не фактор? А то, что российский бизнес уже планирует вложить порядка 2 млрд. долларов в строительство гидроэлектростанций в Центральной Азии, - это ли не реальный цементирующий наши отношения фактор? Все это политики не могут не учитывать. Обязаны учитывать. Хотя жизнь порой подбрасывает свои сюрпризы. <--subtitle-->Из досье "Трибуны" Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 года в Астане президентами пяти государств - Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. ЕврАзЭС - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием внешних таможенных границ входящих в нее стран, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Основная цель ЕврАзЭС - эффективное продвижение процесса формирования единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. В 2003 году Сообщество получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Высший орган ЕврАзЭС - Межгосударственный Совет. В его состав входят главы государств и правительств стран Сообщества. Территория ЕврАзЭС превышает 20 млн. квадратных километров. Общая численность населения приближается к 180 млн. человек. В минувшем году во всех странах Сообщества наблюдался рост основных макроэкономических показателей, причем темпы их роста были не хуже, чем в 2003 году. Так, прирост валового внутреннего продукта в среднем по странам ЕврАзЭС в 2004 году составил 7 процентов, промышленной продукции - 7 процентов, инвестиций в основной капитал - 13 процентов, товарооборота внешней торговли - 36, 8 процента. В странах Сообщества также увеличилось производство продукции сельского хозяйства, электроэнергии, добыча нефти, газа и угля, возрос грузооборот предприятий транспорта. Статусом наблюдателя при ЕврАзЭС обладают Армения, Молдавия и Украина. <--source-->Иванов Сергей, Трибуна <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований