Китайские "интеллектуал" и "тигр": к каким авто движется российский рынок

Китайские интеллектуал и тигр: к каким авто движется российский рынок - Обзор прессы

За первую четверть 2022 года доля автомобилей китайского производства только основных ведущих компаний — Chery, Haval, Geely и Changan — на российском рынке увеличилась почти в два раза относительно аналогичного периода прошлого года — с 4,7 до 8,6%. Лидерами по количеству проданных автомобилей из Поднебесной стали Москва и Санкт-Петербург.

Реже остальных китайские авто выбирают на Дальнем Востоке (правда, там и дилеров этих марок меньше всего).

Один популярный профильный портал решил выяснить, насколько российские автолюбители готовы пересесть на китайские автомобили. И что же? Почти половина опрошенных — 43% — ответили положительно, 54% проголосовавших, напротив, пока не готовы покупать машины из Поднебесной. При этом 3% респондентов уже ездят на них.

Среди причин, которые останавливают от покупки китайских машин, россияне назвали высокие цены, недостаточное количество сервисных центров и быструю потерю начальной стоимости. Поклонники китайского автопрома отмечают достойный уровень гарантийного обслуживания и растущее качество автомобилей.

На фоне того, что этой весной автопроизводители в целом практически не радовали нас новинками, заметным исключением стали, пожалуй, несколько новых (или обновленных) моделей от китайских компаний. Предлагаю посмотреть и оценить, что поставляет на наш рынок Поднебесная.

Haval F7: хочу быть отличником!

Китайский "интеллектуальный" кроссовер Haval F7 появился на российском рынке совсем недавно — в 2019 году, но быстро стал одним из главных бестселлеров. Модель интересная, продвинутая и при этом с приемлемым ценником (во многом благодаря российской сборке). Цели перед собой в компании поставили при этом весьма амбициозные — составить конкуренцию лидерам сегмента (Kia Sportage, Hyundai Tucson, Mazda CX-5, Volkswagen Tiguan). И, похоже, у модели на нашем рынке может наступить звездный час. Связано это не только с тем, что автомобиль недавно пережил очень удачный рестайлинг.

Название марки происходит от английской фразы I Have All (в Китае имя звучит как "Хафу" — с ударением на первый слог; в компании предлагают произносить как "Хавейл" — с ударением на второй слог), что означает "У меня есть все". Это — премиальный, "кроссоверный" бренд известной компании Great Wall Motor. Авто отличаются привлекательным внешним видом, а также богатой интеллектуальной "начинкой". Для выпуска продукции под маркой Haval китайцы построили завод полного цикла в Тульской области.

Обновленный кроссовер имеет на выбор те же два турбированных бензиновых мотора объемом 1,5 и 2,0 л (150 и 190 л.с. соответственно). Коробка передач у всех вариаций одна — роботизированная DCT-7, привод — передний или полный. Из изменений — под капотом появился новый бачок стеклоомывающей жидкости на 4,5 л; большую работу инженеры провели по перенастройке подвески.

На тест мне достался белый полноприводный кроссовер с 2,0-литровым 190-сильным мотором, кожаным салоном и огромной панорамной крышей. Правда, мое знакомство с ним началось с небольшого конфуза: сажусь за руль, перевожу рычаг коробки в положение D — и никакой реакции. "Пристегните ремень, прежде чем начать движение" — умная система не даст тронуться (даже на несколько метров), пока не выполнишь это требование.

Что касается внешнего вида, то в обновленном Haval больше всего преобразилась передняя часть — совершенно новые решетка радиатора и бампер. С ними машина выглядит еще более современно и агрессивно. Сзади тоже новый бампер — с большими вертикальными светоотражающими элементами красного цвета по бокам. Выглядит солидно. В целом, на мой вкус, автомобиль получился ладный.

В салоне можно увидеть множество изменений, и главное — на передней панели появился новый планшет мультимедийной системы с виртуальными иконками и физическими кнопками. Например, можно быстро вызвать меню климата, который теперь двухзонный (начиная с комплектации Elite). Есть и кнопка для быстрой установки уровня обогрева сидений. Однако выяснилось, что не так просто перенастроить режим авто из "эко" в "спорт" и обратно. Впрочем, наверное, я придираюсь, вряд ли владелец будет перенастраивать режимы по несколько раз на дню. Сам экран хорош, меню нарисовано красиво, картинка с камеры заднего вида четкая. А при парковке очень удобно ориентироваться на дополнительную картинку системы кругового обзора. При этом штатной навигации нет, но можно подключить мобильный телефон и с помощью Android Auto или Apple Car Play вывести карту на большой экран. На центральном тоннеле перед подстаканниками раньше была шайба и набор кнопок управления мультимедийкой. Теперь же все управление доверили дисплею, и на освободившемся месте появилась небольшая ниша, в которую можно поставить смартфон или положить какую-нибудь мелочовку вроде пульта от ворот.

