Экспортный потенциал индустрии упакованной питьевой и минеральной воды

Версия для печати

В индустрии напитков практически полностью отсутствует продукция, несоответствующая законодательству. О низком уровне нарушений говорят данные исследования Роспотребнадзора в первом полугодии 2020 года: доля такой продукции составила 1,9%.

Кроме этого, в индустрии воды активно развиваются различные инструменты саморегулирования, например, Система мониторинга качества Союза производителей соков, воды и напитков. Это, а также действующие механизмы контроля со стороны надзорных ведомств, позволяют говорить об эффективной работе по борьбе с незаконным оборотом продукции в отрасли производства упакованной воды.

Несмотря на стабильную ситуацию на рынке, индустрия испытывает отрицательную динамику – из-за экономической нестабильности и пандемии коронавируса. Объемы производства падают, и выходом может стать поиск новых каналов сбыта, в частности, покорение зарубежных рынков. Ведь многие страны, включая крупнейших потребителей упакованной воды, не имеют достаточных запасов пресных и минеральных вод, поэтому российские производители имеют хорошие перспективы для наращивания поставок на экспорт.

На 2018 год поставки упакованной воды из Российской Федерации составляли 108,2 млн л. Лидирующим направлением является Белоруссия с 37,8 млн л. А по итогам 2019 года объем поставок вырос уже до 120,6 млн л. Категории пресной и минеральной воды обладают богатым экспортным потенциалом, так как являются важнейшим источником гидратации и насыщения организма солями и минералами. Ключевыми направлениями для наращивания поставок воды на внешние рынки являются страны СНГ, Персидского залива, Юго-Восточной Азии, ЕС, Африки, а также Индия и Китай. При этом КНР потребляет 25% бутилированной воды во всем мире, это крупнейший рынок, и он будет только расти. Ожидается, что в 2022 году емкость внутреннего рынка достигнет 56 млрд литров или почти 38 млрд долларов. Доля импорта в этом сегменте небольшая, но она растет, и за последние пять лет объем поставок из-за рубежа в Китай вырос в 2,6 раза.

Сегодня объем поставок в КНР составляет всего около 0,5 % от общего объема экспорта отечественных безалкогольных напитков и упакованных вод. Тем не менее, сегмент показывает хорошую динамику и будет развиваться. К примеру, в 2016 году экспорт в Китай минеральных вод составлял 4,5 тысячи тонн, а по итогам 2018-го этот показатель вырос до 7,6 тысячи тонн. Прочие воды, включая природные или искусственно минерализованные, в 2016 году составляли 2,8 тысячи тонн, а в 2018-м – 5,8 тысячи тонн. В последние годы российские производители начали предпринимать активные шаги для продвижения своей продукции на китайский рынок. И сегодня более 50 % экспорта безалкогольных напитков в Китай составляет природная питьевая вода.

Перед российскими производителями открываются хорошие перспективы предложить качественный и безопасный продукт, имеющий конкурентные преимущества и уникальные свойства. Для поддержки экспортного потенциала индустрии упакованной воды важно совершенствовать логистические механизмы, а также развивать брендинг российской продукции. К примеру, в России есть такая уникальная группа продукции, как лечебные и лечебно-столовые минеральные воды. Она пользуется большим спросом в России и странах СНГ, но для китайского потребителя ее функциональная ценность не раскрыта. И помощь в решении этих направлений может оказать государство, как и в части нефинансовой поддержки.

Речь идет о гармонизации технического регулирования; реализации программы государственной поддержки в установлении контактов с ключевыми зарубежными торговыми сетями и крупнейшими дистрибьюторами; обеспечении конкурентных условий для производства на территории России, что означает отказ от дополнительных обременительных мер контроля рынка, в частности, введения цифровой маркировки.

Комментарий президента Союза производителей соков, воды и напитков (СОЮЗНАПИТКИ) Максима Новикова

Показать больше