Совет ЕС на уровне министров иностранных дел утвердил в понедельник 24 февраля 16-й пакет санкций против России. Он опубликован в официальном журнале ЕС. "Пакет нацелен на системообразующие отрасли российской экономики, такие как энергетика, торговля, транспорт, инфраструктура и финансовые услуги, — говорится в сообщении Европейской комиссии. — Чтобы снизить риск обхода наших санкций, некоторые положения 16-го пакета теперь также отражены в режиме санкций против Белоруссии".
Запрет на временное хранение нефти
Пакет вводит запрет на предоставление временного хранилища для российской сырой нефти и нефтепродуктов на территории ЕС, независимо от закупочной цены на нефть и конечного пункта назначения этих продуктов. Эта мера ЕС является более чувствительной для российской нефтяной торговли, полагает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. По его словам, этот фактор может сказаться на объемах трейдинга и привести к снижению аппетита к российской нефти со стороны европейских компаний, поскольку запрет относится к нефти, реализуемой в пределах ценового потолка. Он может ограничить потоки поставок на европейском направлении и, скорее всего, приведет к увеличению объемов, реализуемых напрямую на азиатские рынки, считает эксперт. "Введенное ЕС эмбарго на ввоз российской нефти на его территорию не мешал европейским компаниям посредничать в перепродаже российской нефти на другие рынки в рамках ценового потолка, — объясняет Блохин. — При этом российская нефть не заходила непосредственно на рынок ЕС, а либо переваливалась на его территории, либо хранилась там для последующей перепродажи. Таким образом данный запрет исключает посредничество или какое-либо еще участие как европейских компаний, так и европейской инфраструктуры в подобного рода операциях".
В целом, предполагает Блохин, реакция рынка и эффект на российскую нефтегазовую отрасль и на объемы экспорта будет достаточно ограниченным и сдержанным, поскольку новый пакет санкций новых неучтенных рисков не несет. Скорее всего, он лишь приведет к еще большему усложнению логистики, ее удлинению и удорожанию, добавляет он. "Здесь следует сделать оговорку о том, что в условиях геополитической турбулентности ситуация может достаточно быстро измениться, — добавляет Блохин. — Сейчас активно ведутся переговоры о мирном урегулировании на Украине, что так или иначе должно найти отражение и в санкционной политике стран, которые представляют интересы западного мира. Не факт, что эти ограничения сохранятся в долгосрочной перспективе. Конечно, отмена любых санкционных ограничений всегда сложнее, чем их введение, и это будет длительный процесс".
Запрет на импорт алюминия
В дополнение к уже действующему запрету на импорт в ЕС обработанных алюминиевых изделий из России, нынешний пакет включает ограничение на импорт российского первичного алюминия. Чтобы обеспечить плавный переход к отказу европейского бизнеса от российского алюминия, вводится механизм квотирования, позволяющий ЕС импортировать 275 000 т алюминия из России в течение 12 месяцев, что соответствует 80% импорта ЕС в 2024 году. UC Rusal, единственный в России производитель первичного алюминия, отказался от комментариев.
Как следует из анализа данных Евростата и зарубежных статистических служб, проведенного агентством "РИА Новости", Россия в 2024 году экспортировала в страны ЕС алюминия на сумму в €828,2 млн (минимум с 2009 года), при этом выпавшие доходы были компенсированы почти в двойном объеме за счет поставок в Китай и Южную Корею.
Объем сбыта алюминия из России в ЕС можно оценить в объеме более 300 000 т в год, что составляет примерно 10% от общего объема экспорта алюминия из России на мировой рынок, согласен независимый эксперт Леонид Хазанов. По его словам, единственным поставщиком первичного алюминия в ЕС выступал UC Rusal и речь идет об объеме суммарного выпуска не самых крупных предприятий компании — Кандалакшского и Новокузнецкого алюминиевых заводов. "Поскольку запрет на импорт российского металла будет вводиться не сразу, то это может и не привести к скачку цен, — считает Хазанов. — Хотя европейские металлургические заводы не смогут быстро нарастить производство алюминия из-за дороговизны сырья и электроэнергии, потребители в ЕС могут попытаться заместить российский алюминий поставками с Ближнего Востока, Китая, Индии или Японии, которые в этом случае могут воспользоваться складывающейся конъюнктурой и поднять цены. При этом они же будут требовать дисконт с UC Rusal, который вынужденно пойдет с выпадающими европейскими объемами в том числе и на эти рынки".
Отсрочка дается, видимо, потому, что ЕС боится своим решением поднять цены, считает главный стратег инвестиционной компании "Вектор капитал" Максим Худалов. Кроме того, европейские бюрократы не уверены, что смогут найти замену, в частности, в виде поставок из Канады, которая, как предполагалось, после введения США 25% импортных санкций, может пойти на уступки Вашингтону, а не перенаправлять часть своего металла в Европу, полагает он.
