Торможение экономической активности уже наблюдается во многих российских отраслях. В списке причин начавшегося экономического замедления эксперты называют аномальный уровень ключевой ставки Центробанка. Высокие ставки никому не нравятся, утверждает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Но на самом деле высокая ставка ЦБ очень интересна банкирам и финансистам, поскольку именно она обеспечивает сверхприбыли коммерческих банков за счет прямых платежей из государственного бюджета РФ.
Высокий уровень ключевой ставки никому не нравится, но важно обеспечить макроэкономическую стабильность и обуздать инфляцию, заявила в четверг Валентина Матвиенко на пресс-конференции по итогам весенней парламентской сессии. "Когда инфляция 40, 70% – это катастрофа в экономике. Это обнищание людей, потому что инфляция съедает доходы граждан, пенсии", – указала она. В то же время, по мнению Матвиенко, важно, "добиваясь снижения инфляции, не остановить экономику".
Ранее Центробанк впервые с декабря 2023 года поднял ключевую ставку – с 16 до 18% годовых. На ближайших заседаниях ЦБ обещал рассмотреть целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки. ЦБ ранее также повысил прогноз по средней ключевой ставке на 2024 год до 16,9–17,4% с 15–16%, до конца года ждет ее в диапазоне 18–19,4%. Также ЦБ повысил прогноз средней ключевой ставки на 2025 год до 14–16% с 10–12%, на 2026 год до 10–11% с 6–7%. В 2027 году ЦБ ждет ее на уровне 7,5–8,5%.
В рейтинговом агентстве АКРА ожидают, что краткосрочные и долгосрочные процентные ставки будут снижаться в 2025–2026 годах.
Так, в соответствии с их базовым сценарием ключевая ставка на конец 2024 года составит 18–20%, а среднегодовая в 2024 году будет в диапазоне 16,9–17,5%. К концу 2025 года ключевая ставка прогнозируется на уровне 12,5–14,5% (среднегодовая в диапазоне 13,4–15,3%), к концу 2026 года – на уровне 7,5–9%, а среднегодовая 8,8–10,4%, к концу 2027 года – 6,5–8%, среднегодовая 7–8,5%.
"ЦБ, опираясь на свой мандат по контролю инфляции, отодвигал в 2024 году сроки начала понижения ключевой ставки, которая в том числе используется как инструмент для борьбы с перегревом экономики. На предыдущих двух заседаниях (в апреле и июне) предметно рассматривалась и возможность ее повышения, что привело к заметному росту долгосрочных процентных ставок. А в июле ключевая ставка была повышена и составляет теперь 18%", – сообщают эксперты АКРА. Аналитики также ожидают постепенного замедления инфляции. Согласно их прогнозу, от ожидаемых по итогам 2024 года 6,5–7,5% инфляция начнет снижаться в сторону целевых 4% в следующие годы. Так, в 2025 году она составит 4–6%, а в 2026–2027 годах – 3,5–5,5%. Одна из причин этого – ослабление бюджетного импульса, который является одним из драйверов нынешней инфляции. "Часть программ льготного кредитования будет сокращена, а ужесточение макропруденциальных нормативов продолжится, что будет способствовать охлаждению кредитования в целом. Кроме того, за последние полгода даже до повышения ключевой ставки произошло ужесточение денежно-кредитных условий – например, возросли процентные ставки по рыночным средне- и долгосрочным кредитам. Эффект, который все эти события оказывают на совокупный спрос и инфляцию, растянут во времени, но должен проявиться в значительной мере на горизонте ближайших месяцев, а не лет", – говорят в АКРА.
Важный экономический риск для России – это возможный рост трансакционных издержек во внешней торговле и трансграничных платежах российских компаний из-за ужесточения санкционного режима. Как отмечается в опрогнозе АКРА, пути платежей за экспорт и импорт российских компаний усложняются и удлиняются в результате ужесточения комплаенс-требований со стороны банков из дружественных стран. В этой ситуации в числе главных механизмов подстройки – поиск финансовых посредников, менее уязвимых ко вторичным санкциям. Однако новые пакеты ограничений, как полагает АКРА, "не имеют сопоставимого с 2022 годом потенциала влияния на внешнюю торговлю и валютный курс, а также имеют очень ограниченный потенциал долгосрочного влияния".
Рост реальных располагаемых доходов населения, по мнению аналитиков, замедлится с 4,5–5,2% в 2024 году до 2,3–3,1% в 2025-м и 1,5–2,5% в 2026-м. Уровень безработицы, который в июне обновил очередной исторический минимум (2,4%), начнет постепенно корректироваться: 2,5–2,9% в 2025-м, 2,7–3,3% – в 2026-м, 2,6–3,4% – в 2027-м, ожидают в агентстве. Вместе с тем, согласно сценарию АКРА, экономический рост в 2025–2026 годах замедлится до 1–2% после роста ВВП немногим более чем на 3% в 2024 году. При этом темпы роста реального ВВП в России в случае отсутствия новых внешних шоков снизятся до 2–2,5% уже в четвертом квартале 2024 года после роста на 5,4% в первом квартале.
