Устойчивость как неизбежность!

Тревожный март 2020-го. Никто! Вот, просто, никто не мог предвидеть того, что случилось в начале весны. Пока мы суетились, выбирая подарки любимым, бегали с букетами, поздравляя коллег перед 8 Марта, никто не мог сказать, что 9-го цены на нефть резко упадут, и еще через несколько дней будут фиксироваться исторические минимумы. А, тут еще… Ну, Вы сами знаете всё про локдаун.

Пока цены на нефть стремительно падали, в сфере международной логистики все смотрелось вполне даже приемлемо. По статистике ФТС в первом квартале просадка во внешнеторговом обороте была незначительной, а импорт даже продемонстрировал прирост на 0,1 %.

Работа в новом формате

После принятия странами различных уровней ограничений по эпидемиологическим основаниям товарооборот стал сокращаться, и девять месяцев мы прошли с результатом снижения товарооборота на 17% по отношению к аналогичному периоду январь-октябрь 2019 года.

Что поменялось в жизни конкретных компаний? Навык работать на удаленке пригодился, и некоторые организации всерьез задумались о размере арендуемых площадей. В большинстве своем около 30% штатных единиц теперь всегда будут работать в формате "удаленки". Точных данных по отрасли нет, но многие из владельцев говорили о том,что на начальной фазе прошли вынужденные 20-30% сокращения. Через некоторое время, когда страхи поутихли, начался обратный процесс набора персонала.

Тем не менее, грузы шли на протяжение всего года. Их было необходимо оформлять, досматривать, переваливать,доставлять. (В условиях новой реальности: в масках, перчатках, со спецпропусками). Извлеченные уроки: конкуренты научились поддерживать друг друга недостающими специалистами, транспортом и диспетчеризацией. В администрировании стало больше гибкости и управление ушло в онлайн.

При этом доходы большинства бизнесов значительно снизились, но есть и те, кто на падающем рынке сумел вырасти, кто смог проблемы переупаковать в возможности.

Устойчивость в условиях неопределенности

Для того чтобы быть увереннее в прочности своего бизнеса и минимально зависеть от внешних факторов, необходимы надежные партнеры и надежные потребители, то есть те, кто помогает должным образом передать товар или услугу тем другим, которые гарантированно его приобретут. Так, крупные международные компании несут повестку устойчивости через снижение рисков в работе с подрядчиками и клиентами. Тренд, вышедший из влияния общества на бизнес с целью соблюдения экологических норм и прав человека, в умах прогрессивных владельцев быстро интегрировался в бизнес-модели и приобрел новоезначение как некие стандарты по построению устойчивого = успешного бизнеса. Применительно к международной логистике к термину "Цепочки поставок" естественным образом прикрепилось понятие "устойчивой цепочки поставок" или "устойчивости цепочек поставок". По сути, парадигма сменилась в сторону построения сети "ответственных поставщиков".

Почему это важно? По отчетам из доклада Глобального договора ООН роль цепочек поставок в общем объеме мировой торговли оценивается в 80%.

Смысловой разрыв

И тут начинается самое интересное! Если исключить из перечня тех управленцев высокого уровня, которые работают в России в руководстве международных транспортно-логистических компаний, то получается, что руководители и даже владельцы средних и малых отечественных компаний практически не слышали о Целях устойчивого развития ООН и об устойчивых цепях поставок. При этом подавляющее большинство крупного международного бизнеса, включая российские глобальные компании, не просто рассматривают ЦУР как некий ориентир на высокие стандарты с заботой об окружающем мире, но уже вшили такие стандарты в свои бизнес-процессы и правила работы с поставщиками.

В подобном разнообразии бизнес-ландшафта, казалось бы, ничего страшного и нет. Традиционно повестка крупных игроков рынка шире и инновационнее, чем у более мелких. И всё бы так, только если бы более крупные не имели контактов с остальными. Ведь именно глобальные компании из соображений, связанных со снижением рисков и ухода от имиджевых потерь, разрабатывают Кодексы ответственных поставщиков и правила участия в закупках, основанные на стандартах ЦУР.

