Интерес к интеграции в СНГ, ЕАЭС и БРИКС на ПМЭФ-2022 будет расти

Интерес к интеграции в СНГ, ЕАЭС и БРИКС на ПМЭФ-2022 будет расти - Обзор прессы

В условиях новой экономической реальности Россия активно развивает связи с дружественными странами - прежде всего, с исторически основными партнерами страны по СНГ, ЕАЭС и БРИКС.

Наши государства переходят на расчеты в национальных валютах, наращивают взаимную торговлю и инвестиции, а также развивают транспортные маршруты.

С учетом этих тенденций ПМЭФ-2022 приобретает особую важность для обсуждения подобных проектов. Об этом в интервью "РГ" рассказал заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач.

Дмитрий Валерьевич, расскажите, чего ожидать от ПМЭФ-2022? Какие темы должны стать главными в этом году?

Дмитрий Вольвач: ПМЭФ - очень авторитетная серьезная экономическая площадка, на которой ежегодно обсуждаются, вырабатываются решения по самым актуальным проблемам экономической повестки. Этот год исключением не станет. Вызовов много, вопросов, которые нужно обсуждать - много. Поэтому встречи и в рамках панельных дискуссий, и на полях форума в этом году будут иметь крайне важное значение.

Я точно знаю, что интерес к Евразийской интеграции на Форуме-2022, к СНГ, БРИКС, будет выражен сильнее, чем когда-либо, потому что для этой интеграции на сегодняшний день существует гораздо больше предпосылок и стимулов.

И я думаю, что те сигналы, и тезисы, которые прозвучат, те решения, которые будут приняты, будут иметь крайне важное практическое значение для развития экономики России и очень серьезно повлияют на глобальную экономическую повестку.

В новых условиях наша дружба с партнерами по СНГ и ЕАЭС принесла свои плоды? Эти связи помогли отечественной экономике выстоять под санкциями?

Дмитрий Вольвач: Страны СНГ и ЕАЭС - исторически основные торговые партнеры России. Наши экономики тесно взаимосвязаны. Поэтому, когда санкции вводятся в отношении любой из стран-участников этих объединений, последствия могут оказать косвенное влияние на всех. Именно поэтому нам важно работать слажено и сообща.

Основная работа с ближайшими партнерами идет на площадке ЕАЭС, там уже выработали пакет мер по повышению устойчивости экономик государств-членов Евразийского экономического союза, который должен дать дополнительный прирост совокупного ВВП ЕАЭС в 2,5% относительного 2021 года.

Такая же работа ведется и странами СНГ: создана Рабочая группа по мониторингу экономической ситуации, которая осуществляет подготовку совместных мер реагирования на возникающие проблемы. В перечень мер уже включены мероприятия в сфере финансов, инвестиций, энергетики, транспорта, промышленности и взаимной торговли.

Какие совместные предприятия с нашими партнерами по СНГ вы бы отметили? В каких областях мы достигли наибольшего успеха?

Дмитрий Вольвач: На данный момент всего со странами СНГ в высокой стадии готовности - 215 проектов. Подчеркну: все проекты, которые реализуются в СНГ с нашими партнерами, - это взаимовыгодное сотрудничество, нацеленное на повышение качества жизни наших народов.

Что касается конкретики, то обратил бы внимание, в частности, на наш совместный проект с Киргизией - золоторудный комбинат на месторождении "Джеруй" Таласской области. Запуск предприятия состоялся в марте 2021 года, а всего в развитие месторождения инвестировано более 600 млн в долларовом эквиваленте.

В Беларусь мы поставляем комплектующие и сырье, а получаем готовую продукцию, такую как трактора ОАО "МТЗ", грузовую, пассажирскую, прицепную и специальную технику ОАО "МАЗ" и БЕЛАЗа. ОАО "Могилевлифтмаш", например, участвует в программе по замене лифтов в российских жилых домах.

С казахстанской стороной налажено сотрудничество по производству железнодорожного подвижного состава, сельскохозяйственной техники, лекарственных препаратов, а также чугунного литья в Костанае. Продолжаем реализацию совместного проекта по строительству завода по производству компонентов для крупной грузовой техники.

А как в направлении Закавказья? Много ли проектов у нас с Арменией и Азербайджаном?

Дмитрий Вольвач: Сегодня в Азербайджане около 1 000 компаний с российским капиталом. Работа идет в авиации, автомобилестроении, фармацевтике, судостроении, химической промышленности. Есть ряд совместных проектов. Например, "ЛУКОЙЛ" ведет разработку месторождения "Шах-Дениз" (газоконденсатный проект), "КАМАЗ" на Гянджинском автомобильном заводе продолжает сборку автомобилей КАМАЗ и "Урал". Успешно реализуется первый российско-азербайджанский фармацевтический проект, запущено производство на заводе "Р-Фарм" в Пираллахинском промышленном парке.

В Армении работает более 40 крупных российских компаний, некоторые из которых входят в топ-10 ключевых налогоплательщиков. ГАЗПРОМом продолжается поставка газа, РУСАЛом осуществляется производство алюминиевой фольги в Арабкирском районе Еревана - это единственный производитель на Кавказе и в Центральной Азии. ГеоПромМайнинг модернизирует медно-молибденовый комбинат с учетом новых технологических решений.