Эксперты АКРА – не единственные, кто ожидает замедления экономического роста в России. В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) констатировали завершение этапа бурного роста в промышленности (см. "НГ" от 28.07.24). По мнению аналитиков Telegram-канала MMI, "замедление экономики – это то, что неизбежно в условиях исчерпания трудовых ресурсов". "Рост ВВП на 3–4% в год не соответствует нашим потенциальным возможностям, – считают авторы канала. "После столь масштабного перегрева избежать рецессии будет сложно", – предупреждали эксперты ММI (см. "НГ" от 21.07.24).
Рост ВВП России в июне замедлился до 3% в годовом выражении с майских 4,5%, по итогам первого полугодия составил 4,7%, сообщило Минэкономразвития (МЭР) в своем обзоре. При этом рост промышленного производства в июне составил 1,9% в годовом выражении после 5,3% в мае. К уровню двухлетней давности темпы роста также замедлились до 7,7% против 12,1% месяцем ранее, сообщают в МЭР. Прирост выпуска в обрабатывающем секторе в июне составил 4,6% в годовом выражении, против роста на 9% в мае.
Замедление экономической активности наблюдается и в других отраслях. Рост объема строительных работ в июне 2024 года в годовом выражении составил 1,2% после роста на 7% в мае. При этом выпуск продукции сельского хозяйства в июне сократился на 0,3% против роста на 1% в мае. Грузооборот транспорта в июне также снизился – на 0,8%, после того как увеличился на 0,8% в мае. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению в июне увеличился на 5,6% в годовом выражении после роста на 6,6% месяцем ранее. При этом оборот розничной торговли в июне в годовом выражении вырос на 6,3% после роста на 7,5% в мае. Объем платных услуг населению в июне увеличился на 3% после 4,3% в мае.
Рост реальных располагаемых доходов населения составил 9,6% во втором квартале после роста на 6,4% кварталом ранее, сообщают в ведомстве Максима Решетникова.
Экономика России показывает первые явные признаки замедления за два года, считает финансовый аналитик Павел Рябов (Telegram-канал spydell_finance). "Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в июне вырос на 2,5% в годовом выражении – это худший показатель с марта 2023 года, тогда как последний год средние темпы роста были около 7%. Замедление по трем причинам: высокая база сравнения с 2023 годом, минус два рабочих дня в этом году и структурные факторы", – перечисляет экономист. Он указывает на слабые показатели в добыче полезных ископаемых и грузооборот. "Сельское хозяйство, которое поддерживало экономику в 2022 году, теперь стагнирует с нулевыми темпами, а строительство полностью утратило импульс роста, хотя в 2022–2023 годы форсировало экономику", – сообщает Рябов.
По мнению экспертов "НГ", замедление экономики в созданных условиях неизбежно. "Высокая ставка ЦБ РФ, планы по сокращению поддержки компаний малого и среднего бизнеса из-за "дороговизны" программ для Минфина, начавшийся рост дебиторской задолженности в компаниях среднего бизнеса в различных секторах и соответствующее снижение оборачиваемости, замедление кредитования, ухудшение динамики внешней торговли – это только неполный перечень факторов, которые могут не только замедлить, но и остановить рост. При накоплении неблагоприятных внешних факторов есть ненулевой риск увидеть отрицательную динамику ВВП в четвертом квартале 2024 года", – говорит руководитель управления аналитических исследований "ИВА Партнерс" Дмитрий Александров.
Данные Росстата за июнь показывают заметное снижение годовых темпов роста выпуска по базовым видам экономической деятельности, продолжает руководитель отдела макроэкономического анализа "Финам" Ольга Беленькая. "Отрицательная годовая динамика сохраняется в добыче полезных ископаемых (ограничения на экспорт), грузообороте транспорта (логистические ограничения), немного снизился выпуск в сельском хозяйстве (эффект высокой базы предыдущих двух лет и неблагоприятных погодных условий в начале мая этого года). Довольно заметно замедлился рост в обрабатывающей промышленности (календарный фактор, возможные колебания гособоронзаказа и, возможно, трудности с импортными поставками) и оптовой торговле. Рост объема строительных работ в июне 2024 года также замедлился", – перечисляет аналитик.
Как считает Ольга Беленькая, продолжать расти такими темпами в условиях высокой загрузки производственных мощностей и, главное, практически полной загрузки трудовых ресурсов экономика не может. "Дополнительные ограничения создают последствия санкций (трудности во внешнеторговых расчетах, ограничения на экспорт и импорт) и сокращение добычи нефти в рамках координации действий России с ОПЕК+. Большинство предприятий в опросах приводит в качестве главной проблемы выполнения производственных планов дефицит трудовых ресурсов. Поэтому замедление темпов роста до более привычных 2–2,5% – это ожидаемый результат", – полагает эксперт.
"Официальные данные по объемам розничных продаж в России, которые показали снижение в июне 2024 года до 6,3%, являются признаком замедления темпов экономического роста в России", – обращает внимание аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Если и бизнесом, и государством не будут предприняты шаги по форсированию экономического роста, то мы рискуем снизить темпы роста ВВП, говорит завкафедрой мировых финансовых рынков РЭУ им. Плеханова Светлана Фрумкина.
Независимая газета