О нарушении коммерческой тайны речи нет, в открытом доступе появятся строго ограниченные поля деклараций, по которым можно идентифицировать товар. Ни стоимость, по которой он ввезен, ни его количество не разглашаются, пояснил начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС Валерий Селезнев. Похожий принцип "Проверь себя и контрагента" использует ФНС.
Самым популярным из 40 электронных сервисов ведомства сегодня считаются данные Единого государственного реестра юридических лиц, по которому компании и физлица могут сверить собственную информацию о нужной фирме. В ходе самостоятельного анализа партнеров можно узнать и о наличии лицензий, и его благонадежности. По словам Валерия Селезнева, до сих пор раскрывать содержание деклараций таможне не было особого смысла. Потребность возникла с расширением проверок по уплате платежей после выпуска товаров на внутренний рынок.
" В 1990-е годы досмотры на таможне фур достигали 120 процентов. А некоторые товары еще передосматривались. Сейчас - 4,4 процента. И в каждом третьем случае обнаруживается, что подозрения уместны", - поясняет Селезнев. Таможня работает на упреждение, анализирует возможные риски. Метод актуален как на границе, так и внутри страны. Например, обнаружив на складах у оптовиков импортные куртки из натуральной кожи вместо заявленных в декларациях изделий из кожзаменителя, таможенники, как правило, слышат в ответ, мол, бизнесмены не имеют возможности перепроверить импортеров. Теперь такая наивная ссылка станет невозможной.
На чем еще настаивают в ФТС? Для оценки рисков работы импортеров и экспортеров привлекать к проверкам частных аудиторов. То есть раскрывая историю своей коммерческой деятельности перед аудитором и получая объективное заключение, законопослушная компания автоматически переходит в "белый" список ФТС . И к ней лояльна таможня - не проверяет в течение трех лет. Перечень вопросов для аудиторских проверок ФТС готовит сама, исходя из специфики работы импортеров и рисков. Сегодня ФТС проводит эксперимент. В нем участвуют 4 аудиторские компании и шесть крупных игроков рынка.
Российская газета