Как развиваются отношения с нашими партнерами из Центральной Азии? Какие внешнеторговые позиции сейчас стали особенно важными?

Дмитрий Вольвач: Центральная Азия - наш крупнейший партнер. Об этом говорят и цифры: в прошлом году мы наблюдали высокие темпы роста товарооборота - на 30%. В текущем году нам удается сохранить положительную динамику торговли - по итогам первого квартала отмечаем рост товарооборота на 6,4%.

Что касается конкретных позиций, то сейчас видим потенциал в диверсификации товарной структуры за счет поставок из стран Центральной Азии чугуна, стального проката, цветных и редкоземельных металлов, каучуков, шин, битумов, пищевой и сельскохозяйственной продукции; из России - автомобильной, железнодорожной и сельскохозяйственной техники, нефтегазового оборудования, пищевой продукции.

Безусловно, в нынешних условиях компании из Центральной Азии могут занять освобождающиеся ниши на российских рынках, освоить новые направления. Сейчас лучшее время для этого.

Насколько активно растет товарооборот? Поставок из дружественных государств хватает для того, чтобы заместить потери из-за санкций?

Дмитрий Вольвач: Целый блок решений правительства за последние месяцы связан с поддержкой импортеров. Это важно как для насыщения внутреннего рынка потребительскими товарами, так и для того, чтобы наши производственные предприятия перенастроили цепочки продаж и заместили те же европейские комплектующие товары комплектующими из дружественных стран СНГ.

Уже освобождены от ввозных пошлин 1 300 товарных позиций. Это 15% импорта - комплектующие для машиностроительной продукции, ингредиенты для "пищевки". Также упрощен режим декларирования безопасности продукции. Компания теперь может зарегистрировать декларацию за десять минут на сайте Росаккредитации. Мы упростили эти процедуры, и уже, соответственно, тысяча новых позиций продукции стала поступать на наш рынок: мы видим, это и компьютеры, и бытовая техника, и одежда, и косметика, и пищевая продукция.

Мы видим, что азиатское направление становится все более важным. В этой связи вопрос: а как сейчас происходит перенастройка логистических цепочек с учетом всех ограничений и санкций? Перевозка грузов упрощается?

Дмитрий Вольвач: Мы прорабатываем новые каналы экспорта и импорта, варианты развития мультимодальных транспортных коридоров, создание благоприятного режима осуществления перевозок грузов на приоритетных направлениях.

Запустили специальную кредитную программу поддержки системообразующих транспортных предприятий и ускорили работу по строительству новых коридоров. В частности, автодороги "Европа-Западный Китай", так называемый новый Шелковый путь, которая пройдет по территории России через Екатеринбург, Челябинск, Тюмень и Новосибирск.

С казахстанскими коллегами развиваем автодорожную инфраструктуру по этому маршруту. Считаем, что для реализации транзитного потенциала транспортных систем двух стран будет востребован проект строительства автодороги "Меридиан".

С партнерами из Азербайджана, Казахстана и Туркменистана прорабатываем новые маршруты, просчитываем технические и экономические составляющие западного и восточного направлений международного транспортного коридора "Север-Юг". Один из примеров использования этого коридора - проект "Агроэкспресс".

Драйвером развития торгово-экономического сотрудничества, который позволит нарастить товарооборот и снизит возможность риска продовольственного дефицита на российском рынке, станет проект "зеленого коридора". Он исключает необходимость длительного согласования контрагентов и позволяет существенно снизить количество применяемых мер по минимизации рисков при поставке товаров.

При этом мы уже начали процесс перехода на расчеты в национальных валютах с такими торговыми партнерами. Какую долю сейчас составляют такие расчеты в российской внешней торговле? И с кем из дружественных стран, на ваш взгляд, сейчас наилучшие перспективы развития этого направления сотрудничества?

Дмитрий Вольвач: По итогам 2021 года доля платежей при осуществлении торговых операций между странами ЕАЭС в национальных валютах составила более 73%, в том числе в российских рублях - 71,3%.

Статистика показывает, что использование национальных валют - это известная, понятная и широко используемая модель взаиморасчетов. Сейчас выстраивается модель по обеспечению взаимных платежей с дружественными странами.

С государствами-участниками СНГ в ходе заседания Экономического совета СНГ в марте Межгосударственному банку рекомендовано продолжать развивать расчеты в национальных валютах.

Также в ходе заседания Экономсовета СНГ 10 июня в Нур-Султане одобрен Перечень совместных мер реагирования на возникающие проблемы. Среди них: расширение использования национальных валют государств - участников СНГ при проведении расчетов в рамках взаимной торговли, обеспечение взаимодействия национальных систем передачи финансовых сообщений.

Кроме того, ведется работа по формированию Дорожной карты ШОС по расчетам в национальных валютах. С партнерами по БРИКС активно работаем в этом направлении. По итогам 2017-2021 гг. доля доллара в расчетах со странами БРИКС сократилась с 78% до 37%. Значение рубля также серьезно усилилось: его доля в расчетах выросла с 11% до 14%. Торговля с Индией - вторым после Китая торговым партнером России в БРИКС - уже более чем на 50% ведется в российской валюте.



 
Top.Mail.Ru