реклама
реклама

Переориентация экспорта не отменит для России ESG-повестку

Переориентация экспорта не отменит для России ESG-повестку - Обзор прессы

бизнес, конкурентность, принципы, доверие, esg, исследование, экология, социальная политика, корпоративное управление Экологическая и климатическая повестка остается актуальной в любых санкционных условиях.

Чтобы заслужить доверие клиентов, бизнесу надо соблюдать принципы экологичности и социальной ответственности. Так считают 83% руководителей, принявших участие в исследовании компании "Технологии доверия" (ранее PwC) и аналитического центра НАФИ. Но если брать не отдельные инициативы, а случаи, когда ценности устойчивого развития реально встраиваются в корпоративную систему стандартов, то принципы ESG пока в РФ не получили широкого распространения. Они остаются прерогативой крупных компаний. Представители и бизнеса рассказали "НГ" об актуальности для России ESG-повестки в текущих условиях. В Центробанке (ЦБ) сообщили, что приветствуют стремление банков внедрять в свою практику новые инструменты в том числе зеленого финансирования. А ВЭБ.РФ рассчитывает принять участие в выдаче каждого пятого зеленого рубля в стране.

Предприниматели фиксируют запрос и общества, и рынка на необходимость соблюдения принципов экологичности и социальной ответственности, отдельные руководители и сотрудники уже принимают участие в различных инициативах, но в основном это происходит несистемно и не отражается в корпоративных стандартах. Такой вывод можно сделать из исследования, проведенного "Технологиями доверия" и НАФИ "Пазлы доверия. Ценности российского бизнеса в 2022 году".

В частности, 83% из примерно 1 тыс. опрошенных в октябре руководителей, считают: чтобы той или иной компании доверяли ее клиенты и потребители, эта компания должна соблюдать принципы экологичности и социальной ответственности.

Одновременно с этим 94% компаний заявляют, что они либо уже участвуют, либо планируют принять участие хотя бы в одном социальном проекте. Например, в экологических инициативах уже участвуют 42% компаний, а планируют – еще 32%. Однако в качестве корпоративной ценности своей компании социальную ответственность называют только 28% бизнесменов, а ответственность перед природой и окружающей средой – 27%.

Более того, авторы исследования сообщают: "Принципы ESG (environmental, social, corporate governance), подразумевающие внедрение в бизнес-процессы передовых подходов в сфере экологии, социальной политики и корпоративного управления, пока не получили широкого распространения в России".

Как пояснила "НГ" гендиректор НАФИ Гузелия Имаева, в этом случае имеется в виду именно "формализованный подход, когда эти ценности встроены в корпоративную политику компании, в общую и понятную на всех уровнях систему стандартов, когда есть определенные документы", регулирующие эту деятельность.

И другое дело – когда руководство или сотрудники, имеющие желание и возможность внести свой вклад в общественно-полезные инициативы, разрозненно и несистемно этим занимаются.

По словам Имаевой, также нужно иметь в виду, что ESG – "прерогатива крупного бизнеса, поскольку системная реализация принципов экологичности и социальной ответственности требует более серьезных юридических и финансовых вложений".

Но теперь возникает вопрос в принципе об актуальности ESG-повестки в новых условиях в том числе для крупного бизнеса. "Одна из ключевых задач сегодня в том, чтобы сохранить бизнес, создать основу для дальнейшего развития и роста. Социальные, экологические, управленческие аспекты деятельности компаний, то есть ESG-факторы, играют при этом существенную роль как в решении текущих задач (сохранение производства, рабочих мест, цепочек поставок), так и в контексте задач средне- и долгосрочной перспективы", – сказала "НГ" управляющий директор по корпоративной ответственности РСПП Елена Феоктистова.

По ее уточнению, это связано с задачами обеспечения не только выживания, но и конкурентоспособности, возможностей выхода на рынки товаров, услуг и капиталов.

В сложившихся условиях не просто не снижается, а только возрастает роль качественного корпоративного управления, социальной ответственности бизнеса. Какими бы ни были обстоятельства, экологический и климатический факторы тоже не утрачивают своей важности для страны.

ESG-повестка, повестка устойчивого развития, предполагает внутренний и внешний контуры. Как пояснил "НГ" директор по устойчивому развитию СИБУРа Максим Ремчуков, в России внутренний запрос на эту повестку существует: "Есть федеральные проекты и инициативы, они в чем-то корректируются с учетом изменений внешней среды, но продолжают реализовываться".

Например, это касается инициатив по учету и сокращению выбросов СО2, по углеродным единицам. В сентябре в России стартовали биржевые торги углеродными единицами. Так что регулирование развивается.Хотя возникают вопросы и о том, что в "новой нормальности" станет для бизнеса драйвером развития этой повестки, потому что, по крайней мере сейчас, у бизнеса в центре внимания вопросы, связанные с операционной эффективностью.

Если говорить про внешний контур, то он, как уточнил Максим Ремчуков, сильно деформировался. Основной запрос на углеродное регулирование формирует Евросоюз, но сейчас по понятным причинам российский экспорт в ЕС сильно проседает.

