Россия и ее партнеры успешно выстроили новые транспортные коридоры

Версия для печати

Санкции, вводимые против России (всего их уже более 13,5 тысячи, и сейчас ЕС и США обсуждают необходимость активации 11-го пакета ограничений), сломали сложившиеся логистические цепочки с давними торговыми партнерами. И тем не менее не смогли вогнать нашу экономику в ступор.

Россия и ее партнеры успешно выстроили новые транспортные коридоры

Мало того, они взбодрили и государство, и бизнес, заставив искать новые рынки сбыта и выстраивать альтернативные пути для экспорта-импорта, укреплять связи с дружественными государствами. В результате сложный прошлый год был закончен во внешней торговле с плюсом в 8 процентов.

Российский экспортный центр составил актуальную карту перспективных направлений для сбыта отечественных товаров, куда вошли четыре группы стран. В лидерах, разумеется, наши соседи по СНГ. Вторую строчку также ожидаемо заняли дружественные партнеры из Азии и Ближнего Востока - Китай, Индия, Турция, Египет, Иран и другие. Торговые взаимоотношения с ними в прошлом году значительно окрепли.

К сожалению, ФТС России с 2022 года перестала публиковать статистику внешней торговли РФ по странам, но кое-какие данные удалось найти в других источниках. И прибавку здесь демонстрирует не только КНР, хотя по физическому объему торгового оборота (более 190 миллиардов долларов) Поднебесную не догонит ни одна другая страна. Но вот по темпам роста впереди Индия: внешнеторговый оборот с этой страной увеличился в три раза - с 13 до 39 миллиардов. ОАЭ подросли на 68 процентов - до 9 миллиардов, Турция в два с лишним раза - с 33 до 70 миллиардов, Египет - на треть, до 6 миллиардов, Иран - на 15 процентов, до 4,6 миллиарда долларов.

Крупные логистические холдинги уже начали осваиваться на новых направлениях товарных потоков. Так, ГК "Дело" в 2022 году запустила регулярные маршруты в египетский порт Александрия и израильский порт Ашдод. В марте 2023 года мультимодальный логистический оператор "Рускон" (входит в ГК) добавил в свою маршрутную сеть заход в саудовский порт Джидда. Группа компаний "Деловые Линии" в этом году опробовала сразу четыре новых маршрута: три морских Бендер-Аббас (Иран) - Астрахань, Джебель-Али (ОАЭ) - Новороссийск и Доха (Катар) - Новороссийск. За ними подтянутся и другие компании.

"Сейчас мы наблюдаем разворот и государства, и бизнеса в сторону Ближнего Востока, - рассказала "РГ" гендиректор B2B-маркетплейса "Максмарт" Елена Суховей. - Идет перестройка внешнеэкономических связей в сторону усиления сотрудничества с дружественными государствами, к которым относят Индию, Иран, Пакистан, Катар, ОАЭ и др. Иран становится все более значимым партнером, и перспективы развития транзита через Иран, которые обсуждались в последние 15 лет, сейчас начинают реализовываться за счет двустороннего договора между государствами".

"Основной грузопоток из Индии идет транзитом через Иран по международному транспортному коридору "Север-Юг", - продолжает эксперт. - Это важнейший маршрут: он в два раза короче, чем морской через Суэцкий канал. Соответственно, доставка груза осуществляется по более низкой стоимости через основные логистические хабы Ирана - морские порты Бендер-Энзели, Бендер-Аббас и Амирабад".

На повестку дня логично выходит и вопрос усиления МТК "Север-Юг" - мультимодального маршрута от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия) протяженностью 7,2 тысячи километров. Коридор является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. В районе Каспийского моря коридор расходится на несколько линий: Транскаспийскую (морскую) и сухопутные Западную (через Азербайджан) и Восточную (через Казахстан и Туркмению).

Этот маршрут сложился в начале 1990 годов, но до последнего времени не был для нашей страны приоритетным: поставки по нему были нерегулярными, а закрытие прорех в транспортной инфраструктуре требовало слишком больших вложений при сомнительной перспективе окупаемости. Сейчас статус МТК изменился: он претендует на звание ключевого торгового пути и стратегической магистрали для РФ.

Крупные логистические холдинги уже начали осваиваться на новых направлениях товарных потоков
Часть объектов МТК необходимо еще строить. Евразийский банк развития (ЕАБР) выделяет по коридору "Север-Юг" 102 инвестпроекта общей стоимостью более 38,2 миллиарда долларов. Большинство из них (52) базируются в России и касаются автомобильных дорог, для их модернизации потребуется более 13 миллиардов долларов. В начале мая президент Владимир Путин поручил правительству РФ и Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП) принять меры по привлечению средств инвесторов для строительства отдельных объектов коридора "Север-Юг". Пакет предложений должен быть готов к 1 июня.

"МТК "Север-Юг" может стать конкурентноспособной транзитной магистралью, которая способна повлиять на всю мировую логистику, - рассказал "РГ" гендиректор Novelco Григорий Григорьев. - Но пока пропускная способность этого коридора, даже на самых развитых его маршрутах, не готова к существенному росту объемов перевозок. Тем не менее его востребованность увеличивается. Речь идет о перевозке широкой номенклатуры грузов: сырья, текстиля, бытовой техники, оборудования и т.д. Обратная загрузка тоже есть. Например, по железнодорожной восточной ветке есть регулярные отправки для Ирана, а эта страна много продает и перепродает соседям - в Ирак, Афганистан и т.д.".

Эксперт считает, что пока рано говорить о том, что этот коридор - полноценная альтернатива традиционным маршрутам, нужно улучшать всю транспортно-логистическую цепочку. А в Аналитическом центре при правительстве РФ считают, что МТК "Север-Юг" целесообразно развивать на всем протяжении по территории нашей страны. Например, через Екатеринбург с постройкой новых участков железных дорог соединить его с Северным морским путем. В результате появится возможность вывоза грузов из промышленного центра страны (Урала и сопредельных территорий) через СМП в азиатские страны, не ожидая в очереди для проезда по Восточному полигону.

Российская газета

Показать больше