К езде по трассе, по ровному асфальту на этом автомобиле у меня однозначно претензий нет — двигатель тянет уверенно, ровно, любые перестроения и обгоны даются легко, а "робот" при этом "думает" и действует правильно и логично. Управлять автомобилем можно с удовольствием — руль в меру тяжелый, быстро реагирует на все маневры. Немного раздражает очень настойчивая система удержания в полосе, которая все время норовит довернуть руль, чтобы машина шла точно посреди двух полос разметки. Но ее можно отключить. 

О круиз-контроле. Он здесь адаптивный, "цепляется" за впереди идущий автомобиль и едет с его скоростью, что на трассе довольно удобно. Работает и система предупреждения столкновений (опробовал не на самой большой скорости, конечно). Распознавание дорожных знаков также действует исправно, считывая даже временные, — их изображение выводится на приборную панель. Остальные системы помощи водителю (а их здесь более десятка) проверить не успел (так же как и восемь подушек безопасности), но вряд ли здесь бы были у меня претензии.

А вот шумоизоляция, как мне показалось, средняя. "Моя" машина была укомплектована пижонскими 19-дюймовыми колесами с шипованными шинами марки Tigar. Может, на летней резине автомобиль окажется куда более тихим, но на этих колесах шум изрядно досаждал. Хорошо слышен в салоне и шум от асфальта, и стук камушков по подкрылкам. А вот мотор практически не слышен, даже при резком старте и перестроении.

Нашел я для теста и участок бездорожья, где проезжают и разворачиваются тяжелые грузовики (недалеко идет стройка). Грязь тогда еще подмораживало слегка и подзасыпало легким снежком. На штурм этакого "танкового полигона" пошел со всей осторожностью, проезжал не быстро и "внатяг" — Haval F7 успешно справился. Может, его подвеска и покажется кому-то жестковатой на обычной дороге, но на плохой грунтовке кроссовер отлично отрабатывает все неровности — от мелких до средних. Крупные ямы и "волны" он, конечно же, чувствует, но подвеску не пробило ни разу. Клиренса в 190 мм и подключаемого полного привода вполне хватает, чтобы уверенно проезжать по довольно глубокой колее.

Расход топлива на трассе умеренный — в районе 8–9 л на 100 км. А вот в городе во время теста "плавал" около 12 л на 100 км, ниже опустить не получилось. Есть подозрение, что это связано с совсем скромным пробегом на момент теста (всего 600 км), и после обкатки средний расход в 10 л обязательно упадет на литр, а то и более. Кстати, производитель официально разрешает заправляться 92-м бензином.

Chery Tiggo 8 Pro Max: теперь и с полным приводом

Совсем недавно другая ведущая китайская компания — Chery (по-китайски произносится как "Чиури" — "благословение свыше", а совсем никакая не "вишенка") — представила на российском рынке свой новый кроссовер Tiggo 8 Pro Max (Tiggo — "тигр"). Большой, семиместный и полноприводный. Это для компании большой шаг вперед — все кроссоверы марки доселе были только переднеприводными. Он крупнее, чем F7, и конкуренты у него иные: Skoda Kodiaq и Mitsubishi Outlander.

И этот "тигр" вооружен очень серьезно. Под капотом расположился 2-литровый 4-цилиндровый турбомотор нового поколения (197 л.с., 375 Нм), который работает в паре с 7-ступенчатым современным "роботом" Getrag; полный привод — от известного американского производителя Borg Warner.

У модели Tiggo 8 Pro внешние изменения минимальны. Фирменная решетка радиатора с трехмерными "стразами" получила серебристую окантовку, новые светодиодные фары умеют "заглядывать за угол" при повороте. А колеса не обошлись без литых 18-дюймовых дисков оригинального дизайна.

