В экспортный портфель ОАО "РЖД" вошли более 150 продуктов и услуг 30 филиалов и ДЗО

Закрытые границы не помешали ОАО "РЖД" исполнить свои обязательства по международным контрактам и наметить стратегические задачи по работе в других странах в наступающем году. На чём будут сосредоточены усилия международного блока компании и о результатах работы в уходящем году рассказал первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Сергей Павлов.

– Каких результатов на зарубежных рынках компании удалось достичь в 2020 году и как строилась работа международного блока в новых условиях?

– В период пандемии мы сохранили переговорную динамику и смогли выполнить все контрактные обязательства. Итогом стало достижение планового значения по выручке от зарубежной деятельности – это 440 млрд руб., выполнение которого обеспечено за счёт развития транзитных контейнерных перевозок и реализации инфраструктурных проектов в иностранных государствах.

На вооружение в текущем году были взяты новые инструменты внешнеэкономической и маркетинговой деятельности, на первый план вышел цифровой маркетинг, интерактивное общение и онлайн-продажи. Результатом стал разработанный Экспортный портфель холдинга "РЖД", а также Маркетинговая концепция по его системному продвижению, утверждённая правлением ОАО "РЖД" в ноябре этого года.

– Достижение каких целей предполагает эта концепция?

– В Экспортный портфель холдинга "РЖД" вошли более 150 продуктов и услуг 30 филиалов и ДЗО ОАО "РЖД".

Наряду с развитием транзитных сервисов наш экспортный потенциал составляют компетенции для реализации комплексных инфраструктурных проектов за рубежом, НИОКР, консалтинг, экспорт технологий и IT-решений, широкие возможности в сфере связи и передачи данных, а также подготовка кадров, социальные и туристические сервисы. Важно, что все эти сервисы и технологии предлагаются за рубежом под единым брендом РЖД. Продвижение Экспортного портфеля на зарубежные рынки направлено как на расширение бизнеса ОАО "РЖД", так и на достижение задач национальных проектов "Комплексный план развития и модернизации магистральной инфраструктуры" и "Международная кооперация и экспорт".

При реализации Концепции продвижения Экспортного портфеля мы планируем, во-первых, поддержать те направления, которые уже показывают хорошие результаты (как, например, транзит и инжиниринг), а во-вторых, выйти на мировые рынки с новыми продуктами и услугами (экспорт технологий и IT-решений).

Примером эффективной международной кооперации железных дорог Казахстана, России и Белоруссии является проект АО "ОТЛК ЕРА". Сейчас сервисы этой компании обеспечивают перевозки более чем на 180 международных маршрутах. Объём перевозок АО "ОТЛК ЕРА" в декабре преодолел отметку в 500 тыс. ДФЭ, а прирост к аналогичному периоду 2019 года составил порядка 70%.

Семисторонняя группа по транзиту (в её состав входят железнодорожники Германии, Польши, Белоруссии, Казахстана, Монголии, Китая и России) прорабатывает вопросы повышения скоростей перевозок, цифровизации, разработки сквозных расписаний перевозок и формирования единого информационного пространства. Одним из результатов работы в 2020 году стал Меморандум о совместных действиях, направленных на увеличение скорости следования контейнерных поездов.

В 2021 году мы наряду с увеличением скорости перевозки нацелены расширить применение технологии электронного обмена данными, что позволит ещё больше сократить время доставки грузов и выиграть борьбу за клиента.

Есть и задача продвижения МТК "Север – Юг". Мы ведём работу по налаживанию регулярных контейнерных перевозок из Индии в Россию по западному маршруту этого коридора. АО "РЖД Логистика" работает с крупнейшим контейнерным оператором Индии – корпорацией "Конкор". В частности, индийская сторона предоставляет свой парк 20-футовых контейнеров для отправки грузов по МТК "Север – Юг" и обеспечивает морской фрахт из Индии. В свою очередь "РЖД Логистика" отвечает за организацию перегруза в точках мультимодальных стыков и контейнерные перевозки до грузополучателей.

– Международные организации играют ключевую роль в создании новой и совершенствовании действующей нормативной правовой базы, регламентирующей международные перевозки грузов и пассажиров. Какие основные результаты достигнуты на этом направлении в этом году?

