В заседании приняли участие координатор Экспертного совета, первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике и промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, генеральный директор АО "ОСК" Алексей Рахманов, заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Андрей Лаврищев, представители предприятий отрасли, вузов, а также члены Комиссии Госдумы по развитию ОПК.
Участники заседания обсудили действующие и перспективные меры государственной поддержки импортозамещения и механизм стимулирования локализации производства судового комплектующего оборудования на территории РФ.
В начале заседания Владимир Гутенев отметил эффективность детальной работы Экспертного совета над законопроектом "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ".
"В результате работы над законопроектом удалось прийти к компромиссным формулировкам, взаимоприемлемым и для судостроительной промышленности, и для эксплуатантов судов. В настоящее время законопроект готовится ко второму чтению, поэтому необходимо активизировать работу над нормативной базой, чтобы все решения Экспертного совета были обязательно учтены", - подчеркнул Владимир Гутенев. Изменения касаются отдельных видов работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории России.
Заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай подчеркнул, что импортозамещение и локализация производства судового оборудования на территории РФ напрямую связаны с сохранением суверенитета страны. Это позволит не только поддержать отечественное судостроение, но и эффективно его развивать.
Также в рамках заседания был рассмотрен ход реализации Постановления Правительства РФ "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" в части локализации судового комплектующего оборудования. В настоящее время в Правительстве находится на согласовании новая редакция постановления, которая предусматривает переход к механизму подтверждения производства продукции на территории РФ через подсчет баллов. Для каждой категории судового комплектующего оборудования, а также некоторых технологических операций и материалов будет определена стоимость в баллах. Их сумма покажет уровень фактической локализации судна.
Глава АО "ОСК" Алексей Рахманов отметил, что корабелами формируется национальная панель поставщиков. По итогам 2020 года в мейкерс-лист ОСК вошли 113 российских производителей судового комплектного оборудования. "Такая панель поставщиков, по сути, представляет предквалификационную работу, которая позволяет иметь дело не с теми, кто пришел "с улицы" и пытается демпинговать, а с теми, кто имеет реальный опыт работы в необходимой области", - отметил Алексей Рахманов.
По мнению участников заседания, перечень работ, для выполнения которых требуются суда российской постройки, должен быть как можно более полным и всеобъемлющим. Вместе с тем было указано, что возможны некоторые исключения, если они обусловлены объективными факторами. Технологическая база российского судостроения динамично развивается, но пока еще не все потребности в полной мере могут быть обеспечены отечественной морской техникой.
В то же время было обозначено, что предпринимаемые в последнее время меры поддержки импортозамещения и локализации производства судового оборудования на территории РФ уже показали свою эффективность. Работает во льдах Севморпути новейший атомный ледокол "Арктика", в прошлом году принял на борт пассажиров первый за последние 60 лет отечественный круизер "Мустай Карим". Продолжается масштабная программа обновления рыбопромыслового флота – верфи, исторически специализировавшиеся на военной технике, добиваются впечатляющих результатов на гражданском поле.
Кроме того, участники встречи отметили, что в настоящий момент важно активизировать работу Экспертного совета в области нормативно-правового поля, чтобы принятые решения были в полной мере отражены на практике.
"Работа Экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники при Комитете ГД по экономической политике дает возможность держать руку на пульсе в законодательной и нормативной работе. Для более эффективной работы предлагаю формализовать возможность любого члена Экспертного совета, например, с помощью личных кабинетов, получать оперативную информацию по всем изменениям в части законопроектов, важных для судостроения", - сказал Владимир Гутенев.
В заключительном слове Владимир Гутенев подчеркнул, что готов оказывать необходимую поддержку инициативам российской промышленности и продолжать работу над совершенствованием нормативной базы.
morvesti.ru