Экспортеры леса сообщают о месячных задержках на границе

Ситуация с экспортом в направлении Финляндии уже несколько месяцев осложнена постоянными досмотрами таможней лесных грузов. То, что с экспортом российского леса начались сложности, РЖД-Партнеру подтвердили три источника на рынке. По словам одного из грузоотправителей, ряд вагонов простаивали и простаивают на границе по несколько месяцев под таможенными операциями. При этом инфраструктура ОАО "РЖД" и возможности таможенных органов не могут обеспечить оперативный контроль и досмотр такого объема грузов.

По последним данным от РЖД, полученным из источника в компании – экспортере леса, за декабрь таможней по границе Россия – Финляндия было остановлено более 300 вагонов (по состоянию на 23.12.2020 г.), еще более 200 вагонов с лесом стояли и продолжают стоять в брошенных поездах перед границами ввиду того, что у ОАО "РЖД" нет возможности принять их на границу из-за занятости путей вагонами, которые попали под досмотры. За ноябрь 2020-го таможней по границам было остановлено более 150 вагонов с лесом для досмотров.

"Если раньше мы с такими историями сталкивались 1–2 раза в квартал, максимум 5 раз в квартал, то за последние 2 месяца их количество выросло раза в 4", – посетовал один из экспортеров.

При этом, отмечают грузоотправители, вагоны стали чаще досматривать с раскаткой. То есть после первичного визуального осмотра, в ходе которого проверяется достоверность декларации на соответствие заявленной позиции без выгрузки леса, экспортерам стали чаще предъявлять требования по выгрузке вагона и раскатке всего, что в него погружено. Это означает, что грузоотправитель должен к моменту осмотра привезти на место таможенного представителя и привлечь подрядчика для собственно выгрузки. Если таможня ничего не нашла, также требуется погрузить все обратно в вагон, и только после этого он может поехать дальше.

Помимо вполне очевидного убытка, который несет грузоотправитель, это также приводит к растягиванию времени ожидания досмотра. "Возьмем для примера стык Светогорск. Площадка Лесогорский позволяет таможенникам досматривать с раскаткой не более двух вагонов в сутки. А назначенных вагонов при этом висит в ожидании досмотра на 24 декабря 56. Соответственно, пока они не выпустят предыдущую партию, к примеру, из 8 вагонов в одном отправлении, следующие не могут поступить на эту площадку. Они просто болтаются в ожидании таможенных процедур. Соответственно, это простой и убытки", – рассказывает один из грузовладельцев.

Если же досмотр производится на станции отправления, возникают другие проблемы. Не всегда таможенник может быстро приехать в необходимую точку и акцептовать выпуск – досмотры назначаются, как правило, в течение 7 дней после подачи декларации. На этом же этапе грузоотправителям прилетает требование обеспечительного платежа – это деньги, которые заморожены до момента выпуска товаров.
Часть опрошенных грузовладельцев связывают такое рвение таможенников с планом по декриминализации лесной отрасли по поручению президента РФ. Однако один из собеседников РЖД-Партнера упомянул о том, что аналогичные проблемы в данный момент испытывают экспортеры зерна. "Поскольку зерновики не попадают в план по декриминализации, возможно, это желание таможенников собрать под конец года свои бюджеты", – добавил он, впрочем, подчеркнув, что пока рынок наблюдает только факт, а о его причине судить сложно.

Напомним, ранее действительно стало известно, что на фоне объявленных квоты и пошлин на экспорт зерна, которые должны вступить в силу 15 февраля 2021 года, в России начались сложности с отправкой пшеницы по текущим контрактам. Директор "Совэкона" Андрей Сизов подтверждает, что случаи с задержкой отправлений есть, таможня затягивает оформление документов и проверки груза, а нервозность среди трейдеров высокая.

 
Top.Mail.Ru