Экспорт минеральной продукции из России за семь месяцев превысил 150 млрд долларов

Версия для печати

Экспорт товаров из России растет благодаря поставкам минеральных ресурсов, преимущественно в Азию. Продажи других видов продукции на фоне ужесточения санкций и проблем с международными расчетами снижаются.

Экспорт российских товаров в январе – июле 2024 г. в денежном выражении увеличился примерно на 1% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года до $241 млрд. Это следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС) России.

Ключевым направлением экспорта остаются страны Азии – поставки российских товаров на этот рынок за январь – июль текущего года выросли на 8,5% – с $167,3 млрд до $181,6 млрд. Экспорт в Европу упал на 31% – с $53,9 млрд до $37,4 млрд.

Вырос экспорт товаров в Африку: за семь месяцев 2023 г. он составлял $11,2 млрд, а по итогам января – июля текущего года достиг $14,3 млрд (+27%). Кроме того, примерно на $900 млн (на 13,5%) до $7,6 млрд увеличились поставки товаров в Америку (совокупно Северную и Южную).

Ключевыми товарами в структуре российского экспорта остаются товары групп 25–27 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности – "Минеральные продукты". В эту категорию входят нефть и продукты ее перегонки, минеральное топливо, битуминозные вещества, руды, шлак, зола, соль, сера, камень, а также известь, цемент и штукатурные материалы.

Если в январе – июле 2023 г. экспорт этих товаров в денежном выражении составлял $145,3 млрд, то за аналогичный период текущего года эта цифра выросла до $150,5 млрд, т. е. примерно на 4%.

Второе место в структуре российского экспорта сохранили товары групп 71–83, в которую входят недрагоценные металлы и изделия из них. Экспорт этих товаров за семь месяцев 2024 г. сократился на 4% и составил $32,8 млрд.

На третьем месте, по данным ФТС, разместились продовольственные и сельскохозяйственные товары, экспорт которых сократился примерно на 5% до $23,9 млрд.

Экспорт машин, оборудования и транспортных средств уменьшился с $12,1 млрд до $11,2 млрд (-8%). При этом эта категория товаров осталась лидером по импорту, хотя в январе – июле 2024 г. объем закупок и сократился на 7% – с $82,7 млрд до $77 млрд.

На втором месте в структуре импорта расположились химическая продукция и каучуки (группы 28–40), стоимость закупок которых в январе – июле 2024 г. составила $29,7 млрд против $33,4 млрд за аналогичный период годом ранее (-11%).

Общий импорт товаров в Россию в январе – июле 2024 г. в денежном выражении сократился на 8% до $153,1 млрд с $166,1 млрд за семь месяцев прошлого года. Поставки европейских товаров на российский рынок сократились на 12% до $41,5 млрд, импорт американских товаров уменьшился на 12% до $8,1 млрд.

Основной объем импорта пришелся на страны Азии, но и здесь в январе – июле 2024 г. наблюдалось снижение – на 6% (на $6,4 млрд) до $101,1 млрд. Импорт из африканских стран не изменился, составив примерно $2 млрд.

Не сырьем единым
О необходимости развития экспорта ранее неоднократно говорил президент страны Владимир Путин. При этом он отмечал важность переориентации поставок российских энергоресурсов с западных рынков в страны Востока и Юга (т. е. Азии, Ближнего Востока и Африки). "В перспективе поставки в западном направлении будут сокращаться. Необходимо диверсифицировать географию экспорта, ориентируя его на рынки Юга и Востока, развивать инфраструктуру для этого", – заявлял глава государства в апреле 2022 г.

При этом задача развития экспорта являлась стратегической задолго до глобальной трансформации энергетического рынка. Еще в конце 2018 г. был утвержден подготовленный Минпромторгом национальный проект "Международная кооперация и экспорт". Среди его ключевых целей – наращивание экспорта несырьевых неэнергетических товаров и увеличение доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственной продукции и услуг в ВВП страны.