История с запретом на экспорт российского алюминия в ЕС не слишком значительна, также полагает начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. "Слишком много шума из-за этого санкционного пакета, поскольку объем российского экспорта в ЕС составляет лишь малую часть из общего экспорта, превышающего 2,8 млн т в год, а мировой рынок первичного алюминия превышает 65 млн т". По словам Красноженова, российские объемы могут быть перенаправлены на другие рынки, где найдут своего покупателя. "Кроме того, наиболее значительным компонентом себестоимости алюминия является электроэнергия, — добавляет Красноженов. — Электроэнергия в Европе стоит значительно дороже, чем в России, Китае и США. Таким образом, ограничения на импорт алюминия из стран, где производители более эффективны, приведет к росту инфляции в Европе".
Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович считает, что ЕС практически исчерпал возможности санкционных ограничений. "Даже сам факт, что это уже шестнадцатый пакет, показывает, что это какая-то бюрократическая итерация, поскольку европейским бюрократам нужно отчитаться, что они что-то делают, — говорит он. — Иначе это был бы не шестнадцатый, а, например, третий пакет. Мы будем обсуждать двадцать шестой, тридцать шестой, и даже сто шестой пакеты, каждый из которых будет все менее содержательным".
Теневой флот
ЕС добавил 74 судна, в основном танкеры, перевозящих российскую нефть в обход ценового потолка, в список тех, кому запрещен заход в европейские порты и получение широкого спектра услуг, связанных с морскими перевозками. В результате общее число судов, попавших под санкции ЕС, достигло 153. ЕС также запретил любые операции с рядом портов в России, обслуживающих суда, нарушающие ценовой потолок на нефть или другие санкции. В список вошли порты Астрахань и Махачкала на Каспийском море, Усть-Луга и Приморск на Балтийском море и Новороссийск на Черном море.
Санкции по поводу потолка цен могут распространяться на различных нарушителей, и ЕС просто дополняет уже существующий довольно большой список таких категорий игроков, задействованных в процессе морского экспорта, говорит Митрахович из Финансового университета. "Например, в число нарушителей санкций могут входить перевозчики, или те, кто предоставляет портовую логистику, есть страхователи, — отмечает он. — ЕС просто увеличивает список игроков, против которых санкции вводятся".
"Мы не ждем существенной негативной реакции рынка на включение в санкционные списки ЕС дополнительных судов российского теневого флота, поскольку эти действия по сути дублируют уже принятые меры Минфина США, и эти риски так или иначе были учтены рынком", — добавляет старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. "Меры США представляют ключевые риски, в то время как европейские меры все-таки локальны, и они относятся исключительно к европейскому рынку", — считает он.
Что касается теневого флота, то, конечно, санкции США — основные, потому что нарушители правил перевозки нефти с превышением ценового потолка лишаются американских сервисов, американского банковского обслуживания и всего прочего, согласен Митрахович. Европейцы же уже запрещают таким судам вход в свои порты и перегрузку в своих территориальных водах. "Но в порты танкеры не заходят, перегрузка происходит вне территориальных вод, — говорит он. — Поэтому здесь принципиально ничего нового, просто увеличивается количество судов в черном списке".
Запрет на оборудование и софт для нефтегаза
Новые меры ЕС предусматривают дополнительные ограничения на экспорт в Россию товаров и технологий, в частности, программного обеспечения, связанного с разведкой нефти и газа, с целью дальнейшего ограничения возможностей России в области разведки и добычи. Кроме того, пакет расширяет запрет на поставку товаров, технологий и услуг для завершения проектов по добыче сырой нефти в России, таких как проект "Роснефти" "Восток Ойл", а также действующих в настоящее время проектов по сжижению природного газа.
Запреты на поставку оборудования для газо- и нефтеперерабатывающих заводов уже были прописаны в предыдущих санкционных пакетах, напоминает Митрахович из Финансового университета. Уже во втором пакете, принятом ЕС в феврале 2022 года, был введен запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт в Россию определенных товаров и технологий в области нефтепереработки и ограничено предоставление сопутствующих услуг, говорит он. "По-моему, новый запрет фундаментально ничего не поменяет, — говорит Митрахович. — Потому что России и так уже почти три года приходится обходиться без официально ввезенного оборудования".
Запрет на поставки и обслуживание программного обеспечения для геологической разведки важен в долгосрочной перспективе, говорит Блохин из Альфа-банка. "Это направление деятельности нефтесервисных компаний зависит от импортных технологий, в первую очередь западного образца, поэтому ограничения, конечно же, могут сказаться на объемах освоения месторождений и могут ограничить потенциал роста добычи в будущие годы", — полагает он.
Форбс