Лучше всех в России живется не олигархам - пиратам. Рентабельность их бизнеса, по оценкам организации "Союз производителей против подделки", доходит до 400%. При этом риск быть пойманными приближается к нулю. На минувшей неделе возмутился даже Конгресс США: он заявил, что в России "пиратству позволено существовать при отсутствии ощутимого противодействия со стороны властей". Американские конгрессмены потребовали от нас обеспечить защиту авторских прав: они утверждают, что в прошлом году российские производители контрафакта нанесли держателям прав интеллектуальной собственности США ущерб в 1,7 млрд. долларов. Сама Россия теряет от фальсификаторов более 1 млрд. долларов в год. По данным МВД, доля контрафакта по разным товарным группам составляет от 30 до 90%. Чаще всего подделывают программное обеспечение, алкогольную продукцию и продукты питания. Далее следуют одежда, сигареты, лекарства, моющие средства, автомобильные покрышки, батарейки. Накануне вступления России в ВТО власти явно озаботились таким позорным положением: в ближайшее время Госдума собирается ужесточить законодательство в области нарушений авторского права, а милиция уже рапортует о карательных операциях против торговцев "паленым". Однако складывается впечатление, что производителям контрафакта совсем не страшно. Может, потому, что у них очень надежный тыл? <--subtitle-->Под носом у спецслужб Ее уже много лет везут в Россию эшелонами - контрафактную китайскую одежду. Тем более удивительно, что в апреле этого года Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту задержания более 120 вагонов одежды и обуви, подделанных под ведущие итальянские марки. Получателем груза числилась одна из военных частей Управления материально-технического обеспечения ФСБ РФ. Однако странным образом после возбуждения уголовного дела часть контрабандного груза была переоформлена на новую фирму, не имеющую отношения к столь солидной структуре... Предприниматель Илья Хандриков, член правления Московской торгово-промышленной палаты и общественного союза "Антикоррупция" считает, что при таком попустительстве контрафакту к 2008 году Правительству России можно будет не планировать политику в области легкой промышленности - таковой просто не будет. По его словам, Россия сегодня является основным потребителем фальшивой продукции из Китая. Ею не только забиты рынки - в одной Москве открывается огромное количество сток-магазинов, где продается конфискат, и нет ни одной организации, которая бы контролировала прохождение этого товара на контрафактность. "Таким образом, система продажи контрафакта узаконена под носом у спецслужб, - констатирует Хандриков. - Например, в "Сток-Центре" на Профсоюзной я лично держал в руках джинсы Wrangler за 300 рублей". Он полагает, что масштабный контрабандный канал из Китая будет процветать и дальше. Причина - в отсутствии единой системы учета прохождения грузов. Например, спецоперации ФСБ на границе таможня контролировать не вправе. И можно только предполагать, какой товар и под какими марками проходит мимо таможенной службы. Марина Бубнова, президент "Союза производителей против подделки", уверена: если бы было политическое желание решить проблему, это происходило бы совсем иначе и в короткие сроки. Именно этим она и объясняет то, что в России до сих пор нет единой программы борьбы с контрафактом и специальной структуры, которая координировала бы эту деятельность. Предпринимателям остается одно - спасать свою марку самим. <--subtitle-->Электрический стул для пирата К середине 90-х казалось, что репутации знаменитой воды "Боржоми" уже не помочь: в те годы ее "подмачивали" около 15 грузинских компаний и множество подпольных фирм. 10 лет назад большая часть воды под маркой "Боржоми" была фальсификатом. Сегодня Сергей Мощанский, руководитель отдела безопасности компании Georgian Glass&Mineral Water (контролирует брэнд с 1995 года) заявляет, что поддельного "Боржоми" на рынке практически нет. Знаменитую воду спасла от дискредитации светло-зеленая бутылка с оленем. Эта бутылка - страшный сон пирата: незаметно для постороннего глаза ее геометрия и элементы этикетки меняются несколько раз в год. Об изменениях знают только сотрудники компании и правоохранительные органы. Вооружившись этими знаниями, они сразу "засекают" подделку. На защиту репутации "Боржоми" компания GG&MW бросила все силы и фантазию: в течение шести лет десанты нанятых ею пенсионерок постоянно высаживались в магазины Москвы и брали все подозрительные моменты на заметку. По следам бабушек нередко шли сотрудники компании или милиционеры. Помогла и рекламная кампания "Найди пять отличий", обострившая наблюдательность потребителей, и создание собственной службы безопасности. "Все эти меры обошлись дорого, - говорит Сергей Мощанский. - Но без них мы просто не существовали бы как брэнд и как компания. В результате сегодня мы единственный поставщик "Боржоми" не только в Россию, но и в 28 стран мира. А в Гарвардской школе бизнеса читается курс о том, как была спасена марка "Боржоми". Этот пример, правда, не слишком показателен. По словам Марины Бубновой, многие предприниматели не понимают, что нужно защищаться - регистрировать свою интеллектуальную собственность, и не только товарный знак, но и промышленные образцы, цветовую гамму, дизайн, форму упаковки, состав продукции. В результате ведущие российские правообладатели, по международным оценкам, ежегодно теряют от 1 млн. до 50 млн. долларов. Восполнить потери хотя бы частично могут лишь крупные компании, не экономящие на судебных издержках. В июле этого года известный производитель спортивных товаров компания Nike выиграла дело у некоего ООО, в огромных объемах производившего подделки под "фирму". По словам Дениса Хабарова, юриста компании Baker & McКenzie, впервые в истории российского контрафакта пиратов обязали выплатить пострадавшей стороне максимальную компенсацию, предусмотренную Законом о товарных знаках, - 5 млн. рублей. Сегодня в Госдуме звучат предложения уничтожать не только контрафактную продукцию, но и оборудование, на котором она производится. А также перевести нарушения в области авторских прав в разряд нарушений средней и особой тяжести. Но Марина Бубнова считает отечественные "антипиратские" законы слишком мягкими. По ее мнению, нужно дифференцировать ответственность за подделку: "Одно дело, если вы подделываете карандаш или ластик, и совсем другое - детское питание, повлекшее ущерб здоровью. Если за подделку лекарств в США дают электрический стул, думаю, это будет достаточно серьезный аргумент для России, когда она вступит в ВТО". Однако будем реалистами: в краю непуганых пиратов американский электрический стул - не самый веский аргумент. <--source-->Наталья Алякринская <--source-->Московские новости