А вот в интерьере можно наблюдать кардинальные перемены. Цифровая приборная панель с диагональю в 12,3 дюйма теперь плавно продолжается экраном мультимедиа (такого же размера). Есть еще и небольшой (8-дюймовый) третий дисплей — для управления климат-контролем; впрочем, есть и обычные клавиши. Специально для России включены в комплектацию обогревы всего: лобового стекла, форсунок омывателя, руля, двух рядов сидений и т.д. По поводу оснащения также имеется все — от голосового управления некоторыми функциями, отличной системы кругового обзора, системы Старт/Стоп до полного набора систем активной безопасности (включая адаптивный круиз-контроль). "Экокожа", которой обтянуты сиденья, передняя панель и двери — заметно хорошего качества, а передние кресла с вентиляцией показались мне очень удобными. За второй ряд я поставил бы оценку "очень хорошо", а за третий — детям и невысоким взрослым там будет вполне комфортно, если дорога недлинная. В случае, когда экипаж полностью укомплектован, места для багажа остается совсем немного (190 л), но, если сложить сиденья второго и третьего ряда, можно загрузить больше двух кубометров чего бы вам ни понадобилось.

Новый 2-литровый турбомотор Acteco TGDI отлично работает в паре с современным 7-ступенчатым роботом; переключения плавные и практически незаметные. В режиме "спорт" Pro Max разгоняется до 100 км/ч за 8,5 секунды — отличный результат для довольно крупной машины. Производитель официально разрешает использовать 92-й бензин (хотя и рекомендует 95-й), а средний расход, по моим подсчетам, составил чуть больше 9 л на 100 км.

Как мне показалось, инженеры дополнительно поработали с шумоизоляцией: в салоне стало тише. На ровном асфальте подвеска ведет себя образцово и обеспечивает хорошую плавность хода. Но стоит только выехать на грунтовку (или разбитые участки дороги), как, к сожалению, машину начинает ощутимо потряхивать. Хотя, поймав пару ям, пробить подвеску все же не удалось.

А что полный привод? Самое главное, что он теперь есть, и на этом Chery совершенно спокойно можно заезжать в снег или штурмовать легкое бездорожье. Другой вопрос — надо ли это в принципе делать на большом семейном кроссовере? Я же тестировал его в астраханских песчаных степях, где четыре ведущих колеса — необходимое условие для выживания. Этот Chery довольно лихо заезжал на песчаные барханы, резво бежал по разбитым проселочным дорогам. Лишь раз он слегка забуксовал на песчаном подъеме, но откатившись чуть назад, отключив систему стабилизации, мы взяли и этот бархан. Так что у молодого китайского производителя (а компании нет еще четверти века) теперь в модельном ряду есть большой семиместный, полноприводный, мощный и с хорошим уровнем оснащения автомобиль для семейных путешествий.

Про цены и не только

Далее положено написать, сколько у каждой модели комплектаций, сколько стоит каждая из них, сколько придется доплатить за дополнительные опции, модную краску и так далее. Сравнить цену с ближайшими конкурентами. Все это нужно, чтобы понять, какие шансы у нового автомобиля на нашем рынке. Но от этого придется на время отказаться. Во-первых, в привычном понятии РРЦ (рекомендованная розничная цена) уже нет никакого смысла; на смену ей пришли ЗЦ (запретительная цена, когда ценник вешают лишь для того, чтобы отпугнуть случайного клиента) и ДЦ (договорная цена, по которой машину действительно могут продать). В дилерском центре Haval, например, автомобили в наличии были, но ценников на них не было видно вовсе.

Тем не менее на официальных сайтах производителей обновленный Haval F7 стоит 2,6–3,2 млн рублей, а новый Chery Tiggo 8 Pro Max — 3,4–3,7 млн. При этом за четыре месяца этого года они подорожали в 1,5 раза. Многовато даже для очень продвинутых кроссоверов из КНР? Судить сложно, потому что в салонах конкурентов — европейских и японских производителей — ныне, как правило, нет ни ценников, ни самих машин. Ранее же китайские кроссоверы были процентов на десять дешевле, чем их более родовитые конкуренты. При том, что по всем своим качествам они уже приблизились вплотную.

Беря все это во внимание, все же попытаюсь предсказать ситуацию на ближайшее будущее. Конечно же, через несколько месяцев (после того как стабилизируется курс рубля и обустроятся новые логистические цепочки) в РФ успокоится ситуация на авторынке и обозначатся реальные цены. Правда, это уже будет совсем иной рынок. На котором, судя по всему, "править бал" будут совсем не те марки, что год назад. В первую очередь — китайские. У брендов Chery и Haval в России почти 20-летняя история и очень сильные позиции. Так что в успехе обновленных моделей нет никаких сомнений. Тем более что автомобили в наличии есть — даже сейчас. Пусть пока и с несколько пугающими ценами…

 
Top.Mail.Ru