реклама

Контейнерные перевозки набирают вес

Санкции и сбои в международной логистике вынуждают бизнес выстраивать новые маршруты для доставки грузов. Какие направления сегодня доступны и наиболее востребованы, как меняются цены на доставку и что будет с рынком контейнерных перевозок до конца года.

Пандемия и санкции

Пандемия подтолкнула стоимость контейнерных перевозок вверх. После открытия границ и производств спрос оказался выше предложения и цены на морской фрахт начали стремительно расти. Поддержали рост цен и события начала года — санкции перекроили грузовые потоки и вызвали коллапс на некоторых направлениях. В итоге стоимость доставки грузов из Китая в Россию выросла в 2,5 — 4 раза, что связано с ростом фрахта в 2 раза, уточняет управляющий партнер M.A. Research Людмила Симонова.

"В настоящий момент ситуация более-менее стабилизировалась и ставки на морской фрахт вышли на уровень 2021 года. В связи с уходом крупных морских компаний с рынка РФ возрос спрос на железнодорожные перевозки, из-за чего стоимость на них возросла примерно в два раза", — говорит сооснователь цифровой платформы для бизнеса DigitalVED Анна Фомичева.

На внутрироссийском рынке контейнерных перевозок ситуация, по словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, неоднозначная. "С одной стороны, в первой половине 2022 года упал транзит контейнеров по сети РЖД примерно на 18% до 340 тыс. TEU, с другой же — в целом наблюдается рост их перевозок во всех направлениях на 1,5% до 3,2 млн ТЕU", — говорит Хазанов.

Три направления

Из-за санкций рынок контейнерных перевозок России находится в стадии переориентации с запада на восток и юг, при этом благодаря легализации параллельного импорта западное направление продолжает работать. "Однако для отправок контейнеров в недружественные страны и импорта из этих стран приходится использовать "перевалочные пункты" в Турции, Сербии, Южной Корее, Казахстане и ряде других стран", — добавляет Анна Фомичева.

В топ-3 наиболее популярных маршрутов контейнерных перевозок из России и в Россию входят Китай, Турция и Индия.

Спрос на доставку грузов из азиатских стран, — в частности из Китая, растет, и логистические операторы увеличивают число услуг по перевозке грузов на этом направлении. Как отмечали ранее в ГК "Деловые Линии", для небольших партий товаров чаще используется авиадоставка, а для крупных — контейнерные перевозки. Все больше становится мультимодальных маршрутов, с использованием разных видов транспорта. Отгрузки происходят из Шанхая, Пекина, Шенчьженя, Циндао и других крупных городов Поднебесной.

По данным таможенной статистики Китая, товарооборот между Россией и Поднебесной в январе-мае 2022 года вырос на 29%, экспорт — на 46%, импорт — всего на 7%. "В 2021 году доля Китая во внешнеторговом грузопотоке РФ составила 18%, в 2022 году она может увеличиться до 35%", — полагает Людмила Симонова.

Турецкий хаб

И если Китай — скорее традиционное направление, то Турция заметно набирает популярность среди грузоотправителей и бизнеса, становясь ключевым хабом для поставки товаров из Европы. "За последние месяцы спрос на доставку грузов через Турцию вырос в среднем на треть", — отмечает генеральный директор ГК "Деловые Линии" Фарид Мадани.

В ответ на возросший спрос логистические компании разрабатывают новые маршруты и услуги для бизнеса. "Мы изменили логистические схемы и выстроили морской маршрут для контейнерных перевозок из Европы через Турцию. Этот тип доставки сборных грузов уже действует для товаров из Юго-Восточной Азии, Индии, стран ЕС, а также Северной Африки и американских континентов. Для бизнеса услуга выгодна с финансовой точки зрения и гарантирует регулярные поставки и высокую сохранность груза", — отмечает преимущества Фарид Мадани.

По оценкам экспертов, доставить сборный груз или LCL [Less Container Load — когда резервируется часть или отдельное место в контейнере — ред.] из Европы в Россию морем будет до 25% дешевле, чем по суше. Чаще всего компании и индивидуальные предприниматели пользуются LCL-перевозками для доставки запчастей, оборудования, комплектующих и сырья. Также они используются для доставки небольших партий товаров, добавляет Анна Фомичева.

Другая важная характеристика — скорость. Транзитное время в пути по железнодорожной восточной ветке МТК "Север — Юг" до индийского порта Нава–Шева составляет 35-37 дней. Морем — вдвое быстрее. Поэтому морская доставка остается наиболее предпочтительным способом. Для перевозки сборных грузов из Турции в Россию через Новороссийск морем потребуется от 4 дней, называют сроки в ГК "Деловые Линии".

Объемы LCL-перевозок в мире:

  • Общий мировой объем перевозки контейнеров оценивается в 200 млн TEU в год;
  • Мировой объем перевозки LCL — 2,8 млн TEU в год.
  • По прогнозам ECU Worldwide, к 2025 году объем LCL может вырасти до 3,8 млн TEU в год.

"Это 1,5%, или около 57 млн куб. м", — отмечал ранее учредитель ООО "Традэкс" (агент ECU Worldwide) Александр Александров со ссылкой на международное исследование.

Контейнерные перспективы

Рынок контейнерных перевозок продолжит развиваться, уверены участники отрасли. Но для этого предстоит решить ряд вопросов. И первый из них — пополнение парка контейнеров. "Существует риск нехватки контейнеров в России из-за ухода из нее международных логистических операторов, забирающих свои "ящики" с собой", — говорит Леонид Хазанов. В определенной степени этот дефицит будет компенсирован активностью китайских компаний.

"Кроме того, растет производство отечественных контейнеров, а другие страны выделяют контейнеры для торговли с РФ. Например, в середине июля Иран сообщил, что выделяет 300 контейнеров для перевозки грузов в Россию и их количество может быть увеличено", — добавляет ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

Другой вопрос — организация международных платежей. Его российские компании решают за счет привлечения подрядчиков и аутсорсинга логистических услуг. "Крупные 3PL-операторы имеют больше возможностей обходить финансовые ограничения", — уточняет Людмила Симонова.

Кроме того, поддержку отрасли намерено оказывать правительство, в частности, при использовании Северного морского пути за счет субсидирования стоимости перевозок.

Развитие рынка контейнерных перевозок до конца года в первую очередь, будет зависеть от экономической ситуации, увеличения собственного производства товаров и увеличения оборотов торговли с другими странами. "Имеющаяся транспортная инфраструктура позволяет увеличить объемы перевозки как внутренних грузов, так и на маршруте в Азию и по международному транспортному коридору "Север — Юг", а также транзитных грузов. По итогам года можно ожидать увеличения показателей перевозок грузов в контейнерах и расширения номенклатуры товаров, перевозимых таким способом", — заключает Дмитрий Баранов.

 
реклама
Top.Mail.Ru