С 1 марта, согласно постановлению правительства РФ № 883, расширяется перечень товаров лёгкой промышленности, которые будут подлежать обязательной маркировке. Это уже третий этап: маркировка обуви, верхней одежды и многого другого уже и так обязательна. Теперь в перечень войдут перчатки, нижнее бельё, чулочные изделия.
Представители малого и среднего бизнеса (МСБ) уже не раз рассказывали о трудностях, с которыми столкнулись на предыдущих этапах. В свою очередь в правительстве и компании "ЦРПТ" (оператор маркировки "Честный знак") не устают повторять, что инструмент эффективен и позволяет существенно снизить количество контрафакта на рынке.
Ошибочка вышла
Как рассказала "ДП" председатель РОО "Содействие малому бизнесу" Янина Тихонова–Гришина, в 2024 году она заказала у МГУ им. М. В. Ломоносова исследование о влиянии маркировки на малый и средний бизнес в лёгкой промышленности. Результаты этой работы планировалось представить предпринимателям и представителям власти на тематической конференции в "Невской ратуше". Однако университет направил письмо (есть в распоряжении "ДП"), где говорится, что "исследование выполнено частной группой экспертов и не может рассматриваться как научная или тем более официальная позиция университета и факультета".
Оценки, прогнозы и рекомендации, по мнению представителей МГУ, "имеют вероятностный, предположительный характер и требуют углублённого исследования". Авторы исследования признали замечания и настаивали на том, чтобы вернуть исследование на доработку. Однако заказчица от этого отказалась, в итоге выдержки из исследования, как и планировалось, были презентованы на конференции, которая состоялась 23 января.
В тот же день ЦРПТ провёл в Петербурге пресс–конференцию, посвящённую теме маркировки. Заместитель председателя комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский на ней заявил, что сам ранее выступал противником, но из сферы продовольствия благодаря маркировке удалось убрать многих недобросовестных производителей.
Директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Владислав Заславский рассказал, что в 2024 году было выявлено 43,5 млн нарушений при реализации продукции легпрома. Из них около 1 млн — в Петербурге.
По словам главы общественного совета при Роспотребнадзоре Олега Павлова, основная доля нарушений приходится на ИП — свыше 85%. На сегодня в лёгкой промышленности в системе маркировки зарегистрировано почти 266 тыс. участников, из них 82% — ИП. По Петербургу доля ИП составляет 61%.
Заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов указал, что компания разработала меры поддержки для предпринимателей, включающие обучение. При возникновении у бизнеса проблем оператор готов отправить к ним своих инженеров в любой уголок РФ.
Теория и практика
На конференции же обсуждали как раз сложности, с которыми сталкивается бизнес при внедрении маркировки. Янина Тихонова–Гришина отметила, что представителей "Честного знака" и властных структур приглашали принять в ней участие.
Одна из наиболее острых проблем состоит в том, что на рынке много непромаркированного товара. Владельцы небольших магазинов привыкли закупать его на оптовых рынках. Со стороны власти им на это отвечают, что бизнесу просто неудобно перестраивать свою работу и искать другие каналы поставок.
"Система обязательной маркировки с высокой вероятностью ведёт к утрате конкурентоспособности ряда субъектов МСБ, работающих с текстилем. Остаётся актуальной и проблема маркировки остатков товара. Целью системы было повышение качества продукции, по факту же последствия приведут к сокращению ассортимента товаров и росту потребительских цен", — привела выводы, основанные на исследовании, Янина Тихонова–Гришина.
Владелица челябинского магазина детской одежды Екатерина Кузина оценила средние расходы бизнеса на внедрение маркировки в 50–250 тыс. рублей. В эту сумму входит покупка оборудования, обновление ПО, наём специалистов для налаживания системы. "Я не могла настроить систему, каждый день приходили отклонения по продажам. “Честный знак” подключился к решению вопроса, дважды они направляли своих инженеров в Челябинск наладить процесс. Получилось со второго раза, что заняло около 2 часов. Неясно, как миллионы предпринимателей должны решать такие проблемы", — поделилась она.
Директор ООО "ЛедиШарм" Ирина Миронова согласна, что затраты на работу с маркировкой действительно высоки. "На эти деньги мы могли открыть пару бутиков и увеличить свой оборот. А значит, выросли бы и налоговые поступления в бюджет. Непонятно, почему бизнес должен делать всё за свой счёт и не получать компенсаций, — недоумевает она. — Говорить о честной конкуренции сложно, поскольку множество организаций продолжают работать без маркировки. Кроме того, при возврате товара покупателем, если в системе “Честный знак” не отобразится возврат, а мы об этом не узнаем и продадим этот товар следующему клиенту, сработает фактор риска и придут проверяющие органы. Нам нечего скрывать, но эта волокита добавляет массу лишней работы".
Деловой Петербург