– По итогам 73-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества был одобрен проект Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта на пространстве 1520 до 2030 года. Сейчас документ направлен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ. Целью концепции является выработка согласованных подходов к стратегическому развитию железнодорожного транспорта на пространстве 1520 по таким направлениям, как развитие железнодорожной инфраструктуры и устранение барьерных мест, повышение уровня транспортной логистики, усиление координации в области технической политики, развитие скоростного и высокоскоростного сообщения, и другим.

В рамках Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) ОАО "РЖД" инициирована работа по подготовке проекта соглашения и правил о перевозке контейнеров в составе контейнерных поездов в международном сообщении. Соглашением определено понятие "контейнерный поезд", документ определяет единый порядок действий субъектов правоотношений, возникающих в рамках организации перевозки. Таким образом, его принятие позволит создать более привлекательные и чёткие условия для грузовладельцев.
Кроме того, внесены изменения и дополнения в Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и приложения к нему, касающиеся перевозки опасных грузов, размещения и крепления грузов и другие аспекты.

Важным итогом года стало дальнейшее тиражирование информационной технологии "Интертран" на все станции ОАО "РЖД", принимающие контейнеры. Сейчас расширяем географию проекта, подключая к нему наших ключевых транзитных партнёров как в Евразийском союзе (Казахстан), так и в ЕС (Германия, Польша).

Продолжаем наращивать конкурентные транзитные преимущества евразийского пространства. В дополнение к развитию сервисов АО "ОТЛК ЕРА" приступили к подготовке проекта Плана мероприятий по реализации согласованной (скоординированной) транспортной политики ЕАЭС на следующие три года. Одним из направлений станет сбалансированное развитие международных транспортных коридоров евразийского пространства, что позволит ещё больше повысить привлекательность железнодорожной перевозки для грузовладельца.

– Какова роль международных организаций в борьбе с пандемией? Есть ли рекомендации для железных дорог в целях снижения её последствий?

– С момента возникновения пандемии роль ведущей организации, координирующей действия всех мировых железнодорожных компаний по предотвращению распространения инфекции, взял на себя Международный союз железных дорог (МСЖД). Целевой группой МСЖД по COVID-19 при непосредственном участии ОАО "РЖД" подготовлены семь практических руководств по противодействию пандемии. Таким образом, члены организации и коллеги из других транспортных ведомств смогли наладить информационный обмен лучшими практиками и решениями по борьбе с последствиями распространения коронавируса. Кроме того, предложения по минимизации негативных последствий пандемии для экономик государств – участников СНГ включены в решения 73-го заседания совета. Совместная декларация по снижению последствий пандемии принята в рамках Делового совета БРИКС, в работе которого ОАО "РЖД" принимает активное участие.

Реализация всех достигнутых договорённостей и выработанных рекомендаций позволяет скоординировать усилия международного сообщества по преодолению последствий распространения COVID-19.

– Экологичности деятельности предприятий в мире уделяется большое внимание. Какие инициативы есть у ОАО "РЖД" в этой области?

– В этом году ОАО "РЖД" подписало Декларацию МСЖД по устойчивому развитию, что подтверждает готовность компании вносить активный вклад в реализацию Парижского соглашения по борьбе с изменениями климата. Уже сейчас компания имеет знаковые достижения в этой области. По оценке Международного энергетического агентства, ОАО "РЖД" продолжает удерживать первое место в мире по энергоэффективности грузовых железнодорожных перевозок.

– Каковы результаты работы холдинга "РЖД" в области инжиниринга и реализации инфраструктурных проектов за рубежом?

– В области инжиниринга холдинг "РЖД" сумел расширить сотрудничество со странами Европы, Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Азии.
В ходе реализации действующих сербских контрактов в этом году мы осуществили сбойку тоннеля Чортановци, перешли к завершающей фазе строительства трёхкилометрового двухпутного железнодорожного виадука на участке Стара-Пазова – Нови-Сад линии Белград – Будапешт, открыли информационно-учебный центр, приступили к разработке проекта реконструкции и модернизации линии Вальево – Врбница.

Высшее руководство Сербии, посетившее ряд объектов, удостоило холдинг "РЖД" наивысшей оценки.

В скором времени рассчитываем выйти на подписание третьего контракта, суть которого в обеспечении реконструкции участка Вальево – Врбница, а также проведении сопутствующих работ. Обсуждение его наполнения в настоящее время прорабатывается на уровне профильных ведомств России и Сербии.

