Минпромэнерго выступает против снижения пошлин на иностранные самолеты, составляющие сейчас 20%. Для ряда подержанных самолетов предлагает увеличить пошлину на 10%. Заявление министерства стало ответом большинству авиакомпаний, требующих полной отмены протекционистских мер. Российские авиаперевозчики напрасно требуют снижения и даже отмены пошлин на импортные самолеты. В среду Минпромэнерго ясно дало понять, что в ближайшее время снижения пошлин ждать не придется. «В Минпромэнерго уверены, что необходимо сохранить действующие пошлины на ввоз самолетов, поскольку отечественные авиастроители в состоянии производить перспективные воздушные суда, такие как Ту-334, Ту-204-300, RRJ и другие», – сказано в сообщении министерства, опубликованном на официальном сайте. Ранее власти говорили, что могут значительно сократить или вовсе отменить ввозные пошлины для самолетов, не имеющих аналогов в России – например, на Boeing 787 и Airbus A-350. Пресс-релиз министерства вышел в то время, когда Виктор Христенко находился в турне по авиазаводам ведущих производителей. Сначала он посетил Сиэтл, где расположены два завода компании Boeing, потом завод в Тулузе, где располагается сборочная линия лайнеров серии А350 Airbus. Министр уже заявил, что «тема авиастроения для нас актуальная, поскольку мы находимся в точке подготовки и принятия стратегических решений и по будущему облику российской авиационной промышленности, и по стратегии позиционирования в разных секторах рынка». Кроме того, Минпромэнерго уверено, что повышение пошлин по ряду позиций благоприятно скажется на российском авиапроме. Министерство предлагает увеличить пошлины на иностранные самолеты, которые покупаются со вторичного рынка и срок эксплуатации которых превышает семь лет еще на 10%. Таким образом, пошлина составит 30%. А учитывая, что покупатель должен заплатить государству еще и НДС в 20%, то получается, что для российской авиакомпании подержанный иностранный самолет будет стоить в полтора раза дороже, чем для конкурентов из большинства стран, где пошлин нет вообще. «Из-за своего финансового состояния многие российские авиакомпании предпочитают покупать Boeing со вторичного рынка. Это отличает Россию от большинства стран СНГ, где предпочитают закупать больше новых самолетов», – отмечает пресс-секретарь Boeing Виктор Аношкин. Минпромэнерго такой мерой ответило на очередную попытку авиакомпаний добиться отмены пошлин, сделанную в понедельник. Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (РАЭВТ) направила правительству официальное письмо. В нем РАЭВТ требует снять таможенные пошлины с любых иностранных судов. «По мнению членов правления ассоциации, многолетнее применение протекционистских мер в отношении производственной деятельности российского авиапрома не только не доказало свою эффективность, но и стало тормозом в развитии авиатранспортной индустрии», – считают в ассоциации, в которую входят 36 авиакомпаний. Протекционистскую политику государства подвергли критике большинство независимых экспертов, опрошенных «Газетой.Ru», и зарубежные производители. «Пошлины всегда были экономическим препятствием для российских авиакомпаний. Особенно очевидно это стало с ростом цен на авиатопливо. Мы продолжаем считать, что в сложившихся условиях авиакомпании должны составлять парк прежде всего из экономичных самолетов», – считает Виктор Аношкин. В российском представительстве Airbus пока предпочитают не комментировать решение министерства. Пресс-менеджер компании Александр Бочаров только обратил внимание на то, что, скажем, весь парк Airbus авиакомпании «Сибирь» составлен из самолетов старше семи лет. В министерстве отмечают, что в течение прошлых двух лет российские авиакомпании закупили лишь 10 российских пассажирских самолетов. В этот же период авиаперевозчики купили свыше 30 иностранных самолетов. «Пошлины существуют около 10 лет и пока, как признает Минпромэнерго, они не помогли российской промышленности. Пошлины привели только к тому, что те компании, у которых есть административный ресурс, избегают пошлин, а те, у кого нет, платят», – отмечает генеральный директор «Инфомост» Борис Рыбак. С другой стороны, как отмечает аналитик ИК «Антанта-капитал» Илья Макаров, старые зарубежные самолеты напрямую конкурируют с отечественными. «Поэтому просто нет смысла завозить старье и вредить своему авиапрому. Самым активным противником пошлин на российском рынке остается «Аэрофлот», известный тем, что отстаивает интересы западных компаний и пытается не покупать российские самолеты», – отмечает Илья Макаров. <--source-->Александр Поливанов <--source-->Газета.Ru