Вице-премьер Денис Мантуров в мае этого года анонсировал обновление и продление нацпроекта до 2030 г. В интервью "Интерфаксу" в июне он пояснил, что это позволит уже в 2025 г. запустить как новые меры поддержки экспортеров, так и приостановленные ранее, например корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК; обеспечивают доступ к льготному кредитованию для производителей продукции, выпуск которой ориентирован на экспорт).

В 2024 г. на поддержку КППК бюджетом предусмотрено 26,8 млрд руб. против 23,1 млрд годом ранее. В то же время Минпромторг приостановил выделение средств в рамках программы для новых проектов, т. е. сейчас субсидии предусмотрены только для действующих проектов.

По словам Мантурова, при донастройке нацпроекта будет применен подход, предполагающий таргетирование инструментов поддержки "под опорные страны и транспортно-логистические коридоры".

В свою очередь, премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства по рассмотрению нацпроекта "Международная кооперация и экспорт" 13 августа отмечал, что к 2030 г. необходимо увеличить объем несырьевого неэнергетического экспорта на две третьих к уровню 2023 г. до порядка 21,1 трлн руб. При этом поставки продукции агропромышленного комплекса к концу 2020-х гг. должны превысить 4,7 трлн руб.

В рамках действующего нацпроекта правительство принимает ряд мер для поддержки экспортеров. Например, в марте 2022 г. правительство упростило требования для субсидирования производителей промышленной и агропромышленной экспортной продукции, пострадавших от санкций. А в феврале 2023 г. правительство увеличило максимальную компенсацию затрат на транспортировку промышленной продукции с 300 млн до 500 млн руб.

Экспорт в новых условиях
По мнению ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрея Гнидченко, в ближайшие несколько лет перспективы развития внешней торговли России по ряду причин будут ограничены.

В первую очередь он обращает внимание на сложности с международными платежами. "Пока не будет найдено устойчивое решение этой проблемы, например, за счет открытия широкой сети филиалов российских банков за границей или развития криптовалютных платежей, стоит говорить не о развитии торговли, а об удержании текущих позиций", – отмечает эксперт.

Кроме того, продолжает он, сохраняются риски вторичных санкций, в результате которых российским товарам может быть закрыт доступ даже на рынки дружественных стран.

Гнидченко также отмечает, что из-за замыкания экспорта на узкий круг торговых партнеров в ряде секторов возможно ухудшение переговорных позиций российских экспортеров и условий поставок, например дисконты к экспортной цене и дополнительные издержки из-за услуг посредников.

Но в долгосрочной перспективе вероятность решения этих проблем высока благодаря увеличению в мировой экономике доли стран глобального Юга, считает эксперт. При этом российские экспортеры все сильнее будут отдавать приоритет ключевым рынкам дружественных стран, указывает он. Например, для пшеницы основными рынками будут Египет и Иран, для нефти – Индия и Китай, перечисляет аналитик.

Гендиректор Агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко более оптимистичен. По его мнению, уже сейчас на мировых рынках складываются "в целом хорошие фундаментальные условия для расширения экспорта российских компаний". "Диверсификация каналов и механизмов торговли и расчетов, переориентация на рынки стран глобального Юга требует значительных усилий, но стратегически выгодна и может привести к успеху", – полагает он. Эксперт видит хорошие перспективы для поставок на экспорт "товаров потребительского спроса": продовольствия, продукции химической и металлургической промышленности, удобрений и IT-решений.

Потребности экспортеров в мерах господдержки существенно изменились после февраля 2022 г., обращает внимание Гнидченко. Из-за санкций и проблем с платежами компании используют множество посредников, а сроки получения экспортной выручки не всегда понятны, поясняет он. В этих условиях, по словам эксперта, вместо кредитной поддержки на первый план выходят расширение возможностей экспортеров по страхованию рисков и помощь в организации платежей, например, через стимулирование процесса открытия филиалов российских банков за рубежом.

По мнению Онищенко, государство также должно способствовать формированию единых правил, стандартов и других институциональных условий для расширения торговли.

Ведомости

Показать больше