Российские ответные меры изначально были направлены на то, чтобы симметричным способом ответить странам Запада на введение против России санкций. Поначалу даже казалось, что, запретив импорт польских яблок, швейцарского сыра и немецкой курятины мы можем если не наказать западный бизнес, то хотя бы нанести ему существенный урон. Желание вполне объяснимое — они первые начали и было бы здорово проучить их.
В итоге так и вышло. ООН оценила потери стран, которые наложили ограничения на Россию и взамен получили от нас контрсанкции, в $100 млрд. Сумма несопоставимая с российской — ущерб, который понесли государства, вводившие против нас те или иные меры, в 15 раз больше. Однако нельзя не признать, что и нам наши контрсанкции в отношении Запада доставили хлопот.
Когда мы вводили ограничительные меры, мало кто принимал во внимание два существенных фактора. Первый — степень вовлеченности в мировую торговлю России по сравнению со странами Запада, где взаимодействие крайне тесное, а возможности для поиска альтернативных рынков сбыта на порядок выше, чем у нас. Второй — структура российского импорта в те страны, которые мы решили наказать. Поэтому даже можно понять, что на первом этапе этого противостояния Россия действовала не всегда эффективно, ограничивая ввоз товаров, производство которых у нас или вовсе отсутствует, или качество соответствующей продукции заметно уступает западному. И речь не о «пармезанах», а о значительной части товаров первой необходимости.
Однако довольно быстро пришло понимание, что ответные действия должны быть продуманными и носить такой характер, который бы не позволил нанести вред самой России. Об этом неоднократно говорил президент и соответствующие выводы из его слов были сделаны. При этом никто не отменял и ускоренного импортозамещения. Оно проявилось в основном в сельском хозяйстве — эта отрасль более гибкая, с четко выраженным и прогнозируемым производственным циклом, относительно коротким логистическим плечом. К тому же климатические условия вполне благоприятствуют развитию сельхозпроизводства в нашей стране, странно было бы этим не воспользоваться.
Тем не менее следует понимать: несмотря на то что на начальном этапе противостояния России и стран Запада основной урон был нанесен отечественному бизнесу, иностранные компании (в первую очередь аграрии) ощутили серьезные проблемы со сбытом своей продукции. В результате они нашли новые рынки сбыта, однако перед этим им пришлось сокращать производство, увольнять сотрудников и чуть ли не закрываться самим.
Сейчас руководством нашей страны взят курс на то, чтобы ответные контрсанкции были в основном направлены не на запрет ввоза тех или иных продуктов, а на развитие собственного производства. Такой подход позволит сделать российскую экономику устойчивой к внешним шокам.
Хотя большая часть из введенных с 2014 года запретов не отменена и сохраняется по сей день. Разве что за исключением временных, как, например, сейчас произошло с мясом птицы, эмбарго на поставку которого было снято с 15 стран ЕС из-за птичьего гриппа. Но это мера «техническая», как заявили в Росельхознадзоре, и сугубо временная.
Сегодня мы занимаемся налаживанием активных торговых связей со странами, которые не вводили против нас санкций, — например, с Китаем. Это, вкупе с формированием существенных по объему золотовалютных резервов, должно способствовать усилению устойчивости отечественной экономики и созданию основ для постепенного снятия взаимных санкций в дальнейшем.
Известия