Следует добавить, что сами отчеты и снятые с импортеров в ходе КТСа деньги уже были переправлены в бюджет, но потом будут возвращены обратно, с премией, судебными издержками и прочими расходами для бюджета, в зависимости от решения судов.
Все начиналось с проекта выноса оформления грузов на границы. За три года программы оформление на границе снизилось, в Москве и регионах - выросло.
Но главное не это. Главное - это издержки экономки. Возьмем собственную статистику СЗТУ:
В 2010 году таможенными органами управления в федеральный бюджет было перечислено более 607,315 млрд. рубл., что на 30% больше, чем в 2009 году. Импортные платежи составили более 381,800 млрд. руб, экспортные - более 219,340 млрд. руб. Основной объём перечисленных в бюджет страны таможенных платежей приходится на Балтийскую (45,70%), Санкт-Петербургскую (19,97%), Мурманскую (15,99%) и Калининградскую областную (6,41%) таможни. В 2010 году внешнеторговый оборот в регионе деятельности СЗТУ составил около 98 млрд. долларов США, из них экспорт составил более 42 млрд. долларов США, импорт – более 55 млрд. долларов США. По сравнению с 2009 годом стоимостной объем товарооборота в регионе деятельности СЗТУ вырос на 35% . Рост импортных товаров потоков составил 38%, экспортных - 31%.
На Балтийскую таможню пришлось порядка 80% импорта. Отметим, кстати, что таможенные сборы по импорту в зоне действия СЗТУ составили порядка 22,4% от таможенной стоимости. В 2009 г этот процент составлял 20,4%. Притом, что импортные пошлины не росли практически ни по одному товару в 2010 по отношению к 2009 г.
Но, собственно, что мы выяснили в результате исследования. Через Петербургский порт прошло порядка 1 млн. TEU импортных контейнеров. Каждый импортный контейнер в этом году задержался как минимум 2-3 суток на таможне. По данным терминалов в декабре простой импортных контейнеров достиг 12 суток против 7 суток в 2008г, когда контейнеров было практически столько же.
$55 млрд. задекларированного в СЗТУ импорта (или $44 млрд. по Большому порту Санкт-Петербург) означают, что импортеры добавили в казну еще и НДСа почти на $8 млрд. (только по Большому порту). Если бы контейнеры не простаивали, деньги за товар из них смогли бы сделать как минимум еще один-два оборота (у импортера обычно 2-3 поставки идут: одна отгружается из Китая, другая в пути, третья оформляется в Питерском порту). И оборот импорта бы вырос на 12-15%. Следовательно, и НДСа бы было получено не менее $1 млрд. Да и сборов $2-3 млрд.
Далее идут мелкие миллионы - 30-40 долларов, которые по году грузовладелец из-за таможни вынужден платить терминалам за сверхнормативное хранение. И мы начинаем отсчет денег, которые импортер вкладывает в цену товара. То есть, перекладывает на плечи потребителей.
Теперь считаем то, что все платят таможне. Без исключения. За подачу и выпуск ГТД - от 1500 до 10000 рублей (в зависимоси от кол-ва кодов, то есть трудоемкости оформления для сотрудника таможни. В среднем на одну простую честную ГТД с ценами выше "рисков" - 150 долларов). Проще говоря, на Балтийской таможне оформлено более 600 тыс. ГТД. За которые собран $91 млн. неофициальных, но привычных сборов.
Досмотровые платежи таможенникам - от $50 до $100. Платятся всеми без исключения, это как мимозы на 8 марта. Досматривалось в этом году порядка трети всех импортных контейнеров, следовательно, порядка 350 тыс. TEU или 206 тыс. штук, это еще $15 млн.
Плюс создана система, когда не менее 5000 рублей оплачивается ускоренное прохождение ГТД при корректировке таможенной стоимости. В этом году процедуре КТС подверглось не менее 20% деклараций. То есть собрано наличными еще порядка $30 млн.
Таким образом, только система «легальных» платежей, так сказать, со всех, приносит наличными таможенникам во всю пирамиду и только в Большом порту Санкт-Петерубрг $136 млн. На 3 тыс. человек работающих (Балтийская таможня самая крупная в СЗТУ, где работает 12 тыс. человек) получается средний годовой доход в $45,3 тыс., не обложенный НДФЛ и социальными выплатами.
Если брать контрабанду, то по статистике СЗТУ на нее приходится всего 0,07% от оборота. Что вряд ли является правдой. Реальность такова (а Черкизон и прочие события нам это подтверждают), что в импорте контрабанда - до 10%. Или на сумму не менее $4,4 млрд. Руководство, по общему признанию, в доле. Думаем, что информация об этом есть у всех российских спецслужб. Причем последнее время, а именно года четыре и с приходом Бельянинова, контрабандисты из партнеров таможенников (а в начале 90х таможенники просто брали небольшую мзду) превратились в работодателей контрабандистов. Проще говоря, до 90% незаконной выручки от контрабанды (здесь речь, повторимся, не идет о наркотиках, оружии, живом товаре) попадает в руки таможенных генералов.
Таким образом, общий ущерб государства только от деятелньности СЗТУ можно оценить в $8,6 млрд. И это не считая оплаты простоев транспорта, заработных плат и сверхурочных, штрафов и наценок за просрочку поставки товаров, банковские и прочие расходы, возникающее в качестве камулятивного эффекта. При этом стоимость товаров, благодаря деятельности таможни, только на низовом уровне, но для конечного потребителя вырастает как минимум на 3-5%. А по цепочке ФТС дает нашей стране еще и 0,5-1% инфляции.
<--source-->"InfraNews"