Под зонтиком зоны

Версия для печати

Законы о зоне История свободных (особых) экономических зон в России началась еще в 1989 году, однако в течение 15 лет процесс создания и деятельности таких зон определялся подзаконными нормативными актами и сводился к беспорядочной раздаче льгот и привилегий отдельным регионам в обмен на политическую поддержку. И только в июле 2005 года ОЭЗ получили стабильную правовую регламентацию на законодательном уровне. Основу нового правового регулирования особых экономических зон в Российской Федерации заложили два федеральных закона, принятых 22 июля 2005 года: N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием федерального закона , , Об особых экономических зонах в Российской Федерации"". Всего до конца года должно быть принято около 25 подзаконных нормативно-правовых актов, которые завершат формирование правовой основы особых экономических зон. <--subtitle-->Как создается особая зона Процедура создания особой экономической зоны определена Положением о проведении конкурса по отбору заявок на создание особой экономической зоны, утвержденным постановлением правительства РФ от 13 сентября 2005 года N 563, и включает в себя пять основных этапов: 1. Объявление конкурса на создание ОЭЗ. Организатором конкурса выступает Минэкономразвития России, которое издает приказ о проведении конкурса и публикует его в СМИ. 2. Претенденты подают заявки на участие в конкурсе. В конкурсе участвуют высшие органы исполнительной власти субъекта федерации совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, на территории которых планируется создание ОЭЗ. Форма и содержание данных заявок, перечень прилагаемых документов определяются постановлением правительства РФ "Об утверждении правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны" от 13 сентября 2005 года N 564. Принимает заявки Минэкономразвития РФ. 3. Подведение итогов конкурса. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами проводит в установленном порядке отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа. Вскрытие конвертов с заявками, оценку поданных заявок и определение победителей конкурса осуществляют комиссии по отбору заявок на создание особых экономических зон, созданные при Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами. По результатам конкурса объявляются победители - региональные и муниципальные образования, на территории которых эти зоны будут созданы. 4. Утверждение результатов конкурса и нормативное закрепление решений конкурсных комиссий о создании особой зоны на конкретных территориях оформляются постановлением правительства РФ. 5. Заключение соглашения о создании особой экономической зоны между правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ и исполнительным органом муниципального образования, на территории которого создается особая экономическая зона, в течение 30 дней с даты принятия правительством Российской Федерации постановления о создании особой экономической зоны. <--subtitle-->Преимущества для бизнеса в ОЭЗ Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" устанавливает особый режим ведения бизнеса на территории, в связи с чем выстраивается система льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в развитие особых экономических зон. Во-первых, это особый административный режим (один регулирующий орган - агентство по управлению особой экономической зоной, принцип "одного окна" при регистрации предприятия в зоне). По идее создание агентства должно кардинально упростить бюрократические процедуры, связанные с регистрацией резидентов ОЭЗ, с лицензированием и контролем за их деятельностью. Сработает ли это на практике, покажет время. Вторым преимуществом для резидентов ОЭЗ должен стать особый налоговый режим - комплекс налоговых льгот, касающихся особого порядка исчисления и уплаты налогов, а также пониженных налоговых ставок. Так, с 1 января 2006 года для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются пониженные ставки единого социального налога (ст. 241 Налогового кодекса РФ). При исчислении налога на прибыль с 1 января 2006 года налогоплательщики - организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2 (ст. 259 Налогового кодекса РФ). Такая ускоренная амортизация позволяет списывать на расходы стоимость основного средства в два раза быстрее, при этом значительно сокращается срок его полного списания. Следующая льгота по налогу на прибыль предоставляется исключительно резидентам промышленно-производственной особой экономической зоны и касается переноса убытков на последующие налоговые периоды. По общему правилу налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток, при этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50% налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 Налогового кодекса РФ. То есть в течение года налогоплательщик не вправе перенести убытков больше, чем 50% налоговой базы текущего года. С 1 января 2006 года