В ближайшие пять лет таможенные пункты пройдут технологическое переоснащение, количество контролирующих служб на границе будет сокращено с семи до двух, в итоге ускорится прохождение границы для участников внешнеэкономической деятельности. Такие радужные для бизнеса перспективы открывает концепция развития таможенных органов, которую правительство одобрило на вчерашнем заседании. Несмотря на то что в концепции не указаны источники финансирования всех этих планов, Минфин уже согласился выделить на обустройство границы 130 млрд. руб. Правда, взамен взял обещание с Минэкономразвития улучшить таможенное администрирование, за счет чего федеральный бюджет рассчитывает дополнительно получать $5 млрд. ежегодно. На первом этапе реализации концепции планируется осуществить все основные мероприятия по техническому обустройству границы. В частности, до 2008 года 51 таможенный пункт будет оснащен информационно-досмотровыми комплексами (ИДК). "ИДК расширяет возможности таможни оформлять товар непосредственно на границе, не пропуская его внутрь страны", - говорит "Бизнесу" исполнительный директор Союза производителей и импортеров Борис Фантаев. По его словам, попадание нерастаможенных товаров на российскую территорию создает предпосылки для коррупции. Глава МЭРТ Герман Греф рассчитывает, что полное техническое переоснащение обойдется государству в $500 млн. Минфин пока не готов выделить из бюджета такую сумму, ссылаясь на то, что трехлетний финансовый план таких затрат не предусматривает, а в самой концепции источники финансирования не уточнены. Впрочем, под давлением премьера Михаила Фрадкова, который высказался за необходимость оказания материальной помощи таможне, министр финансов Алексей Кудрин согласился выделить на эти цели в 2005-2008 годах 72 млрд. руб. и в 2008-2010 годах - 28 млрд. руб. Эксперты считают, что это не окончательные цифры, так как бюджет уже который год подряд исполняется с профицитом. "Кроме того, ФТС взяла кредит у Всемирного банка в размере $140 млн. В конечном итоге внедрение автоматизированной системы контроля должно окупиться", - говорит Борис Фантаев. Чтобы оправдать бюджетные средства, Герман Греф пообещал улучшить таможенное администрирование, в результате чего дополнительные доходы в федеральный бюджет, по его оценкам, могут составить $5 млрд. ежегодно. Каким образом будет собрана такая сумма, министр не уточнил. Эксперты полагают, что будет продолжена работа по пресечению ввоза "серого" и "черного" импорта, объем которого сейчас оценивается в $10-15 млрд. при общем объеме ежегодного импорта в $77 млрд. Правда, ожидаемую МЭРТ прибыль они считают завышенной. Таких показателей можно достичь только с учетом роста цен на энергоносители и увеличения физического объема импорта. "Одно лишь администрирование - ограниченный ресурс для увеличения таможенных сборов", - считает Борис Фантаев. Кроме модернизации таможни участников ВЭД ожидает еще и сокращение контролирующих структур на границе. "Сейчас семь служб присутствуют на границе и друг друга толкают локтями, это приводит к созданию пробок на дороге", - напомнил Греф. По его словам, на линии контроля останутся всего две службы: таможенная и пограничная, а остальные пять будут привлекаться к контролю грузов, вызывающих подозрение. Греф пообещал, что в результате этих мер 95% грузов будут проходить таможню быстро и беспрепятственно, и только 5% - подвергаться углубленному таможенному досмотру пятью службами. "Эффективность применения этой системы будет зависеть от того, на каком расстоянии от проверяющих постов расположится дополнительный контроль, - говорит ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов. - Если далеко, то время прибытия санитаров или ветеринаров в пункт пропуска может занять от двух часов до нескольких дней". Так что участникам внешнеэкономической деятельности пока не стоит расслабляться. Греф пообещал, что в результате реализации разработанной концепции 95% грузов будут проходить таможню быстро и беспрепятственно, и только 5% - подвергаться углубленному таможенному досмотру <--source-->Алешкина Татьяна <--source-->Бизнес