Перспективы по развитию азиатского направления мы связываем с проектами во Вьетнаме, Монголии и Индии. В этих странах у нас есть как текущие проекты (например, доверительное управление пакетом акций АО "УБЖД"), так и ряд перспективных. Во Вьетнаме речь идёт о проектных инициативах в области создания логистических кластеров и железнодорожной инфраструктуры в экспортно ориентированных регионах.

К сожалению, из-за сложного экономического положения и карантинных ограничений на Кубе мы были вынуждены на время приостановить наш проект комплексной модернизации железнодорожной инфраструктуры на острове. Но рассчитываем на возобновление работ по проекту после стабилизации ситуации.

В этом году активно развивались связи с Египтом, где мы планируем участвовать в реализации крупных инфраструктурных проектов. В сентябре техническая делегация холдинга "РЖД" провела обследование перспективных участков, и уже во второй декаде ноября мы сумели подготовить предварительное техническое предложение египетской стороне. В настоящее время ведём согласование периметра работ с заказчиком. Кроме того, прорабатываем возможности сотрудничества с Танзанией, Ганой и Марокко.

В целях диверсификации бизнеса с начала 2020 года холдинг "РЖД" стал предоставлять услуги по аренде специализированного подвижного состава, в том числе с экипажами. Такие услуги мы предоставляли, в частности, в Финляндии (снегоуборочная техника) и Монголии (путевые машины).

– Какие продукты и услуги ОАО "РЖД", по вашим оценкам, сейчас представляют наибольший интерес за рубежом?

– Холдинг занимает лидирующие позиции в мире в таких направлениях, как единые информационно-коммуникационные системы управления процессом перевозок, интеллектуальные системы оптимизации графика движения и маршрутов, технологии комплексного оперативного мониторинга состояния подвижного состава и инфраструктуры, интеллектуально-адаптивные системы планирования, нормирования и учёта экономии расхода топливно-энергетических ресурсов и другие.

– Какие существуют инструменты для их продвижения за рубеж?

– Продвижение планируется не только за счёт усилий наших филиалов и ДЗО, но и за счёт расширения каналов продаж и маркетинговых мероприятий.
Здесь важна как активная работа зарубежных представительств ОАО "РЖД", так и развитие электронных сервисов и каналов общения, что стало особенно актуально в условиях пандемии.
Стоит отметить работу электронной торговой площадки "Грузовые перевозки", развитие клиентских сервисов в пассажирских перевозках, а в части наращивания экспорта холдинга "РЖД" – планы по созданию специализированного цифрового портала и маркетплейса.

Цифровой портал будет выполнен в виде электронной мультиязычной витрины, посвящённой экспортным возможностям предприятий холдинга "РЖД".

Маркетплейс же станет механизмом электронной торговой деятельности на зарубежных рынках для организации непосредственно продаж с возможностью организации доставки товаров до зарубежных клиентов силами транспортно-логистического блока холдинга "РЖД". Активное продвижение этих площадок планируем продолжить в 2021 году.

– Какие приоритетные задачи международного блока вы видите на 2021 год?

– Стратегически важным с точки зрения развития транзита считаю усиление присутствия холдинга на рынках стран Азии – наших ключевых логистических партнёров. В 2021 году планируем открыть представительство ОАО "РЖД" в Японии, запустить коммерческий офис АО "РЖД Логистика" в Казахстане, усилить присутствие в Китае. Это делается для повышения скоординированности работы с грузоотправителями на высокопотенциальных для компании рынках.

Одной из главных задач остаётся увеличение объёмов транзитных перевозок и достижение целевого показателя в 914 тыс. ДФЭ в 2021 году, равно как и развитие международных логистических сервисов.

При этом приоритетом для нас по-прежнему является совершенствование правовых условий осуществления международных перевозок и развитие железнодорожного бизнеса. С этой целью ОАО "РЖД" продолжит укреплять свои позиции в международных организациях, добиваясь создания благоприятных условий для привлечения пассажиро- и грузопотоков на российские железные дороги по мере нормализации эпидемиологической ситуации.

Ключевым направлением работы в 2021 году будет дальнейшая цифровизация международных перевозок. Кроме того, планируем продолжить проработку перспективных проектных инициатив в целевых для компании регионах.

В результате решения этих задач предварительно рассчитываем заработать на зарубежных рынках порядка 475 млрд руб. в 2021 году.

 

Материалы партнёров

В экспортный портфель ОАО РЖД вошли более 150 продуктов и услуг 30 филиалов и ДЗО - Обзор прессы

Не пропустите

Top.Mail.Ru