Остальные, те, что помельче, выигрывая тендеры и подписывая договоры, не понимают природы появления раз от раза нарастающего количестватребований или усиление действующих.

Утопия или неизбежность

Поскольку статистики по уровню погруженности в ЦУР в российских логистических компаниях нет (по моей осторожной оценке это не более 10% участников), то взгляд на тему участия в устойчивой цепи поставок получает новое преломление. Когда речь заходит о вопросе, стоит ли продвигаться компаниям во внедрении ЦУР у себя внутри, большинство уверенно отвечает, что не до этого. И даже те, кто в разной степени осведомлены в данном вопросе, часто говорят об утопичности внедрения ЦУР в российскую действительность. Среди владельцев и управленцев доминирует мнение, что нашем в отечестве такого никогда не будет или мы уж точно этого не увидим.

В итоге получаем разнонаправленное движение ветвей бизнеса: одни системно внедряют устойчивость в собственные бизнес-процессы и при этом нанимают других, которые или не знают для чего это делается или, зная, не верят в то, что делают.

А когда речь заходит про соблюдение требований, заявленных в условиях тендера и отраженных в договорах, не касающихся сроков и локации, часто можно услышать: всё равно никто не проверяет!

Уровень вовлекаемости нарастает

Если говорить о процессах вовлеченности в устойчивость цепочки поставок, то на мой взгляд достаточно привести пример трех событий, прошедших в течение месяца:

  1. С 23 по 30 ноября прошла "Неделя устойчивого развития 2020 в Санкт-Петербурге", в рамках которой прошёл PublicTalk "Построение ответственных цепочек поставок: инструмент повышения устойчивости российских компаний" где обсуждались вопросы логистики и важности формирования устойчивых цепочек поставок для бизнеса.
  2. 4 декабря в России появилась должность спецпредставителя Президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития.
  3. 9 декабря объединенный ритейл в лице МЕТРО, МАГНИТА, Детского мира, Глобуса и, конечно, Х5 Retail Group провели большой вебинар: "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: что эта стратегия дает бизнесу ритейла и поставщика?"

 

При этом важно учесть еще два глобальных факта в этом году:

1. 21 июля 2020 года Владимир Путин подписал Указ "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
2. В августе Российская Федерация впервые представила ООН "Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года".

https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/26421VNR_2020_Russia_Report_Russian.pdf

Вовлекаться или само пройдет?

Основу построения устойчивой цепочки поставок (ответственной цепочки поставок) составляет работа с ответственными поставщиками. Здесь действует принцип цепной реакции, когда для заказчика важно не только быть уверенным в своем поставщике, но также в поставщике этого поставщика. В этом суть снижения рисков в рамках устойчивой цепочки поставок. Мир сыт от имиджевых крахов мировых брендов, восстановление репутации которых занимало значительное время и миллиарды долларов. Сегодня мы видим много примеров, когда неправильное поведение и необдуманные высказывания "лиц брендов" оборачиваются разрывом миллионных контрактов и риском больше никогда не быть приглашенным в рекламные компании других из-за употребления запрещенных препаратов или наличия любовных связей на стороне.

И теперь встает вопрос: если процесс следования принципам устойчивого развития не замечать, то есть не участвовать в нем, что произойдёт? Крупный мировой бизнес будет развивать институт ответственных поставщиков и заниматься вовлечением все большего числа партнеров, и совершенно очевидно, что он не свернет с этого пути. Более того, многие компании в рамках регламента закупок не только отбирают себе поставщиков, но и занимаются взращиванием потенциальных. Получается, что сеть устойчивости начинает стремительно формироваться, а готовы ли мы к этому?

 
Top.Mail.Ru