реклама
реклама

Импортный виски может подешеветь на 20% после внедрения параллельного импорта

Импортный виски может подешеветь на 20% после внедрения параллельного импорта - Обзор прессы

Снижение розничных цен на импортный виски, который почти полностью сформировал перечень алкоголя для параллельного импорта, может достигнуть 20% от текущей стоимости, сообщили эксперты, опрошенные ТАСС.

По их прогнозам, поставки виски могут начаться до Нового года.

2 ноября Минпромторг РФ утвердил новый перечень товаров для параллельного импорта, который дополнился категорией алкоголя. Список по большей части формируют бренды виски, такие как Jack Daniel’s, Johnnie Walker, Bell’s, Black&White, Bowmore, Bushmills, Kilbeggan, Lagavulin, Macallan, Mortlach, Roe&Co, White Horse, Woodford Reserve, а также бурбоны Bulleit, Jim Beam. Кроме того, в перечень вошли ликеры Jagermeister, Kahlua, Malibu, Sheridan’s, текила Jose Cuervo, Patron, Sauza, а также джин Tanqueray - всего около 40 позиций.

По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), компании, приостановившие поставки в РФ, обеспечивали 66% импорта виски, 63% рома, 82% коньяка и 100% игристых вин из региона Шампань. Из-за ухода ряда производителей с российского рынка импорт алкоголя в торговых сетях снизился на 35-95%.

Как отмечает руководитель Информационного центра WineRetail Александр Ставцев, с конца февраля цены на импортный брендовый виски выросли почти вдвое (от средней цены в 1,4 тыс. рублей до 2,5 тыс. рублей), а ретейлеры отменили какие-либо скидки или акции. Тем не менее продукция распродается.

"Новая схема поставок по параллельному импорту будет более затратна с логистической точки зрения, она потребует времени для отладки, но из-за вновь открывающегося доступа к продукции, а также конкуренции цены должны снизиться процентов на 20", - указывает Ставцев.

С ним соглашается председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. "Благодаря конкуренции цены после введения параллельного импорта будут падать, этому также способствует текущий курс рубля по отношению к валютам - доллару и евро", - добавляет он.

Эксперты ожидают, что к предновогоднему периоду поставщики и ретейлеры успеют пополнить запасы продукцией параллельного импорта. "По нашим данным, поставщики готовятся поставлять продукцию примерно в таких же объемах, как они были в первые два месяца года. И как только все нюансы с документами будут урегулированы, разрешения получены - продукция попадет на российский рынок. Скорее всего, до Нового года успеют", - полагает Ставцев.

Активизация конкуренции

По словам Ставцева, параллельный импорт выгоден торговым сетям, которые теперь смогут заключать контракты на прямые поставки, минуя дистрибьюторов-монополистов, что позволяет им снижать цены на полке для конечного потребителя.

Шапкин отмечает, что, с одной стороны, сети заинтересованы видеть те бренды, к которым привыкли потребители. "С другой стороны, в Россию готовы поставлять продукцию и другие, менее известные и более мелкие производители в той же Франции, Шотландии, что также может повысить конкуренцию и привести к снижению цен, если этим поставщикам дать "зеленый свет", - добавляет он.

Особенности рынка виски

В сегменте премиального алкоголя виски занимает наибольшую долю, указывает Ставцев. По данным АКОРТ, сокращение ассортимента виски после ухода некоторых иностранных компаний оценивалось в 50%.

"В виски у потребителей высокая "брендозависимость": они предпочитают отказаться от покупки, если не видят на полке знакомые марки", - поясняет эксперт. При этом на мировом рынке больше всего виски производят в Индии, продукция которой доступна российским компаниям, но, с учетом потребительских предпочтений, индийский виски не может в одночасье занять место знакомых брендов. Интерес для сохранения прежних каналов есть и у самих поставщиков: доходность составляет до 150%, добавляет эксперт.

При этом в категории вина брендом является регион и сорт винограда. На данный момент до 80% импортного вина поставляется в торговые сети напрямую, без посредников, что снижает цены для конечного потребителя, добавляет Ставцев.

По словам Шапкина, в России ежегодно потребляется 8 млн декалитров виски. При этом за три квартала 2022 года в России произведено 2,4 млн декалитров, что на 20% больше аналогичного периода 2021 года (данные Единой межведомственной информационно-статистической системы, ЕМИСС), а по итогам года показатель может достичь 3,2 млн декалитров - 40% от потребляемого ежегодно. "С такой динамикой российские производители смогут покрыть потребность в виски своими силами за два года", - считает эксперт. Однако чаще всего речь идет лишь о распределении уже готового импортного дистиллята в тару, а не о производстве виски с нуля на территории России, добавляет он.

Другие категории алкоголя

В предварительный список Минпромторга для параллельного импорта входила, в частности, продукция определенных крупных международных производителей - например, транснациональной компании французского происхождения Pernod Ricard с брендами коньяка Martell, ликера Malibu, виски Chivas, Jameson (одного из самых продаваемых), рома Havana Club, водки Absolut , а также гиганта LVHM (бренды Hennessy (коньяк), игристые вина Moet, Veuve Clicquot) и торгового дома Bacardi (ром Bacardi, вермут Martini, водка Grey Goose, виски Dewar’s, William Lawson's). При публикации окончательного перечня, который состоит в основном из виски, в министерстве отметили, что механизм параллельного импорта будет распространяться именно на ту алкогольную продукцию, которая на сегодняшний день не производится в России.

По данным ЕМИСС, производство рома в России за три квартала выросло в 6,4 раза. Что касается коньяка, то, по словам Шапкина, в год в России потребляют 12 млн декалитров этого напитка, 9 млн из них - российского производства, а за девять месяцев этого года объем производства вырос на 18% и составил 6,3 млн декалитров. "В прошлом году было произведено 8 млн декалитров коньяка, в этом году будет на 20% больше. При этом среди импортных коньяков доминируют Армения и Грузия, поставки из которых продолжаются", - уточняет Шапкин.

По информации ЕМИСС, внутреннее производство вина выросло за девять месяцев на 7% и составило 238 млн литров, при этом в рознице было реализовано 412 млн литров продукции. Таким образом, импорт составил примерно 40% оборота.

Параллельный импорт и контрафакт

Ставцев подчеркивает, что проблемы контрафактного алкоголя и параллельного импорта никак не связаны.

"Контрафактный алкоголь в России был и существует сейчас, однако говорить о том, что параллельный импорт может влиять на объемы его производства, нельзя", - отмечает эксперт.

"Потребители должны отдавать себе отчет, что традиционная легальная розница реализует на сто процентов легальный алкоголь, и при этом не важно, каким именно образом организованы импортные поставки. И только в том случае, если человек покупает продукцию с рук, в каких-то сомнительных точках - только тогда существует риск нарваться на контрафакт", - поясняет Ставцев и добавляет, что одним из наиболее подверженных контрафакту каналов остается HoReCa (кафе и рестораны).

Прослеживаемость легальной алкогольной продукции надзорными органами в России налажена на высоком уровне и потребителям не о чем волноваться, указывает эксперт, а вопросы контрафакта - это сфера, скорее, не экономическая, а криминальная, которую контролируют МВД с Росалкогольрегулированием.

"Отсутствие возможностей для параллельного импорта главным образом сдерживает конкуренцию, и все страхи с его введением в большей мере относятся к компаниям-монополистам, которые не хотят терять эксклюзивное право на поставки той или иной продукции, чтобы не терять свою максимальную выгоду", - поясняет Ставцев.

 
реклама
реклама
реклама
Top.Mail.Ru