Не выход для России: чем полезно участие в ВТО

Выход России из ВТО никак не ударит по "недружественным" странам, которые ввели антироссийские санкции. Зато бюджет и экспортеры понесут финансовые потери, а страна в целом лишится важных инструментов влияния на мировой порядок, уверен заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Григорий Калачигин.

Российский МИД направил в Государственную думу список соглашений с рядом международных организаций, в том числе Всемирной торговой организацией (ВТО), чтобы депутаты оценили целесообразность их денонсации. Пока идея выхода России из ВТО не пользуется официальной поддержкой: депутатский законопроект с таким предложением был отправлен на доработку, МИД еще в конце марта заявлял о контрпродуктивности такого шага, а правительство сейчас активно работает над новой стратегией действий России в ВТО. Но критики ВТО есть в Думе, а за последние месяцы мы не раз видели, как события развиваются по совершенно непредсказуемому сценарию. Поэтому стоит разобраться в том, как подобный шаг может повлиять на экономику и торговые отношения России с другими странами и есть ли в разрыве с ВТО хоть какое-то здравое зерно?

Потеря влияния

Вице-спикер Петр Толстой, комментируя предложения МИДа, заявил, что ВТО "пренебрегла всеми обязательствами" и что есть вероятность, что организация несет "не пользу, а прямой ущерб" России. Первое утверждение анализировать сложно, так как ВТО — это площадка сотрудничества, выполняющая множество функций, но не несущая каких-либо прямых обязательств перед ее членами. А тезис про прямой ущерб, вероятно, основан на том, что отдельные члены ВТО (Австралия, Великобритания, Япония и др.) в условиях санкций прекратили следовать режиму наибольшего благоприятствования по отношению к России. Это вылилось в повышении импортных пошлин на все или почти все российские товары. Наиболее очевидное следствие таких действий — вытеснение российских товаров с этих рынков и многомилионные убытки российских экспортеров. 

Но выход России из ВТО в качестве ответной меры лишь сыграет "недружественным странам" на руку, ведь в таком случае повышение пошлин перестанет противоречить правилам ВТО. Более того, подобный шаг не только не принудит эти страны каким-либо образом изменить свои действия, но и откроет возможность для введения новых дискриминационных мер, которые еще более усилят вытеснение России с мирового рынка. 

Со времен создания ВТО в 1995 году ни один из членов не покинул организацию, прецедентов нет. Тем не менее мы можем утверждать, что Россия только потеряет от выхода. В первую очередь ВТО — это переговорная площадка по созданию многосторонних правил торговли. Несмотря на то что с начала XXI века прогресс в этом направлении был небольшим, в последние годы Россия активно участвует в переговорах по многим актуальным вопросам, в том числе электронной торговле и поддержке участия малого и среднего бизнеса в международной торговле. Участие в переговорах означает возможность влиять на итоговое соглашение. В случае выхода России из ВТО она автоматически выйдет и из всех переговорных процессов, потеряв важный инструмент по отстаиванию своих национальных интересов.

Проблемы с союзниками

При этом даже после выхода из ВТО Россия будет вынуждена продолжать следовать правилам организации, потому что является участником Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а Марракешское соглашение (о создании ВТО) является составной частью правовой системы ЕАЭС. 

Гипотетически Россия после выхода из ВТО могла бы строить торговые отношения с другими странами с помощью соглашений о зоне свободной торговли (ЗСТ). Однако России пока так и не удалось создать широкую сеть таких соглашений. В настоящий момент, не считая ЕАЭС, она имеет юридически закрепленный преференциальный режим с Вьетнамом, Сингапуром, Ираном, Сербией и отдельными странами СНГ. Нетрудно догадаться, что на эти страны приходится лишь малая часть внешней торговли России. 

Еще одно следствие выхода России из ВТО — снижение доходной части российского бюджета. По данным Минфина, в 2021 году доходы от импортных пошлин составили более 800 млрд рублей. В ЕАЭС действует общая таможенная граница и Единый таможенный тариф (ЕТТ) — общая выручка от пошлин распределяется согласно установленным долям (на Россию приходится около 85%). В основе ЕТТ — обязательства России в ВТО. В случае выхода они перестанут действовать и за основу единого тарифа будут приняты обязательства Казахстана, где импортные пошлины ниже российских. Другими словами, Россия не только не сможет существенно повысить свою тарифную защиту по отношению к товарам из недружественных стран, но и будет вынуждена еще больше открыть свой рынок и вдобавок потерять часть выручки от импортных пошлин. 

Нужно понимать, что выход России из ВТО не только никак не ударит по "недружественным" странам, но и подвергнет долгосрочному риску торговые отношения с нейтральными или дружественными. Эти страны в будущем по тем или иным причинам могут ввести дискриминационные меры в отношении российских товаров, не нарушив правила ВТО. В результате российский экспорт снизится, что приведет к падению доходов экспортеров и населения, а также вызовет снижение налоговой базы по НДС, акцизам, экспортным пошлинам. 

Таким образом, с точки зрения здравого смысла выход России из ВТО не принесет какой-либо пользы. Кроме прямых потерь для бюджета и экспортеров, Россия лишится ряда стратегических механизмов влияния на мировой порядок. В текущей ситуации подобный исход для нее недопустим.

 
Top.Mail.Ru