БАМ задействуют для транзита товаров в Индию и страны Ближнего Востока

Версия для печати

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) может быть задействована для перевозки транзитных грузов не только в Китай, но и в Индию, страны Ближнего Востока, считают эксперты. Однако серьезным ограничителем становится недостаточная пропускная способность БАМа.

БАМ задействуют для транзита товаров в Индию и страны Ближнего Востока

Байкало-Амурская магистраль (БАМ), которая проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток, сейчас наряду с Транссибом выполняет стратегическую роль переориентации российской экономики с Запада на Восток, говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова. Магистраль важна и для дальнейшего наращивания потенциала российской экономики в системе внешнеэкономических связей. Длина БАМа превышает 4000 километров, это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.

Главным импортером российского сырья является Китай, но не только, считает эксперт. При сложившихся сложных обстоятельствах в Красном море у России появляется возможность использования своей транспортной инфраструктуры для доставки и перевозки грузов и на другие, дружественные ей рынки, включая Индию, страны Ближнего Востока и др., говорит Новикова.

"К 2030 году в соответствии с заявлением президента РФ Владимира Путина пропускная способность БАМа должна возрасти с 173 до 210 млн тонн грузов в год, при этом за 2023 год было вывезено порядка 150 млн тонн грузов из-за проблем, связанных с устаревшей инфраструктурой, что также стало ключевой проблемой для компании РЖД, и должна быть решена в самое ближайшее время", - отметила Новикова.

Сегодня ключевой проблемой БАМа является как раз недостаточная пропускная способность для необходимых грузов, идущих на экспорт, включая в том числе уголь, руду, нефть, древесину и др. Например, за прошлый год по БАМу было вывезено порядка 50 млн тонн угля, что указывает на значительный спрос на отечественное сырье на внешних рынках, замечает она.

По словам завкафедрой "Государственное и муниципальное управление" Финансового университета при Правительстве РФ Ольги Паниной, БАМ - магистраль, которая строилась в XX веке в рамках программы освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока - является одним из крупнейших железнодорожных проектов в мире. Она соединяет ряд уральских железных дорог с Транссибирской магистралью. Важно, что магистраль проходит через различные регионы России - Забайкалье, Бурятию, Амурскую область и другие.

"Она имеет стратегическое значение для развития регионов Сибири и Дальнего Востока и для развития всей транспортной инфраструктуры страны. БАМ преимущественно используется для вывоза в порты угля, руды и других сырьевых грузов", - говорит Панина.

Для эксплуатации БАМ - достаточно сложная железная дорога, т.к. значительное количество ее участков проходит по горной местности и они являются однопутными, считает эксперт. Согласно комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, модернизации в рамках развития Восточного полигона подвергается как раз БАМ - строятся новые тоннели, проводится реконструкция станций для ускорения сортировки, загрузки и отправки грузов, строятся двухпутные участки.

Значение БАМа для развития экономики страны будет только увеличиваться, что предопределяется бурным ростом экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона и прежде всего Китая. БАМ называют "угольной магистралью", так как в структуре перевозок до 90% приходится именно на уголь, а поскольку мировое потребление угля растет и смещается на восток, то и объемы перевозок по магистрали будут увеличиваться. "Помимо "угольных" перевозок, в их структуре присутствуют также высокотехнологичная продукция, грузы металлургии, нефтехимии, сельского хозяйства", - заключила Панина.

Российская газета

Показать больше