это ограничение не применяется в отношении налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны. Такие организации вправе перенести убыток предыдущего налогового периода полностью на текущий налоговый период. В отношении налога на имущество с 1 января 2006 года освобождаются от налогообложения организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет. Третьим важным преимуществом станет особый таможенный режим (режим свободной таможенной зоны), при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. А российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Кроме того, инвесторам, размещающим в ОЭЗ профильное для данной зоны производство, гарантируется заключение договора аренды земельного участка с правом последующего выкупа. И наконец, "дедушкина оговорка" (гарантия неизменности предоставленных налоговых льгот в течение срока существования ОЭЗ). <--subtitle-->Как стать резидентом особой зоны Чтобы получить статус резидента особой экономической зоны промышленно-производственного типа, инвестор должен соблюсти три основных условия. Во-первых, претендовать на получение этого статуса может только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. Во-вторых, указанное юридическое лицо должно быть зарегистрировано в налоговом органе на территории того муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона. Если головная компания находится на другой территории, то решить эту проблему можно путем регистрации дочерней или зависимой компании на территории особой зоны. Наконец, в-третьих, претендент должен выполнить инвестиционные условия - осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее €10 млн. (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, в органы управления особыми экономическими зонами. При этом не менее €1 млн. нужно вложить в течение первого года деятельности. К резидентам технико-внедренческой зоны менее строгие требования: ими могут быть как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели, и для них нет инвестиционного барьера. Если компания-претендент отвечает этим требованиям, то она может подать заявку с приложением учредительных документов и бизнес-плана по форме, утвержденной Минэкономразвития РФ, на получение статуса резидента особой зоны в территориальный орган Агентства по управлению особыми экономическими зонами. Решение о присвоении статуса резидента особой зоны или об отказе принимается в течение десяти дней с момента подачи заявки, причем отказ может быть обжалован в судебном порядке. В случае принятия положительного решения претендент заключает с территориальным органом Агентства по управлению особыми экономическими зонами соглашение о ведении деятельности на территории зоны. После заключения соглашения компания регистрируется в качестве резидента особой экономической зоны в территориальном органе агентства, вносится в реестр резидентов особой экономической зоны, ей выдается соответствующее свидетельство. <--subtitle-->Первые зоны 28 ноября под председательством главы МЭРТа Германа Грефа состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору заявок на создание особых экономических зон. Всего 47 российских регионов заявили о стремлении создать на своих территориях особые экономические зоны. На конкурс были поданы 72 заявки, из них 29 заявок на организацию технико-внедренческих зон, на организацию промышленно-производственных зон - 43 заявки. Две заявки на создание промышленно-производственных зон, представленные Оренбургской областью и Ханты-Мансийским автономным округом, были отклонены. Причиной отклонения заявок послужило несоответствие предоставленной документации требованиям правил оформления и подачи заявок на создание особых экономических зон. Победителями конкурса по созданию особых экономических зон технико-внедренческого типа стали: Санкт-Петербург; Москва (г. Зеленоград); Московская область (г. Дубна); Томская область (г. Томск). Зонами промышленно-производственного типа будут: Липецкая область (г. Липецк); Татария (г. Елабуга). По расчетам Минэкономразвития России, создание одной особой экономической зоны позволит привлечь инвестиции на сумму не менее 9 млрд. рублей, а издержки инвесторов снизятся на 5 - 7%. Предполагается, что в среднем в каждой особой экономической зоне будет ежегодно производиться продукции на 6 млрд. рублей. Объем финансирования из федерального бюджета особых экономических зон на 2006 год - 8 млрд. рублей. От того, насколько эффективным станет первый этап создания особых экономических зон в 2005 - 2007 годах, во многом зависит успешность реализации проекта особых экономических зон как для самих инвесторов, так и для экономики России в целом. Специалисты в области права, желающие поделиться своими знаниями с читателями "Денег", могут обращаться по e-mail: lawyer@kommersant.ru. <--source-->Рыбаков Сергей <--source-->Коммерсантъ-Деньги <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

Показать больше