По словам заместителя генерального директора ОАО "РЖД" – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексея Шило, на сегодняшний день на зерновом рынке сложилась благоприятная ценовая конъюнктура для поддержания погрузки. "За последние пять месяцев цены выросли примерно на 8% по сравнению с предыдущим годом, соответственно, мы фиксируем повышенный спрос со стороны стран-импортёров, – рассказал он на оперативном совещании на минувшей неделе. – Ставка на вагоны-зерновозы с начала года снизилась на 450 руб., что также позволяет нам сегодня увеличивать объёмы перевозок (арендная стоимость зерновозов сегодня составляет 1,3 тыс. руб. в сутки, тогда как в начале года она фиксировалась на уровне 1,75 тыс. руб. в сутки. – Ред.)".
Как отметил Алексей Шило, перевозчик использует свою инфраструктуру грузовых дворов для работы с зерном. "Эксплуатируются три элеватора на станциях Пугачёвск, Новоперелюбская и Ершов. В стадии строительства находятся ещё шесть элеваторов – на станциях Аткарск, Калининск, Возрождение, два объекта на станции Петровск и ещё один на станции Пугачёвск. В стадии подписания сегодня находятся соглашения по строительству ещё трёх элеваторов на станциях Кологривовка, Рукополь и Екатериновка. Мы создаём инфраструктуру и технологию, чтобы зерно хорошо возилось в направлении портов. За счёт этого мы рассчитываем поддержать существующий тренд по увеличению объёмов перевозок зерна", – рассказал начальник ЦФТО.
Все работающие, строящиеся и планируемые к строительству элеваторы находятся в Саратовской области (Приволжская железная дорога).
За 8 месяцев этого года на станциях Саратовского региона Приволжской железной дороги погружено 9,1 млн тонн грузов, что на 4,4% больше, чем предусматривало плановое задание. Наибольший прирост к уровню прошлого года отмечается при отгрузке зерновых культур. С начала нового сельскохозяйственного года (в июле-августе. – Ред.) погружено 465,5 тыс. тонн, что в 2,6 раза больше, чем годом ранее.
По словам начальника Приволжской железной дороги Сергея Альмеева, положительной динамике способствуют льготные тарифы, а также развитие сети зерновых элеваторов на территории региона.
"Саратовская область является одним из лидеров среди субъектов РФ по отправке зерна железнодорожным транспортом, – отмечает Сергей Альмеев. – Этому способствует реализация совместных бизнес-проектов по строительству зерновых мини-элеваторов на территории Саратовской области. Три объекта уже действуют, ещё шесть находятся в стадии строительства, что является очень большим заделом на перспективу".
"Союз экспортёров зерна приветствует развитие внутренней логистической инфраструктуры, которая является важной составляющей нашего успеха на международных рынках, – рассказал "Гудку" председатель правления союза Эдуард Зернин. – Мы считаем необходимым наращивать мощности хранения и перевалки, интегрированные в железнодорожную логистику".
Напомним, впервые идею о строительстве перевалочных элеваторов, с которых зерно можно было бы сразу грузить в вагоны, Сергей Альмеев предложил в ноябре 2017 года. Рекордный урожай зерновых вызвал проблемы и с хранением, и с отгрузкой зерна. Железнодорожные подходы к крупным портам тогда оказались забиты уже в августе.
Как ранее рассказывал "Гудку" директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов, в этом году ожидается урожай зерновых, оцениваемый в 126,5 млн тонн.
"Вероятно, Россия в этом году соберёт большие объёмы урожая, который уступит разве что рекордному 2017 году, когда было собрано 135,5 млн тонн зерновых. При этом в основных странах – конкурентах России ситуация на зерновом рынке не очень хорошая. У основных конкурентов, коими являются Украина и Европейский союз, в частности Франция, в этом году наблюдается сильное падение производства зерна. Поэтому для России ситуация пока благоприятная, но многое будет зависеть от того, не будут ли вводиться квоты на экспорт зерна.
В целом российский экспорт зерна в этом году находится в благоприятной ситуации. Цены на хорошем уровне, выше прошлогодних. Например, сейчас экспортная цена на пшеницу составляет $208 за тонну, год назад тонна пшеницы стоила $195", – рассказал Андрей Сизов.
По словам Алексея Шило, для увеличения объёмов погрузки зерна перевозчиком принимаются тарифные меры и нетарифные решения. Так, среди нетарифных решений начальник ЦФТО выделил работу грузовых экспрессов на базе услуги ускоренной доставки специально для продовольственных грузов, а из тарифных мер – скидку 38% на экспортные перевозки зерна на короткие расстояния (до 400 км) в направлении Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов, а также скидку в размере 50% на перевозки зерна через пограничный переход Самур (российско-азербайджанская граница).
gudok.ru