Азиатский гамбит: за рынок Петербурга поспорят китайские и корейские марки

 Азиатский гамбит: за рынок Петербурга поспорят китайские и корейские марки - Обзор прессы

Участники рынка авторетейла ожидают в 2021 году расширения дилерской сети китайских марок. Отпор им готовятся дать корейские конкуренты.

Сегодня в Санкт–Петербурге представлены все автомобильные бренды, существующие в России. Практически каждый участник рынка, продающий новые авто, владеет портфелем из нескольких марок и сетью дилерских центров по их продаже и обслуживанию. Тем не менее в конце прошлого года на горизонте появились новые бренды, которые стремятся быть представленными в городе. Это открывает новые возможности для участников рынка, но одновременно и обостряет конкуренцию.

В последние годы портфели петербургских автодилеров росли за счёт китайских брендов, в основном Haval, Geely и Chery. Именно их дилерские сети увеличивались наиболее активно. Однако если раньше китайские марки занимали не такую значительную часть рынка, то в 2020 году они совершили в России настоящий рывок, а за три минувших месяца только усилили его. Так, в марте доля "китайцев" на отечественном рынке новых легковых автомобилей выросла почти вдвое — с 2,8% (в марте 2019–го) до 5,5%, подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат". А самый популярный китайский автобренд в стране — Haval — даже сумел войти в топ–10 марок в целом по рынку.

Петербург, по оценкам экспертов агентства, по числу продаж новых китайских легковых автомобилей занимает третье место в России после Москвы и Подмосковья. Пока горожане отдают предпочтение другим маркам, подсчитали в аналитическом агентстве "Auto-Dealer СПб". По итогам января–февраля 2021 года лидером продаж в городе остаётся KIA, а на второе место вышла Lada, опередив Hyundai.

Есть ли куда расширяться петербургским автодилерам? И готовы ли другие автобренды дать отпор китайскому гамбиту?

Плотная конкуренция

Санкт–Петербург занимает второе место в стране по количеству дилерских центров, продающих новые легковые автомобили. По данным на январь 2021 года, их в городе 219, сообщили "ДП" в "Автостате". Больше только в Москве — 418.

При этом самая большая сеть в городе у южнокорейского бренда KIA (14 автосалонов). По оценке бренда, на данный момент размер его дилерской сети в России "достиг состояния баланса" (200 дилерских центров в 101 городе). "Приоритетной задачей является не дальнейшая экспансия, а работа над эффективностью сети и обеспечением стабильных продаж. Такая стратегия актуальна и для Санкт–Петербурга", — рассказали "ДП" в пресс–службе "Киа Моторс Россия и СНГ". Там отметили, что рыночная доля бренда в городе по итогам 2020 года составила 12,9% — даже больше, чем в стране в целом.

На втором месте по количеству партнёров в Петербурге — бренд Hyundai, автомобили которого продаются в 12 дилерских центрах. Автоконцерн намерен до конца 2021 года увеличить их число. "Планируем открытие двух новых дилерских центров", — рассказали "ДП" в пресс–службе "Хендэ Мотор СНГ". Там уточнили, что это будут новые игроки рынка, но раскрыть другую информацию пока отказались. "Мы нацелены на работу 14 дилерских центров. Дополнительное расширение не рассматриваем", — подчеркнули в компании.

Стоит отметить, что основная часть легковых машин KIA и Hyundai, продающихся в Петербурге (и в целом в России), выпускается здесь же, на автозаводе "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус".

Легковые автомобили Lada продаются в Северной столице в 10 автосалонах, по данным "Автостата". Новых дилерских центров в городе в ближайшее время не появится, сообщил журналистам директор по развитию дилерской сети АО "АвтоВАЗ" Сергей Кутейщиков. Он добавил, что если новый дилерский центр и откроется, то на территории соседней Ленинградской области. По словам Сергея Кутейщикова, один такой проект уже рассматривается и, скорее всего, появится на базе уже действующего автоцентра. При этом он не уточнил, в каком городе будет работать новый партнёр.

Так же как и у Lada, бренд Skoda представлен в Петербурге в 10 автосалонах. В российском представительстве компании воздержались от комментариев относительно развития сети.

Китайские бренды в Санкт–Петербурге сейчас есть в портфеле 40 автодилерских центров, подсчитали в "Автостате". Из них с Cherry работает семь дилеров, с JAC — шесть, с Geely, Haval, Dong Feng, FAW — по пять.

Не расширять, а углублять

В представительстве японского Nissan, владеющего в городе автозаводом "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус", "ДП" сообщили, что не планируют искать новых партнёров в Петербурге в 2021 году. "На данный момент их достаточно с учётом ёмкости рынка, баланса прибыльности и объёма продаж дилеров. Основная задача бренда на 2021–2022 годы — обновление существующих дилерских центров по новым корпоративным стандартам", — рассказали в пресс–службе российского подразделения компании. Там уточнили, что на сегодня новые легковые автомобили Nissan продаются в семи дилерских центрах в Петербурге и Выборге.

По оценке генерального директора ГК "Прагматика" Владислава Рыдаева, в целом все автомобильные бренды уже имеют качественное покрытие рынка города. "Возможно, небольшая зона роста есть у китайских марок, которые имеют большие амбиции в сочетании с растущей долей", — подтвердил он.

Прогнозируя, какую стратегию выберут автодилеры в 2021 году, Рыдаев отметил, что группа "Прагматика" предпочитает сбалансированный подход и умеренный аппетит к риску. "Благодаря этому мы выстояли и развились во все предыдущие кризисы, часто пропуская вперёд коллег с агрессивным маркетингом. Названия их компаний уже многие не помнят", — отметил он.

Аналогичного мнения придерживаются в группе компаний "Аларм–Моторс", отмечая, что сейчас важнее отладить внутренние процессы. Если же дилеры будут расширяться, то в компании не ожидают появления абсолютно новых игроков.

"Это большая редкость. Любой бизнес имеет свою специфику. Наш не исключение. Скорее, в силу целого ряда причин неизбежна консолидация", — прогнозируют в компании.

 
Top.Mail.Ru