реклама

Большим самолетам дали зеленый коридор

Правительство в пятницу обнулило ввозные таможенные пошлины на грузовые самолеты массой более 370 т. В эту размерность попадает прежде всего грузовой Boeing 747, единственный эксплуатант и заказчик которого в России — группа компаний "Волга-Днепр". Эксперты отмечают, что отдельные решения правительства по отмене пошлин не решают системных проблем отрасли, в то время как российское производство самолетов пока не может удовлетворить потребности авиакомпаний

Премьер Владимир Путин подписал постановление о введении нулевых ставок таможенных пошлин на необорудованные рампой грузовые самолеты массой более 370 т. Речь идет прежде всего о грузовых самолетах Boeing 747, используемых на магистральных регулярных авиаперевозках. В Boeing введение нулевых ставок назвали очередным шагом к либерализации рынка авиаперевозок в России. "Мы считаем, что импортные пошлины должны быть уменьшены для всех типов гражданских самолетов, чтобы позволить российским авиакомпаниям оставаться конкурентоспособными на мировом рынке",— сказал "Ъ" директор по связям с общественностью Boeing в России Дмитрий Хрол.

За последние два года это уже третье решение по отмене заградительных 20-процентных пошлин на гражданские самолеты: в декабре 2007 года правительство обнулило ставки на ввоз широкофюзеляжных пассажирских самолетов вместимостью более 300 кресел (Boeing 747 и его аналоги), в декабре 2008 года — на пассажирские самолеты вместимостью до 50 кресел. Эксперты и участники рынка отмечают, что все три решения оказались выгодны отдельным авиакомпаниям. Единственный эксплуатант пассажирских Boeing 747 в России — "Трансаэро", а отмена пошлин на 50-кресельные самолеты выгодна авиакомпании UTair, планирующей расширять парк ATR-42. Нынешнее постановление облегчает ввоз грузовых самолетов Boeing 747 их единственному эксплуатанту — авиакомпании AirBridgeCargo (ABC, дочерняя компания "Волга-Днепра", летающая на регулярных маршрутах). "Теперь мы будем пользоваться этими самолетами на равных условиях с иностранными конкурентами",— сказал "Ъ" старший вице-президент ГК "Волга-Днепр" Сергей Шкляник. Сейчас в парке ABC шесть Boeing 747, еще до решения об отмене пошлин компания заказала пять новых самолетов последней модификации Boeing 747-8F с завода американского концерна Boeing с началом поставок в 2010 году. "Несмотря на ряд сложностей у компании Boeing, которые привели к сдвигам поставок, мы надеемся получить первые самолеты в конце 2010—начале 2011 года",— сообщил господин Шкляник.

Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что российская политика в отношении ввоза иностранной авиатехники продолжает оставаться бессистемной. Так, 20-процентная пошлина сохраняется на дальнемагистральные самолеты на 250 мест (например, Boeing 767), тогда как серийное производство аналогичного Ил-96-300 фактически прекращено. "При отсутствии альтернативы российским авиакомпаниям все равно приходится покупать иностранную технику, но сильно подержанную",— отмечает эксперт. Сейчас в России эксплуатируется около 320 самолетов иностранного производства, их доля в общем пассажирообороте — более 50%. ОАК в 2008 году продала всего девять гражданских самолетов, план на 2009 год — 22 самолета. Тем не менее гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак считает нынешнее решение правительства "хорошей новостью для рынка грузовых перевозок", хотя и не отрицает, что выгодна она только "Волга-Днепру". "Просто сейчас на рынке не осталось крупных игроков",— отмечает он, добавляя, что "Аэрофлот-карго" или воронежский "Полет" в нынешних условиях не смогут позволить себе самолеты такого класса. Олег Пантелеев напоминает, что два Boeing 747 работали в парке авиакомпании ТЕСИС, но в прошлом году она из-за долгов прекратила свою работу.

 
реклама
Top.Mail.Ru