Завершена сделка по продаже петербургской компании "Феникс", управляющей портом Бронка, московскому ООО "НКК-Логистик".
Эта продажа была санкционирована распоряжением правительства РФ № 629-р от 18 марта 2023 года. О ее завершении говорит ответ Росимущества на запрос РБК Петербург: "Сообщаем, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 марта 2023 г. № 629-р Росимущество исполнило в полном объеме в сроки, установленные распоряжением". Напомним, что ранее правительство приняло "предложение Минфина РФ, согласованное с Минтрансом и Росимуществом, о продаже обществу с ограниченной ответственностью "НКК-Логистик" (г. Москва) находящейся в федеральной собственности доли в уставном капитале ООО "Феникс" (г.Санкт-Петербург), составляющей 100% его уставного капитала, по цене 10,9 млрд рублей, определенной на основании отчета по оценке". Росимуществу предписывалось в месячный срок обеспечить заключение договора с покупателем, которому будет передана приобретаемая доля после полной оплаты сделки. Эксперты оценивают сделку как весьма выгодную для "НКК-Логистик", поскольку стоимость активов "Феникса", по последней отчетности компании, — 22,3 млрд руб., из которых 17 млрд — основные средства.
В открытых источниках информации о завершении сделки нет. На запросы РБК Петербург ни ООО "Феникс", ни ООО "НКК-Логистик", не ответили.
Петербург потеряет доходы?
Руководитель логистического проекта "Дорн" Андрей Карпов обращает внимание на то, что, судя по постановлению правительства РФ, проданы не земля, терминалы и прочая инфраструктура ММПК "Бронка", а компания-оператор и собственник комплекса — единственный стивидор в этом грузовом районе Большого порта Санкт-Петербург. ООО "Феникс" по-прежнему будет управлять ММПК "Бронка", поскольку само юридическое лицо сохраняется, хотя и будет принадлежать уже другому собственнику. А это значит, что для экономики Петербурга и его бюджета формально ничего не меняется — налоги от стивидорного бизнеса будут по-прежнему поступать в бюджеты города и страны. Только возможную прибыль будет теперь получать новый собственник.
С этой точки зрения, ситуация аналогична той, в которой работают все другие стивидорные компании Большого морского порта Санкт-Петербург (БМПСПб) — "Первый контейнерный терминал", "Петролеспорт", "Моби Дик", которые входят в состав российской стивидорной Группы Global Ports, "Контейнерный терминал Санкт-Петербург", входящий в Транспортную группу владельца ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) Владимира Лисина и т.д.
"НКК-Логистик", согласно данным из открытых источников, зарегистрирована в сентябре 2021 года, уставный капитал составляет 3,5 млн рублей. Основным видом деятельности являются грузовые перевозки железнодорожным транспортом. 80% доли общества принадлежат ООО "НКК" (ООО "Национальная картографическая корпорация"), 20% — гендиректору компании Алексею Распопову. ООО "НКК" владеет и руководит Наталья Морозова. Выручка "НКК-Логистик" за 2021 год составила 946 млн руб., чистая прибыль — 172 млн руб. В 2022 году выручка составила 7 млрд руб., чистая прибыль — 852,8 млн руб.
Стратегический вызов
Перемены могут произойти, если новая управленческая команда "Феникса", которую приведет "НКК-Логистик", не сумеет наладить эффективное управление портом. Эта компания занимается железнодорожными грузоперевозками, но не известна на рынке стивидорных услуг. Отметим, что новому владельцу придется не только развивать незнакомый ему бизнес, но и исполнять взятые на себя финансовые обязательства.
"Известно, что ММПК "Бронка" строился в том числе и на заемные средства (кредит "Сбербанка"), которые, насколько я понимаю предоставлялись ООО "Феникс". Как урегулирован на данный момент вопрос обслуживания этого кредита неизвестно, — говорит Андрей Карпов. — Да и в отношении самой сделки по покупке ООО "Феникс" компанией "НКК-Логистик" — неизвестно, это собственные средства покупателя или заемные". При этом стоит вероятно учесть, обращают внимание эксперты РБК Петербург, что цена "Феникса" в 1,5 раза выше даже годовой выручки "НКК-Логистик" (если ориентироваться на показатели 2022 года — 7 млрд руб.), не говоря уже о чистой прибыли, которая даже в весьма успешном для компании 2022 году составила всего 853 млн руб.
Сейчас ситуация в сфере морских грузоперевозок серьезно усложнилась из-за иностранных санкций (государственных и корпоративных), и многое будет зависеть от способности руководства "Феникса" привлечь новые грузопотоки взамен ушедших, считает Андрей Карпов. Неплохие перспективы он связывает с заметно усиливающимися перевозками с Калининградом, а также желанием Белоруссии использовать ММПК "Бронка" для перевалки своих грузов. "Уже сейчас белорусские удобрения переваливаются в Бронке. Но как долго продлится такое сотрудничество и в каких объемах — на данный момент доподлинно неизвестно", — говорит эксперт.
К тому же, по его словам, у "Бронки" пока есть серьезные ограничения по транспортировке грузов железной дорогой. Контейнерную перевалку это обстоятельство ограничивает в меньшей степени, поскольку перевозятся контейнеры прежде всего автотранспортом, у которого особых проблем с подъездами нет. Удобрения перевозят только по железной дороге, и тут могут возникнуть ограничения из-за недостаточной провозной способности. Решить эту проблему призвано строительство юго-западного железнодорожного обхода Санкт-Петербурга, запланированного Концепцией развития Санкт-Петербургского транспортного узла, но реализация Концепции идет довольно медленно.
Впрочем, отмечает Андрей Карпов, переваливать минеральные удобрения на самом современном контейнерном терминале в порту Санкт-Петербурга, каким является контейнерный терминал в Бронке, — "это не от хорошей жизни, это все равно, что микроскопом гвозди заколачивать".
Справка
Многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) "Бронка" — единственный глубоководный грузовой район в БМПСПб. Его обслуживают два терминала — контейнерный и терминал накатных и генеральных грузов — а также логистический центр (таможенный склад). Порт способен принимать суда длиной до 347 м, шириной до 50 м и осадкой до 13 м. Проектная мощность порта — 20,7 млн тонн в год. За 2021 год на мощностях комплекса "Бронка" было обработано 3,7 млн тонн грузов, что составляет около 6% годового оборота БМПСПб. По итогам 2022 года грузооборот "Бронки" оценивается в 1,4 млн тонн, или порядка 3,6% от общего результата БМПСПб.
ООО "Феникс", владеющий ММПК "Бронка", до 2017 года принадлежал АО ХК "Форум" Дмитрия Михальченко, обвиненного в коррупции при строительстве объектов ФСО. До лета 2021 года портовые активы "Бронка Групп" принадлежали семьям экс-главы ФСО Евгения Мурова и генерала ФСБ в отставке Николая Негодова. 8 июня 2021 года Никулинский суд Москвы обратил 100% доли ООО "Феникс" в доход государства, посчитав, что порт строился на средства, полученные в результате коррупционных сделок. В феврале 2022 года правительство РФ распорядилось передать ООО "Феникс" в ведение госкорпорации "Ростех" (при этом, само ООО "Феникс" осталось в собственности государства, которой управляет Росимущество), что и было сделано. 18 марта 2023 года правительство РФ распорядилось продать 100% доли ООО "Феникс" компании "НКК-Логистик" за 10,9 млрд руб.