Крупный бизнес, экспортеры, однако, продолжают заниматься темой устойчивого развития и ESG по нескольким причинам. "У крупных компаний устойчивое развитие сопряжено с их корпоративными ценностями. Компании продолжают развиваться, строить новые мощности, но при этом снижая воздействие на экологию и климат", – пояснил Максим Ремчуков.

Есть, по его словам, и практический расчет, актуальный, несмотря на закрытие европейских рынков. Тут можно выделить два аспекта. Первый – появляются другие рынки: Северная Африка, Ближний Восток и, конечно, Азия. Пока там нет такого регулирования, как в ЕС, но не исключено, что оно там будет динамично развиваться и быстро выйдет на те же требования, которые предъявляют в Евросоюзе, отметил Максим Ремчуков. Так что даже после переориентации экспортных потоков это может стать фактором, ограничивающим доступ к новым рынкам, для которых сейчас, казалось бы, основной критерий – цена российского экспорта.

Второй аспект сопряжен с первым. Почему в других странах, например в Азии, в принципе может появиться такое же регулирование, как в ЕС? Потому что, как пояснил собеседник издания, они участвуют в глобальных цепочках стоимости, предполагающих, что, используя нашу экспортную продукцию, они затем создают свои товары и поставляют их в том числе на те рынки, для которых такое регулирование имеет важное значение. А это значит, что в итоге и нам тоже придется подтверждать свой углеродный след.

В свете этого актуален и вопрос финансирования проектов.

Например, на Западе зародился такой инструмент, как Sustainability Linked Loan, предполагающий, что процентная ставка по кредитам, выданным компаниям, привязывается к показателям этих компаний по устойчивому развитию. Этот инструмент известен и внутри России, у российского бизнеса уже есть опыт подобных сделок.

Максим Ремчуков указал на важность стимулирования инвестиций в экологические темы через более дешевые заимствования: "В России это может работать, потому что и таксономия принята, и программы на уровне правительства тоже приняты".

Как подтвердили "НГ" в пресс-службе ЦБ, "Банк России считает важным продолжать работу, направленную на достижение целей устойчивого развития и на борьбу с изменением климата". По его мнению, большую роль могут сыграть в этом и банки. Так что регулятор приветствует стремление многих кредитных организаций к повестке устойчивого развития и внедрение в свою практику новых инструментов, уточнили в пресс-службе. "Так, постановление правительства от 21 сентября 2021 года № 1587 предусматривает и выпуск облигаций, и выдачу кредитов на проекты, соответствующие критериям зеленых и адаптационных. Некоторые банки уже формируют зеленые кредитные портфели", – отметили в ЦБ.

"Мы со своей стороны продолжаем работу над развитием финансовых инструментов, инфраструктуры, вопросов корпоративного управления, а также вопросов развития стресс-тестирования при анализе климатических рисков", – сообщили в ЦБ. В 2020–2021 годах была создана правовая база для выпуска и обращения в России зеленых и социальных облигаций, а также облигаций устойчивого развития. В 2022-м сформирована нормативная база для выпуска и обращения адаптационных облигаций, облигаций, связанных с целями устойчивого развития, и облигаций климатического перехода. С 28 ноября российские компании смогут выпускать эти новые виды облигаций.

"Как базис для развития инструмента зеленой ипотеки Банк России инициировал создание национальной системы зеленых стандартов зданий – с 1 ноября 2022 года начал действовать утвержденный национальный стандарт зеленого строительства многоквартирных жилых домов (ГОСТ Р)", – отметили также в пресс-службе.

Зеленое финансирование очень востребовано в России, сообщил вице-президент по устойчивому развитию ВЭБ.РФ Андрей Байда: "В 2021 был рекордный рост, в 2022-м, несмотря на макроэкономическую ситуацию, продолжаются выпуски зеленых облигаций". На текущий момент объем зеленых облигаций составляет 384 млрд руб.

"Совокупный эффект от реализации проектов, на которые были выделены средства – сокращение 10,6 млн т СО2 в год. Это 1% всех выбросов парниковых газов России", – обратил внимание собеседник издания. Он также сообщил о дебютном выпуске ВЭБом зеленых облигаций городского развития и о том, что в кредитном портфеле ВЭБа "20–40% зеленых проектов, это 572 млрд руб.".

"100% того, что финансирует ВЭБ.РФ, должно быть ESG, – продолжил Байда. – Мы понимаем это следующим образом. Любой проект, который мы финансируем, должен удовлетворять двум критериям: повышать уровень благополучия российских граждан, соответствовать Целям устойчивого развития ООН; способствовать технологическому развитию России".

"Мы очень подробно попытались для себя понять, какие зеленые проекты конкретно хотим финансировать. До 2030 года мы насчитали таких проектов на 19 трлн руб., это 20% российского ВВП. Основные направления следующие: зеленая городская экономика и инфраструктура, зеленая промышленность, зеленая энергетика, новые технологии", – сообщил собеседник издания. В планах, по его словам, поспособствовать привлечению каждого пятого рубля в такие проекты до 2030 года.

 
реклама
реклама
реклама
Top.Mail.Ru