УЭО ждут от таможни определенности

Версия для печати

Теперь даже российские компании, которые за время осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД) имели факты привлечения к административной ответственности, могут рассчитывать на получение в перспективе статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО)

Это стало возможно после вступления в силу с 4 сентября сего года основной части положений Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Среди прочего он делает реальным присвоение статуса УЭО компаниям, которые на момент подачи в ФТС России заявления о его получение и включении в Реестр УЭО имели в своем послужном списке случаи привлечения к административной ответственности.

Напомню, что ранее запрет на включение в Реестр УЭО автоматически начинал действовать, если сумма наложенных на желающую попасть в него компанию штрафов превысила 500 тыс. рублей. Отныне механизм получения заветного статуса учитывает масштабы совершенных ею внешнеторговых операций. По мнению экспертов, такой подход является более справедливым. При этом компания может забыть о статусе УЭО, если величина наложенных на нее за предшествующий год административных штрафов превышает 1% от общей суммы таможенных платежей, уплаченных в бюджет за тот же период. Данная норма предусмотрена статьей 383 Закона № 289-ФЗ.

Кроме изменения механизма определения суммы штрафов, влияющих на исход рассмотрения заявления о включении в Реестр УЭО, документом существенно расширен перечень статей Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП), штрафы по которым «идут в общий зачет». Также введены два дополнительных условия запрета на получение статуса УЭО: многократные случаи (три и более) конфискации «орудия или предмета административного правонарушения товаров» в течение предшествующего года и несвоевременная оплата штрафа - в срок более 60 дней с момента вступления в силу постановления о его наложении.
Однако данное новшество не решило главную проблему, которая с начала 2018 года беспокоит и действующих УЭО, и тех, кто только планирует получить такой статус, – правила игры, к сожалению, пока не определены.

Свою позицию по этому вопросу представители ФТС России сформулировали на встрече с УЭО, которая прошла в Москве 30 августа. В службе отметили, что пока лишь единицы из тех, кто имеет свидетельства УЭО «старого образца», начали переоформлять свой статус в соответствии с нормами действующего с начала этого года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).
Как уточнили в ведомстве, на конец августа трансформацию статуса под требования Кодекса Союза провели лишь две компании. В ФТС России обеспокоены перспективой, что нынешнее «неактивное отношение к своим правам и обязанностям» со стороны УЭО в итоге приведет к ситуации, когда в конце 15-месячного переходного периода службу накроет массивный вал обращений на переоформление документов. В этом случае будет сложно обеспечить своевременную обработку поданных заявлений.

Однако для выжидательной позиции у компаний-УЭО есть серьезная причина. Дело в том, что пока (по состоянию на 17 сентября) ФТС России не сформулировала четкие требования о том, к каким именно сведениям в своей системе учета УЭО должны предоставить таможне удаленный доступ. При этом в последнее время представители ФТС России, выступая на различных площадках, делали заявления о желании иметь возможность влиять на формат сведений в системе учета УЭО и определять особенности и порядок ведения компаниями учета хозяйственных операций.

Такое право, по мнению таможни, ей предоставляет ТК ЕАЭС, в котором определены условия получения статуса УЭО на союзном уровне. Одно из них предусматривает, что претендующая на него компания обязана применять систему учета товаров, отвечающую требованиям, которые установлены законодательством государств - членов Союза о таможенном регулировании. Она должна позволять сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций.

Единственным требованием нового таможенного законодательства РФ к системе учета УЭО в части установления его особенностей является давно существующее требование о раздельном учете иностранных товаров и товаров Союза. Однако это не мешает представителям ФТС России публично заявлять об обязанности УЭО вести учет всех хозяйственных операций с указанием номера таможенной декларации не только при приемке и реализации иностранных товаров, но и при проведении с ними любых хозяйственных операций.

По сути, ФТС России требует, чтобы операторы организовали сквозную прослеживаемость и идентификацию товаров, причем такую же, как, например, обеспечивают компании, использующие таможенные процедуры переработки. Однако если в случае с последними законность и необходимость подобных мер контроля не вызывает сомнений, то абсолютно не понятно, зачем предъявлять аналогичные требования к УЭО. К сожалению, на встрече с бизнесом 30 августа внятного и четкого ответа на этот вопрос со стороны ФТС России не прозвучало.

Представляется, что такая неясная позиция ведомства, которая при этом не основана ни на какой норме законе, как минимум является некорректной, в том числе и по форме. Операторам не понятно, почему ФТС России доводит свои требования до их сведения только на публичных мероприятиях, подобных прошедшему в конце лета. По нашему мнению, они должны быть четко сформулированы и изложены в письменном документе, доступном для изучения заинтересованными сторонами.

Похоже, что такой же логики в ФТС России, к сожалению, придерживались при подготовке проекта приказа «Об утверждении форм отчетов, порядка заполнения, способов и сроков представления отчетности уполномоченными экономическими операторами». Уточню, что он еще официально не принят. Однако ход его рассмотрения и, самое главное, результаты обсуждения наглядно демонстрируют складывающуюся тенденцию: ФТС России намерена получать из систем учета УЭО максимум сведений, причем невзирая на затраты компаний на выполнение таких требований и на полную невозможность для ряда производственных компаний представлять сведения в запрашиваемом таможней объеме.

Как и в случае с требованиями к системе учета УЭО, в вопросе о форматах отчета компаний со стороны ФТС России превалирует идея прослеживаемости. По мнению бизнеса, такая жесткая позиция службы в данном вопросе в итоге может привести к тому, что значительная часть компаний откажется от обновления свидетельства УЭО по правилам ТК ЕАЭС.

В результате к концу 2019 года, когда закончится переходный период, число операторов в России может резко сократиться. Чтобы этого не случилось и институт УЭО продолжил развитие, необходим не просто диалог между ФТС России и компаниями-УЭО, важно, чтобы заинтересованные стороны приложили усилия и постарались услышать аргументы друг друга, а для достижения компромисса были готовы делать шаги навстречу.

Отмечу, что в последнее время позиция многих УЭО претерпела некоторые изменения. От резкого неприятия идеи удаленного доступа таможни к своей системе учета некоторые компании начали размышлять над техническими вариантами решения этой задачи и определением объема сведений, к которым таможня может получить доступ.

Ради справедливости стоит отметить, что ФТС России приглашает бизнес к участию в пилотном проекте по выработке требований к УЭО, в том числе в части отчетности и системы учета. О том, поможет ли эта несомненно позитивная инициатива выработать взаимоприемлемые решения, мы узнаем в ближайшее время. Также уточню, что вступление в силу нового закона о таможенном регулировании в РФ запустило процесс завершения формирования комплекса норм, регулирующих деятельность УЭО, имею в виду принятие ФТС России соответствующих правовых актов.


Дмитрий МАЙОРОВ,
генеральный директор
ООО «Лакор»,
«Таможенные новости»

Показать больше