Европейский автопром скорее жив, чем мертв. Но надолго ли?

Версия для печати

"Европейский автопром переживает нелучшие времена" — эта фраза с разной степенью драматичности нередко звучала в ХХ веке, однако в XXI накал серьезно вырос. Угроза если не гибели, то серьезнейших проблем для европейских автопроизводителей стала более чем реальной: высокая политическая турбулентность, связанная с украинским кризисом, антироссийскими санкциями, сменой политического руководства в США, а также зеленая повестка могут попросту похоронить европейские автогиганты.

Европейский автопром скорее жив, чем мертв. Но надолго ли?

Немецкие компании Volkswagen, Mercedes и BMW, а также связанные с ними производители автомобильных запчастей вынуждены сокращать производство и увольнять людей.

Business as usual невозможен              

С началом в 2022 году специальной военной операции на Украине западные, а вслед за ними японские и корейские автоконцерны спешно покинули Россию, оставив создававшиеся не одно десятилетие мощности. Безусловно, уход мировых гигантов не лучшим образом отразился на российской автомобильной сфере. Однако конъюнктурный политический демарш автопроизводителей, как оказалось, ударил по ним самим еще больнее.

Российскую нишу, которую освободили европейцы, корейцы и японцы, с радостью начали занимать китайские автопроизводители. Они теперь осваивают оставленные конкурентами заводы и дилерские сети. Думаю, что ушедшие с российского рынка компании с глубочайшим огорчением наблюдают за этими процессами, прекрасно отдавая себе отчет в том, что даже полное и единовременное снятие с России западных санкций не даст возможности быстро и беспрепятственно вернуться к тому, что было оставлено.

Что дороже

Европейцы, безусловно, поступили последовательно, отказавшись не только от российского рынка, но и от российского газа, выбрав (где-то совсем не самостоятельно) некие принципы. В результате общий рост стоимости жизни в европейских странах логично привел к снижению внутреннего спроса на автомобили и интересу к более дешевой продукции китайских конкурентов. От китайцев Евросоюз отгородился повышением пошлин, но тут сменилась власть в Вашингтоне.

Новый президент США Дональд Трамп пообещал поднять пошлины на некоторые европейские товары, в том числе на автомобили, до 25%. Реализация этих заявлений приведет к миллиардным убыткам в отрасли и, по разного рода оценкам, к потере как минимум 25 тыс. рабочих мест. По данным экспертов консалтинговой фирмы Kearney, потери европейских автогигантов могут составить от $3,2 млрд до $9,8 млрд. Больше всего от введения тарифов могут пострадать немецкие компании Volkswagen, Mercedes и BMW, которые импортируют в США порядка 640 тыс. автомобилей.

По информации британской газеты Financial Times, самые большие убытки понесет Volkswagen, 45% продаж которого в США приходится на автомобили, произведенные в Мексике и Канаде. Кроме того, все продаваемые в Соединенных Штатах люксовые марки компании — например, Porsche — производятся за пределами страны, поэтому введение 25% тарифов против Мексики сократит глобальную прибыль группы Volkswagen (до вычета процентов и налогов) более чем на 15%.

Процесс пошел

На днях в прессе появились сообщения о том, что Audi планирует сократить к 2030 году расходы на материалы на €8 млрд, а также уменьшить траты на рабочую силу на €1 млрд в год. Ожидаются также массовые увольнения, уменьшение стимулирующих выплат и передача многих процессов сторонним подрядчикам.

Показательным стало закрытие в Бельгии завода Audi — 28 февраля с конвейера сошел последний автомобиль, а порядка 3 тыс. сотрудников были сокращены, получив, правда, хорошие выходные пособия, сообщает издание Handelsblatt.

Не может остановить волну сокращений и крупный поставщик автомобильных компонентов Bosch. Как сообщил гендиректор компании Штефан Хартунг немецкому изданию Stuttgarter Zeitung, в прошлом году Bosch уже сократил 11,5 тыс. сотрудников и эта тенденция в ближайшее время не изменится.

Хартунг объяснил это слабостью мировой экономики в автомобильном секторе, растущей конкуренцией со стороны Китая и неопределенностью среди потребителей. К значительной потере рабочих мест, по его словам, ведет также объявленный в Европе переход от двигателей внутреннего сгорания к электроприводам.

"Зеленый гвоздь" в колесе автопрома

Последние несколько лет мировые автогиганты, следуя модному тренду "зеленой экономики", уделяют огромное внимание производству электромобилей. Однако не так давно в европейских автоконцернах осознали, что на электрических автомобилях далеко не уедешь, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Так, в октябре 2024 года на международном автосалоне Paris Motor Show генеральный директор BMW Оливер Ципсе заявил, что идея европейских властей отказаться к 2035 году от двигателей внутреннего сгорания губительна для европейского автопрома.

Меня как автомобилиста не может не радовать это явное проявление здравого смысла. По целому ряду причин. Во-первых, выработка электроэнергии — не такое уж дешевое удовольствие, в том числе в условиях отказа Европы от российского газа и собственных атомных электростанций. Кроме того, производство и утилизация аккумуляторов далеки от экологичности, просто об этом не принято говорить, чтобы не нарушать общие тенденции.

Во-вторых, если говорить о развитых странах, то есть маленькая Европа и есть большие по территории США и Канада. В этих странах просто невозможно ездить на электрических машинах в удаленных от крупных городов районах, так как бензиновых заправок до сих пор может не быть на многие километры, что уж говорить о розетках для электромобилей.

В-третьих, помимо стран ЕС и "Большой семерки", есть множество других государств — больших и не очень, развитых, развивающихся и застрявших где-то в первой половине прошлого века. В некоторых из них, конечно, автомобилисты с удовольствием катаются на "электричках". В России и Китае, например. Но что-то с трудом представляется массовое использование таких автомобилей в странах Африки и Латинской Америки или в Индии. Думаю, там еще очень нескоро откажутся от двигателей внутреннего сгорания. 

Есть и хорошая новость

На фоне этого вала удручающих для европейского автопрома новостей появилась одна приятная. Как сообщает Reuters, Еврокомиссия разрешила автомобильным концернам не платить в 2025 году многомиллиардные штрафы за невыполнение требований по нормам выбросов CO2. Европейский регулятор смягчил свои же требования после многочисленных просьб производителей и властей стран, отсрочив введение штрафов на два года. 

ТАСС

Показать больше